Глубокая и информативная статья Алекса Манфиша "Нерусские истоки ненависти" и отзывы на нее на Портале "Заметки о еврейской истории" дают обильный материал для размышлений. И первый вывод, который можно сделать из этой статьи - это то, что ненависть евреев к себе подобным и даже к себе самим, которую мы с изумлением обнаруживаем в Израиле - это не такая уж новая вещь. Немецкий еврейский публицист Теодор Лессинг еще в 1930 году опубликовал на эту тему важную книгу "Еврейская ненависть к себе". Он объяснил, что когда евреи критикуют самих себя, это это порой перерастает границы конструктивной критики, и тогда начинают действовать штампы антисемитского дискурса, подспудно навязанные евреям их антисемитским окружением и спроецированные на других евреев (восточных, религиозных, левых, правых). Адин Штейнзальц ז"ל писал об этом в своей книге "Мы, евреи" и называл это явление более общепринятым термином "автоантисемитизм". Один из комментаторов отметил, что такие самоненавистники обычно говорят: "Вот эти, мерзкие, - не евреи. Настоящие евреи - это мы", "Вот из-за таких, как вы, нас и не любят".
В раннем сионизме иногда проскальзывали такие нотки - ненависть к галуту близко смыкалась с ненавистью к галутному еврейству. Это источник шокирующих цитат, которые приводит Алекс Манфиш. Но мне кажется, что пост-сионистский императив политической корректности скорректировал и понизил градус этой риторики. Нынче, по-моему, таки выпады - большая редкость (если я ошибаюсь - пожалуйста, поправьте меня и приведите примеры). Некоторые из авторов, которых цитирует г-н Манфиш, уже не находятся в этом мире, а остальные глубокие старики. Такой агрессивный дискурс вышел из моды и в Израиле, и в Америке, и в Европе. В моде расслабленный мультикультурализм, для которого подобные высказывания - неприемлемая дикость и моветон. Наоборот, считается хорошим тоном терпимость по отношению к "другим". Когда-то израильского профессора можно было шокировать и оскорбить, упомянув в его присутствии его харедимных родственников. Сейчас родней в Меа Шеарим щеголяют как пикантной экзотикой. New age сделал легитимными всякие духовные поиски, в том числе и религиозные (тем более что эксперименты с соблюдением субботы всяко менее вредны для здоровья, чем наркотики). Многие светские израильтяне по-прежнему недолюбливают религиозных, но использование жесткой просветительской риторики по отношению к ним вышло из моды. Также и накал ненависти к поселенцам, по моим наблюдениям, снижается, они постепенно становятся частью консенсуса.
Один из комментаторов пишет:
"Как убоги эти "русские", "возрождающие антисемитскую мифологию", в сравнении с местными мэтрами иудофобии. Госпожа Елена не готова признавать это неравенство хулителей (где они и где мы?) и согласна лишь на паритет "два источника и две составные части". Нет, нет, спасибо за доверие, но люмпен-"русская" мелкотравчатая антихаредимность ничто в сравнении с аргументированной ненавистью и проклятиями местной интеллектуальной элиты в адрес харедим".
Конечно, стоит задуматься, стоит ли русским репатриантам состязаться с израильскими леваками и мериться ненавистью - у кого она, так сказать, более ненавистная. На первый взгляд, это глупо - всякая ненависть неприемлема. А на второй взгляд - нет, совсем не глупо, в этом есть смысл. Речь идет о разных культурных и общественных группах, и ненависть у них тоже разная. На мой взгляд, русская ненависть для государства Израиль в данный момент несравненно более опасна по трем причинам:
Во-первых, в отличие от Шуламит Алони, ушедшей в лучший мир в 2014 г. и Игаля Тумаркина, о котором, в его 87 лет, давно ничего не слышно, - те "русские", которые публикуются в токбеках и которых я цитирую в своей статье в очень-очень ограниченном количестве (примерно 5% от коллекции), находятся в добром здравии и полном расцвете сил. К сожалению, это наш сегодняшний день. И, боюсь, завтрашний. Мы от них никуда не денемся. Их ненависть свежа и горяча, прямо пылает, и это страшно. (И не думайте, что я неделями выискивала самые "горячие" комменты. Все это в изобилии публикуется каждый день).
Во-вторых, даже тогда, когда в израильской прессе бушевали авто-антисемитские страсти, таких людоедских текстов, какие публикуются сейчас в русскоязычном интернете, там никогда не бывало (то, что вы прочитали в моей статье, - это примерно 5% от того, что хранится в коллекции). Все-таки есть разница между самыми смачными выражениями Йонтана Гефена и тем, что пишут в русской прессе бывшие жители постсоветской глубинки, которые ни с того ни с сего заделались израильтянами.
