Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+12

Мнения

А
А

Двойной выкуп

Все они погибли от рук нацистов. А все земли, купленные ими у арабов в Галилее и в Изреельской долине, наше государство продало тем же арабам.

15.01.2021
Источник:Новости недели
Вид на Изреельскую долину с горы Гильбоа. Фото: Wikipedia / טל עוז

Что общего между Шмуэлем Каценельсоном, Ицхаком Элиэзером-Френкелем, Яковом Гринбергом, Хаимом Гольдманом, Анной Клоц и десятками других евреев, проживавших в начале прошлого столетия в Европе и посылавших деньги в Эрец-Исраэль для покупки земли? Для них это было таким же важным делом, как сама жизнь, поскольку речь действительно шла о жизни в реальном, а не символическом смысле.

Это было время, когда по земле Израиля прокатились - сначала в 1921-м и 1929-м, а потом в 1936-1939 годах - погромы, в которых от рук арабов погибли десятки их соплеменников, пролилась кровь сотен евреев. Арабы требовали от британских властей прекратить алию, запретить продажу земель евреям-сионистам из Лодзи, Варшавы, Ковно и других городов тогдашней Европы. Но деньги продолжали посылаться и земли - худо-бедно - продолжали покупаться.

Есть еще нечто, что связывает и перечисленных выше и других, далеко не всех названных людей. Первое - все они погибли от рук нацистов и, насколько известно, не оставили наследников - ни близких, ни дальних родственников. И второе: все земли, купленные у арабов в Галилее и в Изреельской долине, наше государство продало тем же арабам.

Человек, который поведал мне недавно эту историю, принадлежит, насколько я знаю, к левоцентристскому политическому лагерю и вовсе не хочет, чтобы она превратилась в очередной повод для конфликта между евреями и арабами для обвинений в дискриминации арабского меньшинства.

- Не в этом суть, - говорит он. - Здесь просто встает один-единственный вопрос: хотели ли бы евреи, во имя сионистской цели выкупившие у арабов землю и погибшие во время Катастрофы, чтобы она, эта земля, вернулась к прежним владельцам? К великому сожалению, мы не можем задать им этот вопрос. Но я не сомневаюсь: если бы кто-то из них остался в живых, и мы спросили его, желает ли он вернуть арабам купленный им клочок сельскохозяйственной земли под Афулой или Порией, даже если он стоит сейчас в десятки, сотни раз дороже, он ответил бы отказом. Потому что вовсе не заработок был на купле-продаже был его целью.

С 2006 по 2017 годы в Израиле работала Компания по поиску и восстановлению имущества жертв Холокост - "Хевра ле-ашава". Она была создана на основе специального Закона о находящихся в Израиле активах жертв Холокоста - с целью возвращения их законным наследникам и по результатам парламентского расследования, которое инициировала в начале 2000-х годов депутат кнессета Колетт Авиталь. Этот же закон определял, что в случае отсутствия наследников (несмотря на меры по их поиску) средства, вырученные от продажи активов, должны быть направлены на помощь оставшимся в живых жертвам Катастрофы и на сохранение памяти о ней. Спустя три года после расформирования компании министерство юстиции назначило государственного опекуна невостребованного имущества жертв Катастрофы. Родственники отдельных лиц, значащихся в списках минюста, продолжают заявлять о себе, но речь, как правило, идет об очень дальнем и не всегда доказательном родстве, причем, заявители подчас ничего не знают об оставленном имуществе.

О каком же имуществе - а в нашем случае, о каких конкретно землях - мы говорим?

Несколько недель я провел за изучением данных, касающихся тендеров Земельного управления по продаже земель, принадлежащих жертвам Катастрофы, за последние десять лет. Обнаружил свыше 130 "бесхозных" участков. Большинство из них - площадью в один дунам, но есть и 20, и более дунамов. Около 20 процентов этих земель перешли в руки дочерней компании "Керен Каемет ле-Исраэль", остальные - проданы частным владельцам или компаниям, участвующим в тендерах. Основная их часть расположена, как я уже отметил, в Изреельской долине, а также в Пории, Афуле и ее окрестностях. Стоит отметить, что значительную часть земельных сделок в этих районах совершают сегодня не евреи - факт, который заставил меня сесть за эту статью.

Изучая список покупателей, приобретших в последнее время земли в указанных районах, я наткнулся на одно хорошо мне знакомое имя - Мухаммед Мукари. Он приобрел земли в целой серии тендеров Компании по поиску и восстановлению имущества жертв Холокоста, почти все - сельскохозяйственного назначения, и Мукари не пожалел на них денег. Имя же это мне известно из расследования, которое я провел относительно случая, потрясшего Афулу пять лет назад. Тогда Земельное управление объявило тендер на аренду в новой части города участков под застройку 45 квартир. Он включал 27 площадок: на 18 из них должны были быть построены 36 квартир в двухквартирных домах, на остальных - одноквартирные дома. Каково же было удивление горожан, когда они обнаружили, что из 300 с лишним подателей заявок на тендер - причем, почти все они жители Афулы - в числе победителей оказались только… арабы. Они выиграли все 45 лотов. 142 еврея тендер проиграли. Город накрыли демонстрации и протесты: жители выражали вполне обоснованное беспокойство, что при таком повороте дел еврейскому большинству Афулы может прийти конец. Кроме того, они подозревали, что за "победителями" стоит, скорее всего, один человек.

Читайте также

Углубленное изучение конкурсной документации выявило интереснейшую деталь: за каждый участок, предназначенный для двух семей, была предложена самая высокая цена - 255.555 шекелей. Причем были сделаны не просто 36 идентичных предложений, идентичными оказались и гарантийные письма на каждую заявку - в размере 35 тысяч шекелей, что в большинстве случаев было даже больше, чем требовалось. И все они были выданы в один и тот же день одним и тем же отделением банка в Кафр-Кане, но организаторов конкурса эти детали не смутили. Адвокат же Илан Вакнин, представляющий затем в суде группу проигравших в конкурсе, назвал подобную ситуацию заговором, за которым стоит вполне четкое, но запрещенное законом согласование. Ведь те, кто собирается жить одной группой в конкретном районе, знают, кто будет жить рядом, и ради этого готовы инвестировать в покупку больше денег.

Достаточно быстро стало ясно, что за группой, подавшей на все 45 квартир идентичные документы в один и тот же день и в одном и том же месте, стоит один человек - владелец крупной инженерной компании Мухаммед Мукари, а "победители" конкурса - его родственники, друзья и работники компании. Именно он - автор всех представленных документов, и все деньги были переведены Земельному управлению с его личного банковского счета. Между тем, ни председатель окружного суда Нацерета Авраам Авраам, ни судья Верховного суда Анат Барон не нашли связи между Мукари и остальными победителями конкурса.

А вот другая история, связанная с Мукари: два с половиной года назад он подал в суд иск против Наиля Хатиба - одного из "победителей" конкурса в Афуле, чья "победа" была затем аннулирована Верховным судом. Истец утверждал, что Хатиб передал предложение на участие в конкурсе не самостоятельно, а через него, Мукари, и для этого получил в долг 340 тысяч шекелей. Сейчас, когда ответчик потерял право на квартиру, Мукари требует возврата долга. Нас, однако, интересует другое: заявление Мукари укрепляет мнение жителей города в том, что во время злополучного конкурса арабы предприняли попытку завладеть здешней землей. В беседе, состоявшейся недавно, я спросил Мухаммеда Мукари, какова цель приобретения им сельскохозяйственных земель от компании "Хевра ле-ашава". "Ты фермер? - задал я ему вопрос. - Выращиваешь что-нибудь?" "Пока нет, - ответил он. - Однако, возможно, буду выращивать".

- Здесь есть проблема, - сказала мне Коллет Авиталь, когда я попросил ее прокомментировать ситуацию с распродажей земель, принадлежавших погибшим в Катастрофе. - С одной стороны, я не могу знать целей, по которым покупали здесь землю эти люди. Часть из них хотели, быть может, со временем перебраться в Эрец-Исраэль, часть думали, что приедут их родные. Однако нет сомнений в том, что речь шла о выкупе земли, причем, по сионистским соображениям. Не стану высказывать свое личное мнение по поводу того, как следует поступить с этими участками, но убеждена, что те люди не хотели, чтобы купленная ими земля была продана обратно арабам.

Авиталь Колетт отмечает, что в ее семье тоже был человек, купивший участок земли в Эрец-Исраэль.

- Однажды я была в сионистском архиве, и мне принесли несколько книг Ави Переса. В одной из них я обнаружила документ, подтверждавший, что мой дед купил землю на Кармеле. Если бы я не работала в комиссии по реституции имущества жертв Холокоста, я бы никогда и не узнала об этом. И я уверена, что дед приобретал здесь землю только по сионистским соображениям.

- Земля, которую евреи прошлого века покупали у арабов, - говорит профессор Йоси Кац, - были ничем иным, как выкупом. Выкупом за землю, которая когда-то по праву принадлежала евреям. И, конечно же, они не предполагали, что ее будут продавать обратно арабам.

- Вы обсуждали этот вопрос на парламентской комиссии?

- Он выходил за рамки наших полномочий. Кроме того, мы были уверены, что не придем к столь абсурдной ситуации. Мы не сомневались в том, что эти земли будут принадлежать евреям.

…Земельное управление Израиля, заявляет представитель организации, не намерено дискриминировать арабов при участии в конкурсах, проходящих в еврейской местности. Равноправие? "Нет" дискриминации? То есть, нет никаких законных поводов ограничивать заселение еврейских городов арабами? Но как тогда воспринимать тот факт, что Земельное управление регулярно публикует тендеры на новое строительство в арабских населенных пунктах и не забывает упомянуть в условиях, что оно предназначено "только местным жителям". В этом тоже никакой дискриминации?

Источник - "Маарив"

Перевел Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке