Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+22+12

Мнения

А
А

Кто стоит за спиной Байдена

Демократы меняют дизайн Овального кабинета. Место позади президентского кресла займет бюст поборника социальной справедливости Сесара Чавеса.

Игорь Гашков
25.01.2021
Источник:ТАСС
Фото: Getty Images / Pool

Джозеф Байден, даже если бы искренне захотел этого, не мог бы оставить Овальный кабинет прежним. По традиции, сложившейся за несколько десятилетий, от каждого президента ждут перемен в главной приемной Соединенных Штатов. Детали интерьера при передаче власти призваны подчеркнуть нюансы нового курса. В случае Байдена речь об изменении расового баланса в правительстве, заинтересованности в научных исследованиях и... неприятии неэкологичной упаковки.

Президент выселяет президента

По крайней мере у одного обитателя кабинета Дональда Трампа заранее не было шансов выжить — у представлявшего демократов, но консервативного президента XIX века Эндрю Джексона. Появление картины с ним на стене Овального кабинета в 2017 году само по себе граничило с вызовом. Джексон остался в истории организатором массового переселения индейских племен чироки, чокто и чикасо. Повесив его портрет на стене, Трамп давал понять своим оппонентам, что не исключает применение силы. Но Байдену, надеющемуся примирить нацию, видеть перед собой лицо Джексона и вспоминать его историю ни к чему.

Кроме возмущающего расовые меньшинства президента права оставаться в Овальном кабинете лишился фаворит правой Америки — британец Уинстон Черчилль. Первым его убрал Обама, затем вернул Трамп, и избавиться еще раз решил Байден. Зато два других исторических лица, приемлемых для республиканцев, только поменяли свое положение: первого президента Джорджа Вашингтона перевесили с центрального места к краю, понизив в статусе: ему теперь полагается портрет меньшего размера, а правозащитника Мартина Лютера Кинга, наоборот, поставили на виду. В 2017 году вокруг бюста Кинга в Овальном кабинете разгорелся скандал: Дональд Трамп разместил скульптуру так неприметно, что ее закрыл собой косяк двери. Корреспондент журнала Time Зек Миллер, не разглядевший борца за права чернокожих, сообщил в своем издании, будто Трамп, не предупредив никого, "избавился" от Кинга. Республиканец воспользовался этой возможностью и уличил не любившие его медиа в публикации fake news.

На этот раз подобное невозможно: бюст Кинга бросается в глаза. Освободившееся место недалеко от него заняли изображения брата президента Джона Кеннеди Роберта, борца за права мигрантов Сесара Чавеса, чернокожей активистки Розы Паркс, а также обобщенной фигуры — индейца-апача. Больше других повезло Чавесу. Статуэтку, изображающую его, разместили прямо за спиной Байдена, призывающего со временем предоставить американское подданство 11 млн находящихся на территории страны переселенцев без права на жительство. Нелегалам.

В оформлении нового кабинета прослеживается еще один мотив: приложить усилия, чтобы избежать обвинений в белом шовинизме. Подобно тому, как в сформированном Байденом кабинете министров доля белых мужчин снизилась до трети, так и в числе изображений, заказанных для Белого дома, их насчитывается менее половины. Такой подход объясним, ведь номер два в команде Байдена Камала Харрис известна борьбой за позитивную дискриминацию (affirmative action): право расовых меньшинств на преимущества при зачислении в вузы. Впрочем, на референдумах в штате Калифорния, где раньше работала Харрис, эта инициатива успеха не имела.

Некабинетные споры

Несмотря на внесенные Байденом изменения, интерьер его кабинета имеет изъян: в нынешнем виде едва ли придется по вкусу всем американцам. Бесспорные в прошлом моральные авторитеты — прежние президенты — утратили свою притягательную силу для части общества. В мае 2020 года в США разгорелись протесты против расовой несправедливости. Их мишенью стали статуи исторических лиц, в том числе и тех, на ком остановил свой выбор Байден.

