Сайт Walla!News задался вопросом, становятся ли акции протеста против премьер-министра "инкубаторами короны", или это законная форма выражения мнений и свободы слова даже в период эпидемии. Журналисты взялись за изучение тех исследований, которые рассматривали распространение коронавируса на демонстрациях.
Несмотря на то, что речь идет об относительно новой форме болезни, материала за последние полгода набралось достаточно. Так, в США после того, как в мае полицейский убил Джорджа Флойда, массовые волнения прошли по всей стране. Вот что обнаружили исследователи.
Во-первых, в отличие от постоянных уверений, раздающихся с одной стороны политического спектра, демонстрации инкубаторами коронавируса не являются, и протестующих не следует обвинять в безответственности. Исследователи представили доказательства того, что в городах, где проходили демонстрации, отнюдь не возрастала опасность инфицирования, и, возможно, протестующие даже сами себя обезопасили. Исследователи предлагают свое объяснение этому феномену.
Невзирая на то, то утверждения о законности демонстраций во время пандемии отчасти носят политический характер, определенная логика в них есть. Хотя демонстрации в Израиле и за рубежом проходят под открытым небом, и демонстранты практически всегда используют маски, это масштабные скопления людей, что увеличивает риск заражения. Кроме того, кашель от слезоточивого газа или доставка в полицейский участок людей, арестованных во время демонстраций, также увеличивают риск заражения.
После акций протеста Black Lives Matter, прошедших в Соединенных Штатах, заболеваемость во многих городах выросла, и многие связали это обстоятельство с многочисленными манифестациями, однако в действительности все было не совсем так. Демонстрации носили чрезвычайно интенсивный характер в Миннеаполисе, где был убит Флойд, а также в таких либерально настроенных городах как Сиэтл и Портленд. Но большинство новых случаев заражения пришлось в тот период на Аризону и Флориду.
Группа под руководством профессора Дэйва из Университета Бентли исследовала в общей сложности 315 протестных акций в различных городах США и сопоставила количество выявленных пациентов с коронавирусом: исследователи не обнаружили статистически значительной разницы в случаях заражения в течение месяца после проведения демонстраций в городах, где проходили манифестации и где их не было.
Единственная незначительная разница заключалась в том, что в городах, где проходили массовые протесты, случаев заболевания коронавирусом на 100 тысяч жителей было чуть меньше. Возможное объяснение этому удивительному результату исследователи нашли, изучая трафик сотовых телефонов, который показал, что в городах, где проходили демонстрации, те, кто в них не участвовал, гораздо меньше покидали свои дома - тенденция, наметившаяся через три дня после начала протестов и продолжавшаяся затем в течение нескольких недель. Это может быть связано с введением комендантского часа и применением прочих методов подавления протестов со стороны местных властей, но в любом случае в городах, где шли протесты, резко сократились передвижение и количество скоплений людей.
Неизвестно, что более всего повлияло на изменение поведения - страх насилия, пробки на дорогах, полицейские кордоны и заграждения на улицах или то, что в те дни многие предприятия бастовали или их бойкотировали. В любом случае, акции протеста смогли сделать то, чего не могла добиться система здравоохранения, предупреждавшая о необходимости соблюдать надлежащие правила. В результате коронавирус распространялся в одинаковой степени или даже чуть медленнее в городах, где проходили крупномасштабные манифестации, по сравнению с городами, где демонстраций не было.
В городах, где поступала информация о насилии на демонстрациях, больше людей оставалось дома, но даже там, где протесты не носили насильственного характера, наблюдалась аналогичная тенденция.
Несмотря на то, что демонстрации в Израиле сильно отличаются от волны протестов, захлестнувшей США, а общество и размер нашей страны, равно как и масштабность акций протеста и привычки передвигаться, также разнятся, проведенное исследование наводит на мысль, что манифестации не являются причиной роста заболеваемости. Для всех нас лучшим решением представляется соблюдение правил, установленных минздравом, а также объединение усилий, чтобы остановить рост заболеваемости. Важно не "переводить стрелки" на демонстрантов, ультраортодоксов или любой другой удобный объект для нападок.
Читайте также
Трудно сказать, насколько убедительны результаты исследований, тем более что есть и другие мнения. Так, в прошлом месяце в Journal of Public Health появилась публикация, где американские специалисты утверждали, что всплеск случаев заболеваний коронавирусом был зарегистрирован, как минимум, в восьми городах США, где начались акции протеста после убийства Джорджа Флойда. Как доказывают исследователи, опирающиеся, по их словам, на современную методологию исследований, "эти протесты напрямую связаны с увеличением числа случаев COVID-19": в Атланте, Хьюстоне, Джексонвилле, Майами, Новом Орлеане, Орландо, Фениксе и Сиэтле была зафиксирована положительная корреляция в течение трех недель, прошедших после первого дня протестов.
Но, как считает профессор медицины Габи Барабаш, в прошлом - гендиректор минздрава Израиля, пока не собрано достаточно данных, чтобы делать выводы, связан ли уровень инфицирования с интенсивностью движения протеста.
По материалам израильских СМИ.