Но вскоре эта "корова" может быть зарезана вместе со множеством других сакральных идей, отправленных на свалку истории.
Книга израильского философа Юваля-Ноя Харари "Homo deus - картина будущего" проблематизировала множество традиционных представлений и вызвала обширную дискуссию по многим принципиальным вопросам развития цивилизации. Одна из них - вопрос о человеческом труде в эпоху роботизации. Хотя об этом говорилось уже давно, но сегодня точка перелома стала явью. В чем будет состоять смысл жизни человека, для которого труд был ее стержнем? Оказывается, эта тема волновала многих философов задолго до Харари.
Боаз Йезриэли в "Хаарец" делал обширный обзор идей, которые можно бы назвать правом на лень, и тех препятствий, которые эта идея сегодня встречает на своем пути. Это тем более странно, что в период античности было совершенно понятно, что труд является уделом рабов.
Платон и Аристотель убедительно показывали, что свободный человек должен посвящать свое время развитию духа, души и тела. Именно благодаря творчеству свободных людей и происходит прогресс человечества, ибо именно они могут воспринимать новые идеи из мира идей и приносить их в материальный мир.
То же самое происходило и в период феодализма. Труд был уделом крепостных, аристократы упражнялись в искусстве войны и управления, а оплачиваемые ими философы, ученые, поэты и художники двигали прогресс.
Буржуазные революции и капитализм изменили ситуацию во многом только внешне. Заработная плата, выплачиваемая хозяином наемному работнику - это лишь слегка модифицированная форма крепостничества, часть урожая, который крестьянин оставлял себе. То, что феодал сегодня деперсонализирован и выступает в виде корпораций, дела не меняет.
Протестантская этика лишь замаскировала это положение указанием на то, что хозяином может стать чуть ли не каждый, если будет усердно трудиться.
Не случайно именно марксисты яростно выступили против данного положения. Известно выражение Маркса, что богатство общества определяется количеством свободного времени у его членов. Менее известно, что его зять, публицист Поль Лафарг, написал работу "Право на лень", где, ссылаясь на опыт Греции и Рима, требовал существенного сокращения рабочего времени и роста зарплаты. Эти лозунги во многом остаются центром противоречий современного общества.
Читайте также
Практически все современные идеологии призывают к труду в той или иной форме, обращая внимание лишь на справедливое распределение его итогов.
Гораздо меньше внимания обращают на сам смысл выполняемой работы. Публицист Боб Блэк в статье "Отмена работы" указал, что практически все современные идеологии призывают к труду в той или иной форме, обращая внимание лишь на справедливое распределение его итогов.
А современный исследователь Дэвид Гербер убедительно показал, что значительная часть должностей, видов работы и постов в современном бюрократическом обществе является чистой фикцией.
Главная проблема и препятствие для отмены обязательной работы - чисто психологическая. Люди просто не представляют себе, чем они будут заниматься в свободное время. Конечно, тем, кто имеет какие-либо хобби, будет легче приспособиться к свободе, но для большинства это может обернуться скукой и депрессией. Любопытно, что подобную ситуацию описал в одном из своих рассказов и Теодор Герцль.
Идея гарантированного базового дохода, которая в последнее время активно внедряется в том или ином виде во многих странах, призвана ответить на этот вопрос.
Предлагается выплачивать людям без всяких условий денежное содержание, достаточное для удовлетворения базовых потребностей. Считается, что это даст возможность людям найти дело по душе. Для улучшения поисков подходящей области немецкий философ XX века Рудольф Штайнер предлагал организовать социум по трем сферам: духовной, социально-политической и экономической, чтобы человек мог найти себя в той или иной сфере, но в течении жизни мог свободно и творчески двигаться по каждой из этих сфер деятельности.
Аналогичная идея развивается в работе современного исследователя Ричарда Флориды "Креативный класс", где он указывает, что именно люди свободных профессий, а не рабочие или фермеры, создают подавляющую часть богатства развитых стран.
Проблема права на свободное время не в средствах, а в том, что слишком мало людей задумываются, в чем заключается подлинное дело их жизни, предпочитая оправдываться необходимостью на нее зарабатывать. В этом велика роль и нынешнего образования, штампующего винтики для механизма современного Левиафана.
Постигнет ли нас участь Иова, когда "бог из машины" отправит нас на принудительный отдых? Или мы успеем подготовиться к восстанию искусственного интеллекта, прежде чем отправиться на пенсию вскоре после рождения?