Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель Авив
+29+23

Мнения

А
А

Евреем можешь ты не быть, но человеком быть обязан

У любавичских и белзских хасидов есть такое секретное словечко - "анаш". "Он из "анаш" - говорят они про кого-то, имея в виду "это наш человек".

01.09.2020
Источник: Детали
Всемирный потоп. Фреска в Сикстинской капелле, Микеланджело. Фото: Wikipedia

Если считать, что "анаш" - аббревиатура, расшифровывается она, как "аншей шломейну" - "люди нашего мира". Имеется в виду, что человек является старым, проверенным членом хасидского двора (любавичского или белзского). Однако "анаш" можно перевести и как "человек": это единственное число от слова "анашим" - люди. Однако на практике так не говорят, используется выражение "бен-адам" - человек.

Кстати, это слово сильно потрясло переводчиков Евангелий: Иешуа многозначительно называли "Сын Человеческий", хотя это просто грамматическая калька с выражения "бен-адам" - человек.

Так почему же один человек - это "бен-адам", а много - "анашим"? И если "анаш" - это "наш человек", то кто тогда чужие?

Чтобы узнать это, надо вернуться в прошлое - ко временам Адама.

Как можно догадаться, не все "бней-адам" (сыны Адама) были потомками реального исторического Адама. Скорее всего, таким образом называли себя сторонники монотеизма - члены группы, собравшейся вокруг Адама (Адапу) и его семьи. Только себя они считали людьми, знающими истину, а всех остальных, понятное дело - язычниками. Наверное, у первых сторонников Адама тоже было какое-то малоприятное слово для определения окружающего их человечества (типа "гоим" - "народы"), но история его для нас не сохранила.

Интересно, что "дети Адама" какого-то специального имени для Бога не имели. Видимо, считали, что раз Бог один, то и какое-то отдельное имя ему давать не обязательно.

У Адама было два сына - Каин и Эвель (Авель); "Каин убил Авеля" - что можно рассматривать как реальную историю, а можно как отражение спора среди "потомков Адама" о том, что нужно приносить в жертву Богу - животных или продукты растениеводства? И хотя Каин убил Авеля, группа сторонников кровавых жертвоприношений победила с большим отрывом - Каин был проклят, а животных в жертву приносили вплоть до разрушения Второго Храма. А мусульмане приносят и сегодня, равно как и прихожане армянской церкви.

Третий сын Адама - Шет (Сиф в греческой традиции); не исключено, что личность вполне реальная. В конце концов, могли же быть у Адама дети? Шет, согласно традиции, похоронен на севере Израиля, на горе Арбель (неподалеку от Тверии), и это правдоподобно: если, как мы рассчитали ранее, Адам с его сторонниками прибыл из Междуречья, то мог идти только через север Израиля.

Шет никакого особого следа в истории еврейского народа не оставил (хотя ему приписываются изобретение письменности и даже Каббалы, а последняя гностическая секта "сифиан" дожила до II века новой эры). Зато Шет родил Эноша, "при котором впервые стали называть имя Тетраграмматон".

Это важнейший момент для еврейской истории! Судя по всему, в течение двух поколений Бога не называли никак, и только сын Шета принес четырехбуквенное имя. По традиции его не произносят вслух, так что и мы не будем.

Отметим только следующие факты:

С тех пор кочевники-монотеисты, путешествующие между Междуречьем и Средиземным морем, стали называть себя не только "бней-адам", но и "анашим" - потомки Эноша. В современном иврите "эношут" - человечество. То есть людьми теперь считаются только те, кто признает, что Бог - един, и зовут его именем из 4-х букв.

Это четырехбуквенное имя не имеет буквального перевода в иврите. Но по смыслу можно догадаться, что оно значит "Оживляющий". Из-за семитского звучания Имени (сходство со словом "хай" - жизнь) можно сделать предположение, что большинство наследников Адама были семитами. Кстати, сами евреи себя никогда семитами не называли.

И наконец, дихотомия - отдельно Бог, отдельно его Имя - сохранилась до сих пор. В молитве при упоминании хазаном имени Адонай (Господь; оно традиционно заменяет непроизносимое 4-хбуквенное) молящиеся восклицают: "Барух Ху, барух Шмо" ("Благословен Он, благословенно Его Имя"). А завершающий каждую молитву текст "Алейну лешабеах" ("Наш долг") заканчивается словами: "И в этот день будет Бог един, и Имя его едино".

Возможно, это отголоски тех далеких времен, когда спорили между собой сторонники единого безымянного Бога - и поклонники непроизносимого четырехбуквенного Имени, разделившись на "бней-адам" и "анашим", то есть "сынов Адама" и "потомков Эноша".

Так и стала формироваться религия: от единого Бога (пока безымянного), через принесение жертвоприношений (спасибо Авелю) и до появления Имени Бога (те, кто это признали, только себя называли "нашими людьми").

Однако возник вопрос: а что делать верующему каждый день? Ведь жертвы, понятное дело, приносятся редко.

И тут появляется Ноах (Ной) с историей о потопе.

Ноах, согласно Торе, был десятым поколением после Адама. Если считать в человеческих мерках - 400 лет; если говорить в хронологии Торы - родился примерно в 2700 году до новой эры.

Как же Ноах сочетается со всемирным Потопом, который является геологическим и археологическим фактом?

Разумеется, всемирный Потоп происходил не по всему миру - он покрыл только Междуречье. Был ли сам Ноах легендарным Зиусудрой или Утнапиштимом, спасшими весь мир от потопа? Скорее всего, нет. Он рассказывал о потопе и предостерегал людей, что если они не будут слушаться Бога, Он накажет их подобным образом еще раз.

- Видите в небе радугу? - говорит Ноах. - Это знак моего союза с Богом. Он за ваши грехи должен был бы наслать потоп, но воздерживается по милости своей.

И Ноах ввел первые законы для сторонников Адама и Эноша:

• Запрет идолопоклонства (вера в единого Бога)
• Запрет богохульства (уважать Бога)
• Запрет убийства (уважать человеческую жизнь)
• Запрет прелюбодеяния (это считалось важным потому, что богатство кочевников - скот - должно правильным путем переходить только к законным наследникам).
• Запрет воровства.
• Запрет употребления части тела от живого существа (запрет мучения животных).
• Обязанность установить справедливую судебную систему.

Отвлечемся на несколько минут на объяснение шестого закона. В те далекие времена, когда холодильников не существовало, бывало, что овца ломала ногу. Тогда пастухи отрезали ей эту ногу, животное перевязывали, а ногой питались день-два. Потом съедали еще одну ногу, потом еще… И так до тех пор, пока овца не околевала - тогда уже подъедали останки. Ноах такую практику отменил, чтобы не мучить животных.

Люди, принявшие эти законы, называются "бней-Ноах", сыны Ноаха. Сыны Ноя - это почти уже евреи, без пяти минут. Сегодня сами евреи себя так не называют, однако этот термин вошел в Галаху (еврейское религиозное законодательство). Скажем, мусульмане считаются "детьми Ноаха", поскольку в теории соблюдают все принципы, основанные Ноем.

Похоронен Ной в Кераке (в Иордании) - эта могила считается наиболее достоверной (вспомним, что "дети Адама" кочевали от Нила до Евфрата). Впрочем, могилу Ноя вам покажут и в Сирии, и даже в Нахичевани (Азербайджан). И если насчет гробниц в Иордании и Сирии еще можно поспорить, то уж захоронение в Нахичевани кажется совсем маловероятным. Впрочем, все это находится в пределах месячного караванного перехода от Святой Земли.

Итак, с "детьми Ноаха" мы определились. И все эти люди одновременно считались "иврим": по одной из теорий, от слова "лаавор", "переходить" - то есть кочевниками. И Авраам был такой же "иври". И этих древних евреев было так много, что набралось на 12 племен.

Добавим, что есть группа верующих, которая отделилась от еврейской религии ДО Авраама. Они существуют и сейчас, и называются мандеи, или сабеи. Их религия гласит, что истину несли только ветхозаветные пророки, а после Авраама уже все пошло не так… Сабеи (потомки, судя по всему, "сынов Адама") были включены Кораном в число "людей Книги" и благополучно дожили в Ираке до нашего времени - до Саддама Хуссейна. После свержения диктатора большинство сабеев переехало в США (права на репатриацию в Израиль они не имели, так как не считались иудеями) и там благополучно ассимилировались.

Совместное получение Торы на горе Синай объединило племена только в религиозном смысле - и так до нашего времени, когда с "бней-адам", то есть людьми, потомками Адама, отождествляют себя только те, кто:

• верит в Единого Бога;
• верит в то, что Его зовут неназываемым именем из 4 букв;
• соблюдает законы Ноя;
• соблюдает законы Моисея;
• (либо) - происходит по женской линии из потомков племени Иехуды.

А вот кочевать уже не требуется. Впрочем, в силу тяжелого исторического наследия - все-таки 5700 лет в пути - большинству евреев по-прежнему не сидится на месте.

Читайте также