Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
+17+13

Мнения

А
А

Евреи или израильтяне?

Ментальность человека определяется проблемами, с которыми он сталкивается, общность людей определяется общностью их ментальности.

Сема Давидович
17.01.2021
Источник:Мастерская
Фото: courtesy photo

Евреи победили израильтян!
Шимон Перес


На первый взгляд все просто: евреи - народ, израильтяне - нация. У каждого израильтянина в его паспорте стоит

אזרחות - ישראלית

И, на всякий случай, временно, конечно, пока иврит не стал таким же языком международного общения, как английский, рядом написано:

Nationality - ISRAELI.

В этих понятиях царит большая путаница, по крайней мере по отношению к евреям. Путаница началась в начале прошлого, ХХ, века, когда появилось такое не мыслимое ранее явление как светский еврей. Раньше понятие еврей и иудей были тождественны, и был приговор: "Жид крещеный - что вор прощеный". Общепринято, что понятие нация появилось вместе с появлением государств в современном смысле этого слова.

А национальность?

А как быть с многонациональными государствами?

А как быть с "советскими гражданами еврейской национальности", многие из которых, как выяснилось начиная с 70-х годов того, прошлого, века, не очень-то хотели быть "советскими"? Есть страны, которые многонациональности не признают. К примеру - Франция, где все французы. Это обстоятельство помогло выжить многим французским евреям в Холокосте - не было учета граждан по их конфессиональной принадлежности. А вот в соседних Нидерландах, где население много сильнее пыталось препятствовать уничтожению своих евреев, процент погибших евреев был много больше - их было просто определить по записи о принадлежности к конфессии. Вопросы… Но в основном это вопросы схоластические, или, в лучшем случае, из сферы лингвистики.

Эта статья, толчком к написанию которой послужила недавно опубликованная в Мастерской статья Льва Мадорского: "Есть такая нация, или восьмая задача тысячелетия" совсем о другом - смотри заглавие. (Автор благодарит Льва за подталкивание к давно интересующей его теме). И я не буду здесь о том, что название статьи Льва не точно - по сути он пишет не о нации, а о народе. Я буду о другом.

В мае 1996 года Шимон Перес, этот вечный "лузер" израильских выборов, проиграв чуть меньше 1% победителю выборов Биньямину Нетаниягу, в интервью газете "Гаарец воскликнул с раздражением: "Евреи победили израильтян!"

Абсурд? Не совсем.

Держа в уме создание Еврейского государства, сионисты долгое время, до Билтморской декларации 1942 года, говорили не об Еврейском государстве, а об Еврейском доме (или очаге). И это должен был быть "Еврейский дом" для тех евреев, которые захотят жить среди своих. Другими словами - для евреев-сионистов. А их было тогда не так уж и много. К примеру в 1917 году, на момент принятия Декларации Бальфура из около 300 тысяч британских евреев сионистами считали себя 8 тысяч, в 3-х миллионом американском еврействе в 1918 г. в Федерации американских сионистов состояла 147550 членов, а через 15 лет, перед приходом Гитлера к власти, на полмиллиона немецких евреев приходилось около 20 тысяч сионистов. Главное для создателей будущего Еврейского государства было "перевернуть пирамиду" - изменить сложившуюся в странах рассеяния искаженную социальную структуру, пирамиду, у которой "верхушка" (коммерсанты, финансисты, представители свободных профессий) чрезвычайно велика, а "основание" (земледельцы и рабочие) почти отсутствует. Без этого ни о каком функционировании Еврейского дома, не говоря уже о создании Еврейского государства, речь идти не могла.