Дело в том, - и это в-третьих, - что мы сравниваем совершенно разные общественные группы. Те, кого цитирует г-н Манфиш - интеллектуалы. Те, кого цитирую я - безграмотные люмпены, для них постмодернизм, мультикультурализм, new age, толерантность и т.п. еще не проповеданы и, боюсь, никогда не будут проповеданы. Это для них не просто иностранные слова, это для них как красная тряпка для быка. Свои знания о еврейской религии они черпают из бредовых измышлений троллей и из определенного рода русскоязычных сайтов, в том числе православно-антисемитских и просто антисемитских (в материалах моего исследования четко прослеживается влияние традиционных антисемитских мифов на современную харедофобию, и об этом я еще напишу, с Божьей помощью). Что, в сущности, происходит? То ли интеллектуалы брезгуют участием в этой позорной интернет-компании, то ли постсоветская алия уже в начале 2000-х годов превратилась в алию люмпенов? Я не социолог и не могу судить. Но в любом случае, это внушает тревогу. Во-первых, люмпенов в сотни раз больше, чем интеллектуалов. Во-вторых, русскоязычные израильские СМИ превратились именно в рупор люмпенов. Это безобразие, которое компрометирует всех нас и ему пора положить конец. Но как? Все эти издания, за редкими исключениями, финансирует тот самый изобильный источник, который я в своей статье предпочла не называть. В то же время русскоязычные правые и религиозные журналисты, умницы и эрудиты, профессионалы высочайшего класса и с огромным опытом, сидят без работы, потому что нет финансирования и негде взять. Этому мутному потоку клеветы, лжи и белиберды, который называется "русскоязычный израильский интернет", нечего противопоставить. Вот вдумайтесь: у антинациональных СМИ в Израиле есть финансирование, а у национальных - нет.
В четвертых, среди израильских леваков в 50-х годах был один советский шпион, которого удалось разоблачить и посадить, и один неудачливый террорист, писатель Амос Кейнан (в 1953 году он пытался подложить бомбу под дверь тогдашнего лидера национально-религиозной партии, был арестован, суд его почему-то оправдал, но он поплатился за эту историю журналистской карьерой в Израиле). И все. И больше я не помню случаев, когда даже в те времена левые израильтяне, со всей своей ненавистью, пытались перейти от слов к делу. А вот в истории русской алии такой эпизод с подготовкой погрома и убийством был совсем недавно, в начале 2000-х, я об этом пишу в своей статье. И скажу вам честно, господа, я очень боюсь, что от виртуального погрома недалеко и до реального. Постоянное растление ненавистью в СМИ чревато насилием.
Читайте также
И, наконец, в-пятых, израильские леваки всегда получали в обществе некоторый отпор и за свои одиозные высказывания платили кое-какую цену - по крайней мере, часть "бранжи" переставала с ними здороваться, а сами эти высказывания не забывались, а попадали в анналы (откуда их и взял г-н Манфиш). На русской улице никакой внятной критики, никаких попыток борьбы с безобразным авто-антисемитизмом на русской улице до сих пор почти не было. Это явление, в силу его массовости, гораздо труднее описывать и с ним гораздо труднее бороться, именно потому что это не отдельные выходки интеллектуалов, а массовое движение. Трудно, но можно.
Итак, в двух статьях - А. Манфиша и моей - представлены "два источника [или, точнее сказать, "две струи"] и две составные части" авто-антисемитизма: израильская, автохтонная, и русская, завезенная. Их риторика и приемы полемики отличаются друг от друга, поскольку восходят к разным антисемитским традициям. Но вот что утешает: они, слава Богу, существуют на разных языках. Они не знают ничего друг о друге и не сливаются в единый поток. Если бы они слились - плохо пришлось бы еврейскому государству. Но я надеюсь, что этого не случится по ряду причин. Во-первых, как я уже говорила выше, первая струя, по-моему, иссякает. Во-вторых, между ними существует языковой барьер, да плюс к тому, подобным идеологическим течениям свойственна своего рода автаркия, они концентрируются на мифах и стереотипах, по большей части подсознательных, и мало интересуются окружающей реальностью - даже той, которую они ненавидят. Им достаточно мифологии, они не дадут фактам сбить себя с толку.
Поэтому я совершенно не согласна с комментатором, который выражает надежду, "что после такого глубокого анализа проблемы, знатоки традиций перестанут обвинять людей, позволяющих себе дотрагиваться до "священной коровы", в том, что на них дурно повлиял господин Геббельс, а также советский комсомол". Ма питом? Из-за того, что в Израиле еще совсем недавно существовали свои антисемиты, мы должны примириться с нашими нынешними? Наоборот! Израильских антисемитов нам исправить, боюсь, уже не удастся, да и пик их пассионарности миновал. Но вот русский антисемитизм - это наша ответственность, по той простой причине, что русский - это наш родной язык. Если не мы, то кто же? И если не в масштабах всего Израиля, то по крайней мере на "русской улице" мы реально можем что-то сделать - а именно, постараться вывести дискурс ненависти из консенсуса. В некоторых странах (в Германии, например) существуют законы, запрещающие шейминг и пропаганду ненависти к общинам - в том числе, конечно, и антисемитизм, включая авто-антисемитизм. Мне кажется, без такого закона в мультикультурном обществе жить просто невозможно. Наша задача - сделать все, что можно, чтобы такой закон был принят в Израиле. И как можно скорее.
P.S. Во избежание недоразумений и кривотолков хочу отметить, что я начала свой мониторинг израильского русскоязычного интернета три года назад, по собственной инициативе, вне всякой связи с проектом закона об антисемитизме члена кнессета Тали Плосковой. Моя статья об этом была предложена к публикации за два дня до того, как в СМИ появились первые известия об этом проекте. То, что все это случилось почти одновременно, - добрый знак: значит, как говорится, "дошли воды до души нашей" (Йона) и разные люди одновременно почувствовали, что больше терпеть эту грязь и ложь - невозможно.