Собственно, мысль о том, что на совсем маленькой территории между Средиземным морем и рекой Иордан уже возникли претензии не только на второе, но и на третье государство, появилась у меня тогда, когда я слушал в телевизоре комментарий представителя израильской, что характерно, полиции, о бунте ультраортодоксов в Ашдоде. Его смысл сводился к тому, что, конечно, среди наших сограждан-харедим есть люди, которые ведут себя нехорошо, карантин не соблюдают вообще, маски не носят, собираются без всякой социальной дистанции в любых количествах, и вон даже с полицией дерутся, но таких меньшинство. В основном все все соблюдают, и даже большинство (!) религиозных школ и йешив сейчас закрыто.
Параллель, на мой взгляд, очевидна - точно так же на протяжении многих лет представители других правительственных ведомств нам объясняют, что да, конечно, из Газы постоянно летят воздушные шары с зажигательными устройствами, а иногда даже и ракеты, но ведь террористов там не очень-то и много, а большинство людей вполне нормальных, хотят они мира и спокойствия. Совершенно очевидно, что в обоих случаях изрекающие все это чиновники, в форме и штатском, действительно правы. И, собственно, никто из израильтян и не требует расправы со всеми живущими в Газе, но довольно много людей считали бы правильным добиться прекращения террора любым эффективным способом, включая лишение власти ХАМАСовских вождей.
Разумеется, еще в меньшей степени мы склонны обвинять в чем бы то ни было всю ортодоксальную общину Израиля. Проблема, однако, состоит в том, что значительная часть этой общины в существующей сегодня реальности не живет по законам государства Израиль. Даже те из них, кто, допустим, соблюдает карантин, делает это не потому, что этого требует правительство, а потому что так велели их раввины. Вот и получается, что одни раввины велели соблюдать, другие - не соблюдать, и в результате, будут ли выполнять распоряжение правительства 10-15% вроде бы граждан, решают неуполномоченные на это люди. Они же решают, кому из их подчиненных работать, кому не работать, за какую партию голосовать, служить ли в армии, подчиняться ли законным требованиям полиции, в общем регулируют по своему усмотрению все сферы отношений большой группы граждан с государством.
Вторым общим "приводным ремнем" в рамках этой параллели являются деньги. Правда, расходы ХАМАСа в значительной мере покрывает Катар, а в случае с ультраортодоксами обратиться израильскому правительству буквально не к кому и платить приходится из своих, точнее из наших общих. Вот и получается, что с разницей в пару-тройку дней приходят новости о том, что дефицит государственного бюджета в Израиле достиг беспрецедентных размеров и составляет чудовищную сумму 160 млрд шекелей, что правительство обещает владельцам бизнесов, потерявших из-за локдауна от 50% дохода (что должно составлять 150 тысяч шекелей за год) "помощь", а точнее подачку в размере 5000 шекелей, а тем, кто потерял 60%, аж целых 9000, и при этом то же самое правительство выделяет 150 млн шекелей на йешивы. Этого, если кому лень считать, хватило бы на помощь 30 тысячам разоряющихся предприятий, если, конечно, считать выделяемые правительством суммы помощью, а не издевательством.
Упомянутый представитель израильской полиции в своих увещеваниях не придумал ничего нового. Я много раз слышал, что многие ультраортодоксы служат в армии. Ну да, многие служат. Но по закону обязаны служить не "многие", а все, как обязаны служить все их светские ровесники. А вот другой вопрос - а многие ли из ультраортодоксов, нападавшие на солдат и устраивавшие драки с полицией, пошли под суд и в тюрьму? Вы можете себе представить светских участников какой-нибудь акции протеста, которые сначала кидали камнями в полицейских, а потом безнаказанно разошлись по домам? Я тоже не могу. Точно так же, как сейчас во время тотального карантина я не могу себе представить работающие светские школы и университеты. А то, что некоторые религиозные школы и йешивы работают, подтвердил лично представитель полиции Израиля.
Читайте также
Как сказал в своем выступлении в Ашдоде у этой самой Гродненской йешивы Авигдор Либерман: "Не понимаю, почему до сих пор нет распоряжения о закрытии места, где был нарушен закон. То, что мы видели здесь вчера - это грубое нарушение постановлений правительства, нарушение закона. Вчера мы видели агрессивные действия против полиции - троим полицейским понадобилась медицинская помощь. Сотни людей приняли участие в беспорядках и насилии. Сейчас эта йешива открыта. Вчера их оштрафовали, но никто не собирается этот штраф оплачивать, а даже если и заплатят, им вернут".
Да, собственно, в эпоху интернета и так было известно, что, когда в светских семьях дети заперты в квартирах, в Бней-Браке и других подобных населенных пунктах жизнь идет, будто ни о каком карантине там не слышали. Улицы полны народу, школы открыты, на свадьбы собираются толпы людей. Трудно поверить, что это Израиль, который в карантине.
В целом действительно создается совершенно устойчивое ощущение, что это другая страна, граждане которой живут по другим законам, но при этом почему-то невозбранно пользуются израильским бюджетом. Полицейские чиновники с гордостью доложили, что Израиль находится на первом месте в мире по количеству штрафов за нарушения карантинных правил, при этом, как выяснил и сообщил Либерман, "религиозные учреждения не заплатили ни одного штрафа за нарушение (карантинных) инструкций". При этом он задает риторический вопрос: "Кто управляет страной - правительство или раввины?". Я назвал этот вопрос риторическим, потому что ответ всем известен довольно давно - этим правительством, конечно же, раввины. Раввин Лицман, раввин Гафни, раввин Дери, раввин Йосеф, ребе ми Гур и еще несколько человек, каждый из которых нынешнему правительству не подчиняется, а все вместе они безусловно руководят.
Конечно, вожди и повелители ультраортодоксов, освободив себя от каких бы то ни было обязанностей перед государством Израиль, оставили за собой право распоряжаться его бюджетом. В условиях нынешнего тотального кризиса этот бюджет просто не в состоянии продолжать удовлетворять их аппетиты. Страна элементарно не в состоянии дальше их содержать. У нас нет денег, чтобы по итогам предстоящих выборов сформировать еще раз подчиняющееся раввинам правительство. Если раньше не хватало политической воли, то теперь это уже вопрос кармана. Прислушайтесь к своему карману, прежде чем голосовать.