Вся идеология Ишува, вся прекрасная система воспитания, были направлены на воспитание Нового Еврея, Человека Реального (физического) Труда, еврея, ставшего израильтянином. Получилось! И не имеет значения, что сегодня в основании пирамиды выделяются люди не физического, а умственного, труда, не земледельцы и рабочие, а программисты и электронщики, а национальный продукт производится сегодня больше не в пардесах (цитрусовых плантациях - прим. автора) под жгучим ближневосточным солнцем, а в офисах под жужжание кондиционеров. Вырос человек с новой ментальностью, противоположной ментальности давно ушедших в небытие местечек Черты оседлости. (Но порою хочется, чтобы эта новая ментальность не была так непохожа на ту, прежнею, исчезнувшую навсегда. Или не надо судить о ментальности тех евреев по рассказам Шолом Алейхема?)

Ментальность. Этот термин я впервые услышал только по приезде в Израиль. Одно слово заменяет несколько предложений. Ментальность советского еврея отличалась от ментальности других членов многонационального Союза? Конечно. Но не больше, чем отличалась ментальность грузин или узбеков. Впрочем, среди тех, пожалуй, не было стольких, кто из кожи вон лез, чтобы не отличаться.

В Израиле любят говорить: каждая алия - это зеркало страны исхода. Поляки - с гонором, немцы - пунктуальные, румыны - хитрецы, грузины - деловые люди, советские - твердокаменные. Невооруженным взглядом было видно отличие в ментальности людей нашей "Великой алии" из СССР конца 80-х - начала 90-х годов прошлого столетия от ментальности израильтян, выходцев из других стран Европы. Как ни парадоксально, в чем-то она оказалось даже ближе к ментальности израильтян, выходцев из стран Магриба, но это отдельная тема. Есть, конечно, и хорошее: ментальность привезенных нами детей уже вполне израильская. А уже об их родившихся в Израиле детях и говорить нечего! 100% израильтяне. Правда некоторые бабушки-дедушки возят внуков и внучек показать, откуда были выкорчеваны их корни.

Но вернусь к теме, к вопросу: кто же живет в Израиле - евреи или израильтяне? Вот на этот вопрос ответ как раз есть - и те и другие живут. И есть ответ на следующий вопрос: а кого больше?

В 2014-15 годах было проведено социологическое исследование, в ходе которого израильским евреям, в числе прочих был задан вопрос: кем они себя видят в первую очередь: евреями или израильтянами? 46% ответили - евреями, 35% - израильтянами, 20% (получился 101%, очевидно из-за округления) затруднились (или не захотели) ответить.

Интересно "сделать зум" - посмотреть ответы разных категорий израильтян. Около девяти из каждых десяти ультраортодоксов (91%), примерно восемь из десяти религиозных (80%), и около шести из десяти традиционалистов (59%) видят себя в первую очередь евреями, а шесть из десяти светских (59%) думают наоборот и говорят, что видят себя в первую очередь израильтянами.

Эта статистика подтверждает правоту Переса. Но на вопрос можно посмотреть и с другой стороны.

Бытие определяет сознание. Ментальность человека определяется проблемами, с которыми он сталкивается, общность людей определяется общностью их ментальности, другими словами - схожестью проблем, которые надо решать.

И с кем у меня будет больше схожих проблем, а значит и общая ментальность: с мои соседом Николаем, абсолютно не евреем, на 100% русским, приехавшим вместе со своей женой-еврейкой Иланой, начавшего вкалывать чуть ли не со второй недели по приезде, ни дня не просидевшего на пособии, дети которого служили в ЦАХАЛе, а родной язык его внуков - иврит; или с живущим в Бостоне стопроцентным евреем Борей, или оставшимся в Москве таким же стопроцентным евреем Гришей?

Ответ ясен. Значит…?

Но как быть тогда вот этим: за тридевять земель, в далекой Африке, около знаменитого водопада Виктория (оказавшимся пожалуй главным разочарованием той замечательной поездки, но это совсем другая история) к нашей группе израильтян, услышав наш оглашавший окрестность иврит, подошел человек из соседней группы, еврей из Нью Йорка. И я остро почувствовал, что он - "свой"!

Вопросы, вопросы… Вопросы без ответа.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться. Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.