Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель Авивחם מהרגיל
+30+22

Мнения

А
А

Моральные ценности не преграда для мира

Союз между Исааком и Исмаилом: подводные камни мирного договора Израиля с Арабскими Эмиратами и перспективы евреев молиться на Храмовой горе.

15.11.2020
Фото: Reuters

Мирный договор между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами носит утилитарный характер, и в этом контексте складывается впечатление, что еврейское государство торгует системой своих ценностей. Настоящий мир воцарится именно тогда, когда моральные ценности лягут в основу диалога между сторонами.

В Коране драма жертвоприношения Авраамом своего сына описывается несколько иначе, чем в Библии. Мусульмане считают, что для жертвоприношения был предназначен изгнанный сын Исмаил, а не Исаак. Однако важно отметить, что оба брата описывают похожие события, оказавшие колоссальное влияние на дальнейший ход истории. Разные версии жертвоприношения лежат в основе тянущегося до наших дней спора братьев за наследство Авраама - борьбы за владение Святой землей и Храмовой горой.

Нетаниягу продемонстрировал прецедент: дружба не обязательно должна быть обусловлена территориальными уступками
Первым, кто попытался разрешить противоречия, лежащие в основе этого конфликта, был пророк Мухаммед. Пытаясь получить признание евреев Медины, Мухаммед утверждал, что его новая религия концептуально подобна иудаизму. Ради этого признания пророк и его последователи внесли в ислам ряд изменений в духе иудаизма, в том числе обычай мусульман в Медине молиться в направлении Иерусалима. Позднее, в VII веке, когда было достроено мусульманское святилище Купол Скалы, халиф Абдул-Малик аль-Умайя поручил зажигать в нем лампы именно евреям. Таким образом он оказал "почтение" народу, на который снизошло Б-жественное откровение, и признал еврейскую связь с Храмовой горой.

К современным попыткам решить спор за наследство Авраама в последнее время добавился договор о нормализации отношений между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами, так называемый Авраамский договор. Но несмотря на громкое название, соглашения составлены в духе политического реализма, основанного на прагматическом подходе, смысл которого выбрать меньшее из зол. Таким образом, ценностные аспекты арабо-еврейского конфликта были сняты с повестки дня.

Просматриваются явные и взаимополезные аспекты соглашений, а именно: установление полных дипломатических отношений между Израилем и ОАЭ, прямые авиарейсы, непосредственное сотрудничество в сферах туризма, безопасности, связи, технологии, энергоресурсов, здравоохранения, культуры и охраны окружающей среды. В этой связи важно отметить, что ОАЭ занимает восьмое место по объему ВВП и является влиятельной экономической державой региона.

С другой стороны, наблюдается асимметрия в плане ценностных аспектов договора. К Израилю в одностороннем порядке предъявляются три требования, идущие вразрез с важными для еврейского самосознания моральными принципами. Израилю пришлось приостановить применение суверенитета на территории зоны С в Иудее, в Самарии и в долине реки Иордан, дать согласие на создание Палестинского государства и разрешить паломникам из ОАЭ молиться на Храмовой горе, в то время как молитва евреев в этом святом месте продолжает оставаться под запретом.

Не думаю, что праотец Авраам одобрил бы коррективы, внесенные его потомками в священное наследие: Израиль отказался от своего духовного и национального предназначения в пользу экономической выгоды, являющейся лишь одним из этапов стратегии, смысл которой отложить вступление в наследство. От палестинцев же ОАЭ не потребовали отказа от системы своих ценностей.

Еврейские потомки Авраама приняли соглашения с Эмиратами на ура: социологический опрос, проведенный центром Direct Polls, показал, что 77 % респондентов поддерживают сделку, в рамках которой применение суверенитета откладывается в обмен на нормализацию отношений с ОАЭ.

Похоже, американские локаторы оперативно уловили внутренний раскол в израильском обществе и предпочтения еврейского сектора. Уже в январе, после презентации "сделки века" в Белом доме, США тщательно изучили зоны общественного неприятия нового плана. Протесты против сделки поколебали уверенность премьер-министра Нетаниягу и американской администрации в правильности решения, и США предпочли не отменять "свадьбу", а заменить настоящую "невесту" - применение суверенитета - на новую и эффектную, такую, которая ослепит "жениха" своим великолепием.

Предпосылкой архитекторов договора была их убежденность в том, что решение спора за наследство на Ближнем Востоке возможно лишь посредством мирных договоров, базирующихся на расчетливом политическом реализме и на практических интересах.

Я в корне не согласна с этой предпосылкой и считаю, что замена системы ценностей утилитарной выгодой не поможет установлению стабильности в регионе.

Односторонние уступки Израиля в трех морально-ценностных аспектах в обмен на утилитарные стимулы говорят мусульманскому миру о том, что израильская позиция лишена морального стержня. В их понимании Израиль ставит под вопрос свое моральное право на суверенитет в Иудее и Самарии и на возобновление еврейской молитвы на Храмовой горе. Таким образом, ОАЭ доказывают свое моральное превосходство, укореняя в перспективе арабо-израильский конфликт.

Вызывает опасение еще один аспект договора, а именно будущая зависимость Израиля от соглашений между странами в области экономики и безопасности. В будущем это может стать причиной обострения идеологических разногласий в израильском обществе, и правый лагерь не сможет предложить привлекательную альтернативу комфортной экономической реальности.

Есть ли иной путь? Я верю, что да, но для того, чтобы мир был прочным, инициатива должна идти не только от стремящихся к нормализации светских сионистов, но и от праворелигиозного лагеря. Пока же этот лагерь позволяет государственным деятелям, в основном светским европейски ориентированным людям, представлять интересы еврейского народа на дипломатической арене.

Необходимо осознать, что сотрудничество между Исааком и Исмаилом в морально-ценностной сфере важно не только для реализации предназначения еврейского народа в союзе с Всевышним, но, возможно, является условием для установления доверительных отношений между народами, которое в итоге приведет к принятию еврейской избранности.

Гита Хазани-Малькиор, Hashiloach

Перевод: Хава-Голда Левит

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке