Читайте также
Леонид Невзлин, бывший вице-президент ЮКОСа, фигура знаковая даже среди той когорты бизнесменов ельцинской поры, которых было принято называть олигархами. Он блестящий экономист, которого наравне с его другом и партнером Михаилом Ходорковским называли гением новой России. Он был одним из первых, кто понял потенциал приватизации и стоял у истоков компании ЮКОС, чья эффективность несравнима с госкорпорациями вроде Роснефти и Газпрома. Там использовали современный менеджмент и новейшие технологии, а самое главное – освоили новые рынки и стали выгодно продавать российскую нефть за границей.
За короткое время Ходорковский, Невзлин и их ближайшее окружение стали миллионерами, а потом миллиардерами. ЮКОС был синонимом успеха в сфере энергетики, как, скажем, Владимир Гусинский в СМИ, а Михаил Черной – в области производства алюминия. Но на этом сходство Невзлина с тем же Гусинским или осчастливившим наши широты своим присутствием Аркадием Гайдамаком заканчивается, потому что Невзлин прекрасно вписался в израильскую экономику, а бизнес-деятельность Гусинского – это череда экономических потерь и неудач, Гайдамака же сгубили в Израиле еще и непомерные политические амбиции. Гайдамак и Гусинский так и остались олигархами на час исключительно российского разлива, чей опыт ведения бизнеса малоприменим в цивилизованном пространстве, если за таковое принимать Израиль.
Возможно, тому причиной и широта взглядов Леонида Невзлина. Он как интеллектуал предпочитал заниматься благотворительностью в сфере образования (возглавлял Общественный совет РГГУ), а не спорта. И, забегая вперед, напомню, что, в отличие от Гусинского, приобретшего акции проблемного «Маарива», вложил средства в интеллектуальный «Гаарец». Он не влияет на позицию газеты, но грязь в адрес «русских олигархов» из издания, определяющего общественное мнение в стране, как-то враз исчезла. Невзлин, в отличие от Ходорковского, никогда не был чужд еврейской жизни и даже в 2001-2003 годах исполнял обязанности президента Российского Еврейского конгресса. В Израиле он основал центр по изучению российского и восточноевропейского еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме. На обеспечение этого центра ежегодно выделяется $500 тысяч из Фонда поддержки израильского образования НАДАВ (основан Невзлиным, Дубовым и Брудно в 2005 году). НАДАВ выделил на развитие высшего гуманитарного образования в Израиле $3 млн. Леонид Невзлин является главой попечительского совета Музея диаспоры и входит в состав попечительского совета благотворительной организации «Керен ха-Есод», а также попечительского совета Еврейского агентства «Сохнут». Он буквально спас и вдохнул новую жизнь в Музей диаспоры, которым сегодня можно гордиться.
Судьба олигархов ельцинской поры, как мы знаем, складывалась по-разному. Ходорковский и Невзлин не скрывали своих либеральных взглядов. Так, в 2003 году герой нашей публикации спонсировал «Яблоко» и СПС и тщетно пытался объединить их в один предвыборный блок. Политических пристрастий руководителям ЮКОСа Путин так и не простил. Началось бесконечное судебное преследование, судьба Ходорковского, Лебедева и других всем известна, а вот Невзлину дали заочно пожизненный срок плюс 6 лет. Эта статья приурочена к 10-летию со дня приезда Леонида Невзлина в Израиль, значит, точнее было бы «пожизненное плюс 10». Все это десятилетие российские власти силами Госпрокуратуры РФ добиваются его экстрадиции. Ставки в этой игре были настолько высоки, что представители Кремля предлагали высшему израильскому руководству чуть ли не прекращение поставок ряда вооружений нашим ближайшим соседям и Ирану в обмен на выдачу беглого олигарха. Все эти российские игры с поставками в Иерусалиме давно изучили, поэтому никто не обольщался, и в экстрадиции было категорически отказано. Обо всех судебных перипетиях этого процесса в 2006-2008 годах мы писали детально. Такая многолетняя жгучая ненависть российского президента объясняется участием Невзлина в кампании по освобождению Ходорковского и Лебедева. Эта общественная миссия является для Леонида святой и чрезвычайно важной. Он не жалеет ни времени, ни средств, ни сил, чтобы его товарищи вышли на свободу.
В отличие от Ходорковского, который был уверен, что уж тюрьма и суд ему точно не угрожают, Невзлин решил использовать последнюю возможность и вовремя уехал.
Считанные часы отделяли его от ареста, но птичка выпорхнула из клетки. На своей вилле в Герцлии-Питуах он чувствует себя вполне комфортно, и если бы не судьба Ходорковского и Лебедева, вряд ли бы он и вовсе интересовался российскими делами.
Впрочем, не мне судить.
Бизнес-абсорбция проистекала блестяще. В 2005 году акционеры финансовой группы МЕНАТЕП приобрели долю в нефтехимическом бизнесе Израиля, а в 2007 году выразили заинтересованность в приобретении 20% акций Хайфского нефтеперерабатывающего завода оценочной стоимостью в $1,5 млрд. По данным израильского «Форбс», личное состояние Леонида Невзлина оценивалось в $300 млн.
Пресса в Израиле неоднозначно оценивала его экономическую деятельность в России, некоторые СМИ требовали объяснения источников первоначального капитала, но Невзлин давно сумел проявить свои экономические таланты в Израиле, а также всегда демонстрировал уважение к закону. Настолько, что некоторые местные журналисты даже предлагали, чтобы он поехал и доказал свою невиновность российскому суду, явно не понимая, что «басманное правосудие» отличается от израильской юриспруденции.
В это время мне и редактору «Глобуса» Леониду Луцкому приходилось встречаться с Леонидом Невзлиным, и мы изначально поддерживали его борьбу за освобождение Ходорковского и Лебедева. У нас сложились хорошие рабочие отношения, а благодаря Леониду мы познакомились с тогдашним редактором «Московских новостей» Евгением Киселевым и даже одно время сотрудничали с этим изданием. Примечательно, что владельцем «МН» через какое-то время после Невзлина стал Аркадий Гайдамак, ну а дальше понятно…
Очевидно, из-за некой ревности ближайшего окружения Леонида Невзлина в последние годы наши контакты прекратились. Обычно помощников влиятельных бизнесменов отличает излишняя настороженность, им всегда кажется, что к их патрону кто-то приблизился на опасное расстояние, и это их благополучию угрожает. Во всяком случае, они ищут любой, обычно надуманный повод, чтобы отдалить новых неожиданных друзей. Хотя какие мы соперники? Эту ситуацию мы наблюдали не раз, и не только с Леонидом Невзлиным. Так произошло с нами, когда невинная публикация из «Известий» о Ходорковском (а мы выбрали из серии статей самую интересную биографическую часть без всякой политической окраски), послужила причиной охлаждения. Честное слово, жаль, потому что наши невинные посиделки на кухне и интересные беседы за чашкой чая, мастерски заваренного Невзлиным лично, открывали новые страницы политической жизни тогдашней России. Несмотря на это печальное обстоятельство, мы рады поздравить Леонида Невзлина с 10-летним юбилеем израильской жизни и пожелать ему дальнейших успехов, а также скорейшего исполнения его заветного желания - увидеть на свободе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Мы не только этого желаем, но и по мере сил способствуем восстановлению элементарной справедливости, а потому регулярно публикуем политические статьи из России, в том числе и «Новую газету», которая выходит в «Глобусе» отдельным приложением.