Из шести остающихся на стенах Белого дома президентов пострадать успели трое — Джордж Вашингтон, соавтор Декларации независимости США Томас Джефферсон... и отменивший рабовладение Авраам Линкольн. 12 октября прошлого года в Портленде монумент этого исторического деятеля сбросили на землю демонстранты. Его вину усматривают в одобрении расправы над 38 индейцами племени дакота. Кроме того, имя Линкольна нередко используют в своей пропаганде ультраправые — те вспоминают, что по мысли знаменитого президента освобожденных чернокожих стоило не интегрировать в американское общество, а возвратить обратно в Африку либо расселить по карибским колониям за пределами США. Во времена Линкольна на западном берегу Черного континента создали государство Либерию, куда успели отправить тысячи освобожденных из рабства участников Гражданской войны — пока проект не был свернут.

Уничтожение памятников совместимых с Байденом исторических лиц — не всегда инициатива только разгоряченной народной массы. Статую Томаса Джефферсона (его портрет нынешний президент оставил на стене Овального кабинета) в Джорджии удалили с согласия местной администрации, решившей спасти ее таким образом от уничтожения. Обвинения, выдвигающиеся в адрес этого политика, обычны для ранней американской истории. Как и многие его современники, Джефферсон владел рабами, число которых превышало 600, и пользовался властью над чернокожими женщинами, от одной из которых завел детей.

Даже Джордж Вашингтон, которого Байден переместил на менее заметное место, — компромиссная фигура не для всех американцев. В июне сторонники движения Black Lives Matter предъявили претензии и к нему: памятник первому президенту США в Орегоне был сброшен с пьедестала.

Читайте также

Подари мне лунный камень

Для Джозефа Байдена, располагающего дипломом бакалавра искусств с особым упоминанием истории, споры о прошлом не могут быть пустым звуком. Администрация демократов ищет выход. И часто усматривает его в фигуре президента Александра Гамильтона, портрет которого уже много лет украшает одну из стен Овального кабинета. В 2015-м, при правлении демократов, Гамильтону посвятили бродвейский мюзикл с одноименным названием, горячим поклонником которого называют Байдена. Для его единомышленников Гамильтон — желанная находка: еще в начале XIX века он высказывался в пользу равенства между расами и осуждал жестокости рабовладения. А мюзикл (особенность которого в том, что роли части белых отцов-основателей США по принципу расовой инверсии исполняют черные) кажется вполне соответствующим запросу на примирение американского общества.

Правда, согласны с этим не все: в 2020-м CNN опубликовала критическую рецензию на постановку. По утверждению автора, стандарты расового равенства должны сделаться еще совершеннее, и "Гамильтон" (а также Гамильтон) в них не укладывается: "Это настоящее минное поле, над которым проскальзывают очень двойственные сигналы. Нетрадиционный кастинг актеров, позволяет ли он "подняться" черным? Или изображение отцов-основателей чернокожими скрывает историческую правду — то, что на деле они были рабовладельцами?" — требует большего колумнист телекомпании.

При таком подходе Байдену остаются портреты лишь двух государственных деятелей, к которым не имеет претензии BLM, — Франклина Рузвельта (его Байден сделал самым большим на стене Овального кабинета) и Бенджамина Франклина (правда, рабовладельца), а кроме них — бюст Гарри Трумена в углу.

Если же Джозеф Байден захочет отыскать себе покой вдали от запутанных исторических тем, такая возможность для него найдется. Сделать это можно будет за созерцанием лунного грунта, который президент в знак своего интереса к науке поместил поблизости от портрета Франклина. А вот освежиться газировкой без дополнительных усилий не выйдет: кнопка вызова сотрудника с нею, оборудованная при президентстве Трампа, по распоряжению Байдена демонтирована. Возможная причина — забота о здоровье и негативное отношение к пластиковой упаковке. По мнению экологов, к которым активно прислушиваются демократы, та наносит серьезный ущерб окружающей среде.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке