Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+21+12
Иерусалим
+19+10

Мнения

А
А

Израильские опасения

Израильтян не впечатлил заметный сдвиг официального Тегерана в сторону от жестко антиизраильского тона, которым постоянно "грешил" бывший президент Ахмадинежад.

Михаил Агаджанян
03.10.2013
Источник:Политком.RU
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Потепление между США и Ираном встречает препятствия на своем пути. Как и следовало ожидать, смена конфронтации на конструктивность и попытки выйти на решение вопроса о восстановлении дипломатических отношений натолкнулись на стену недовольства некоторых третьих сил. В их авангард вышел Израиль, у которого больше всех вопросов по части столь резкой смены акцентов в американо-иранских отношениях.

После телефонного общения президентов Обамы и Роухани, вселяющих здоровый оптимизм, итогов встречи министров иностранных дел стран переговорной «шестерки» с их иранским коллегой на полях Генассамблеи ООН, из Тель-Авива последовали критические комментарии. Их суть сводится к предостережению всех и, в первую очередь, американцев от слишком резвого старта восстановления отношений с иранцами после прихода к власти команды президента Роухани. Мысль о том, что иранцы остались теми же иранцами, которые, якобы, лелеют планы создания ядерного боезаряда, премьер-министр Израиля Нетаньяху постарался донести до хозяина Белого дома в ходе рабочей поездки в США. До личного контакта с Обамой и выступления с трибуны 68-й сессии Генассамблеи ООН 1 октября, израильский премьер настроил внешних партнеров на соответствующий лад. Накануне отлета в США Нетаньяху заявил, что намерен «рассказать правду в условиях сладких речей и смертельных улыбок» со стороны Ирана во время своего пребывания в Нью-Йорке.

Израильтян не впечатлил заметный сдвиг официального Тегерана в сторону от жестко антиизраильского тона, которым постоянно «грешил» бывший президент Ахмадинежад. Хотя и последние заявления Роухани о Холокосте оставляли место для двусмысленности, все же это был шаг вперед к снятию одной из наиболее болезненных тем в отношениях Ирана с Западом. Израиль взял на заметку смену акцентов иранских властей, но не отклонился от предыдущего курса усиления санкционного давления на Исламскую республику. «Иран поставил перед собой цель уничтожить Израиль. Поэтому для Израиля единственным приемлемым результатом переговоров с Ираном является отказ этой страны от своей ядерной программы», - вернулся к знакомой риторике Нетаньяху после встречи с Обамой 30 сентября.

Дополнительную мотивацию в деле продолжения сдерживающего Иран курса израильтяне получили непосредственно от своего ближневосточного соседа. Для успокоения внутреннего общественного мнения, подогретого местными консерваторами после визита Роухани в США, официальный Тегеран выступил с рядом заявлений. В них вновь указывалось на главную точку нестабильности региона, основной фактор пребывания Ближнего и Среднего Востока в состоянии перманетного ожидания военной эскалации. Ядерный потенциал Израиля был вынесен в эпицентр заявлений МИД Ирана. Пока Израиль не присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия, мир в регионе относителен, - таков лейтмотив последних заявлений иранцев. Они также не упустили случая отметить свой умеренный оптимизм по итогам первых с 1979 года непосредственных контактов с американцами. «Мы не говорим, что доверяем Америке на 100%. И в будущем намерены придерживаться того же принципа», - заявил замминистра иностранных дел Ирана Аракчи.

Масла в огонь взаимных ближневосточных подозрений добавляют и арабские монархии Персидского залива. Их критика на нынешнем этапе, как, впрочем, и на всех предыдущих, не столь публична, как в случае с Израилем. Но это абсолютно не означает, что к голосу аравийцев в Вашингтоне склонны прислушиваться в последнюю очередь.

Иран не сумел добиться для себя важного внешнеполитического успеха. Хотя работа в этом направлении им велась достаточно длительное время. Призывы иранцев к ядерному разоружению израильтян не встретили поддержки со стороны арабского мира. Тон в последнем продолжают задавать аравийцы, а они не подставили иранцам плечо в их попытках ввести Израиль в рамки режима нераспространения ядерного оружия. Более того, наличие у Израиля арсенала атомных боезарядов, обладание им так называемой «ядерной триадой» вызывают у аравийцев меньше тревоги, чем гипотетическая вероятность самостоятельного конструирования иранцами одной атомной бомбы. Получается, что для арабов Тель-Авив более предсказуем в политическом плане, несмотря на имеющийся с ним экзистенциальный конфликт вокруг Палестины, чем единоверцы в Тегеране. На такой платформе взаимного восприятия друг друга в треугольнике Израиль – арабские монархии Залива – Иран поиск точек сближения максимально затруднен.

На нынешнем этапе преимущественное внимание уделяется второстепенным элементам в наиважнейшем вопросе выхода США и Ирана на конструктивный диалог. С подачи СМИ, обсуждения зачастую сводятся к вопросам, наподобие того, какая из сторон стала инициатором телефонного общения и сколько времени оно длилось. Между тем, подвижки в урегулировании застарелых межгосударственных конфликтов станут реальностью по другим признакам конкретных действий сторон. С нашей точки зрения, многое будет зависить не только от предстоящих встреч переговорной «шестерки» с новыми иранскими представителями по обсуждению ядерной программы Тегерана. Важным тестом на жизнеспособность первых ростков американо-иранского урегулирования станет вопрос привлечения Тегерана к работе будущей мирной конференции по Сирии. До сих пор главные внешние спонсоры «Женевы -2» не могут убедить ближневосточные страны, где особенно выделяется голос аравийцев, в необходимости присутствия иранских представителей за столом мирного процесса по Сирии. Как можно понять из сообщений «посвященных источников», аравийцы не желают видеть иранцев на конференции «Женева – 2» даже в статусе наблюдателей. Возможно, до ориентировочных сроков мероприятия (середина следующего месяца) они еще смягчат свою позицию. Попутно продвигая собственные интересы в диалоге с теми же Соединенными Штатами. Но для этого нужна интенсивная перекрестная дипломатия, провестники которой пока мало заметны.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке