Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель Авив
+20+14

Мнения

А
А

Рай на земле: кем, на самом деле, был библейский Адам?

Кто такой Адам? Откуда взялось это имя? Где он жил? В "райском саду", говорят нам - и это единственное место, описанное в Торе с максимальной тщательностью.

31.08.2020
Источник:Детали
Фрагмент фрески Микеланджело "Грехопадение и изгнание из Рая". Фото: Wikipedia

Сказано, что вокруг него текли 4 реки (две из которых существуют по сей день, Тигр и Евфрат), причем каждая из них тоже описана подробно, чтобы не перепутать. Но все же - где это было?


Где находится Рай?

Исследователи сходятся во мнении, что "рай" находился в Междуречье. Причем в каком-то совершенно конкретном месте, если потребовалось настолько точное описание его географического местоположения. Вот только одна проблема: в этом регионе нет садов. Деревья были - но в количествах, недостаточном для сада.

Так может, слова "ган эден" (ивр. "райский сад" или в русской традиции Сады Эдема) не стоит переводить дословно? Может, это и не сад вовсе, а просто место, где происходило что-то приятное?

Между прочим, "рай" или "пэрэдайз" с вариациями на разных языках народы Запада заимствовали от древнеперсидского "парадеиза", что означает - "огражденное место". Но ведь не любое место, а уже тем более огражденное, мы назовем раем?

От пространства перейдем ко времени: сейчас у нас 5780 год по еврейскому календарю. С одной стороны, вряд ли эту дату можно считать особенно точной. С другой - едва ли она взята с потолка. Приняв эти данные, получим сразу несколько наводок для поисков рая:

• Это место было огражденным.
• Оно существовало примерно в IV тысячелетии до новой эры
• Находилось где-то в районе Междуречья.
• Его жители считали место своего обитания наилучшим в обозримой ими Вселенной.

Соединив время и место, мы попадем в конкретную историческую точку - город Эриду.

Эриду (он же Урудуг) - первый шумерский город. Был основан в V тысячелетии до новой эры. Расположен примерно в 10 километрах от более нового шумерского города Ур.

Тут самое время вспомнить про его "тезку" - город Ур Касдим (Ур Халдейский), в котором проживал Авраам. А также про то, что на иврите "город" называется "ир". Понятно, что во времена шумеров еще никакого иврита не было - зато существовала фонетическая способность менять звуки "у" и "и". Недаром ангела, с которым боролся Яков, называют то "Пнуэлем", то "Пниэлем".

Как вообще образовался первый город? Очень просто - вокруг градообразующего предприятия. Для Эриду таковым стал храм бога Энки. Вокруг него поселились жрецы, следующим кольцом жилья стали дома служителей храма. Центром города стал зиккурат различных богов, который перестраивался - внимание - 12 раз! И ко времени Адама Эриду был крупнейшим мегаполисом древнего мира, там проживало почти 5 тысяч человек.

Город находился на берегу Персидского залива (сейчас вода отступила). Рядом, судя по всему, в залив впадали две реки (Тигр и Евфрат), и два канала, которые в Торе называются реками. А основным доходом этого райского места была не торговля, как можно подумать (в те далекие времена денег еще не изобрели - довольствовались натуральным обменом), а сбор пожертвований на храмовые подношения различным богам.

Но все же - где деревья?


Об этом "Детали" спросили ведущего шумеролога России, доктора исторических наук, профессора Владимира Емельянова.

- А росло ли в Эриду "древо познания добра и зла"?

- Священные деревья были во многих шумерских городах. Дерево называлось "кишкану" (гиш-гана по-шумерски). Никто точно не знает, что это за дерево, но существует гипотеза, что в Эриду это был тутовник. Само существование священного дерева связано с культом бога Энки. Известен гимн, посвященный священному дереву.

- Его плоды ели или это запрещалось?

- Об этом нет сведений.

В тексте упомянутого гимна есть черный тутовник (шелковица): "Черный кишкану возрос в Эриду, выращен он в чистом месте, блеск его чище лазури…". Кстати, растет дерево кишкану "в устье двух рек" (видимо, еще две, упомянутые в Торе, были рукотворными каналами).


За что Адама изгнали из Рая?

Теперь, зная все это, можно попытаться реконструировать историю реального человека по имени Адам.

Видимо, наш праотец Адам выступил с идеей, что различные божества, которым поклонялись в Эриду - это, на самом деле, один-единственный Бог, просто он проявляет себя по-разному. Из этой идеи потом выросли монотеистические религии, в которых нет "главного бога" и "второстепенных богов" - только один. А вторая идея Адама, которая не пришлась ко двору жителям Эриду, заключалась в том, что голым ходить плохо. В те времена жители Междуречья работали голыми (чтобы не пачкать дорогую по тем временам одежду), и лишь после работы надевали нечто вроде юбок из овчины. Но самое главное - жрецы в храмах тоже служили голыми, надевая лишь двойную веревку - священный пояс.

"И были они оба наги, Адам и жена его, и не стыдились", - сказано в Торе. Впрочем, и остальные шумеры не находили в наготе ничего постыдного. А чуть далее: "И открылись глаза их обоих, и узнали, что наги они, и сшили листья смоковницы, и сделали себе опоясанья".

Вот на этом этапе местный руководитель-лугаль, видимо, и сказал Адаму:

- Дорогой, не ломай нам устои! Ступай из нашего рая, куда подальше!

Кстати, слово "лугаль" сохранилось и в современном иврите, хотя и в искаженном виде. "Дар-лугаль", то есть царь-птица, превратился в "тарнеголь" - петуха.

Адам же вместе с семейством отправился на запад, о чем прямым текстом говорится в Торе. "И услышали голос Господа Бога, который идет по саду "б'руах ха-йом". "Б'руах" - в направлении. "Ха-йом" - дня. В том направлении, куда идет день, то есть Солнце - на Запад.

Собственно, особого выбора у Адама не было. Идти на восток - надо реки пересекать. На юг некуда - там Персидский залив. На север - он мог дойти до Кавказа, но вряд ли был способен перейти через горы.

Так постепенно Адам дошел до Ханаана. В принципе, недалеко - примерно месяц караванного хода. Кстати, все места, связанные с жизнью Адама, в основном находятся на севере Святой Земли, то есть в Сирии - вот тут Адам "вспахал первое поле", а вот здесь "Каин убил Авеля". Это как бы намеки на маршрут первых репатриантов.

Если бы мы попали в Ханаан бронзового века, то наверняка скоро овладели бы языком - потому что ханаанцы пользовались языками семитской группы.

Возьмем, к примеру, Угарит (древнее поселение в Сирии, где наверняка должен был проходить Адам). Высшего бога они называли Илу, или Эль - как и мы. Его сын - Бааль (владелец). Ям-Нахар кто такой? "Ям" на иврите - море, "нахар" - река, все вместе - бог морей и рек. Шапаш - богиня Солнца…

Но почему Шапаш, а не Шамаш? (Мы говорим "шемеш", но это всего лишь вопрос огласовки). Вот тут и открывается главный секрет. Южнее Сирии - там, где обитали обладатели центрально-семитских диалектов - букву "п" часто произносили как "м". Примерно, как украинские евреи вместо "цорес" говорили "цурес". Поэтому если человека в центральном Ханаане называли Адамом, то, скорее всего, его исходное имя было Адап, или Адапу…

Это имя моментально возвращает нас в Эриду. Рыбак по имени Адапа или Адапу считался основателем этого города. Он ловил рыбу, немного шаманил, и создал рыбацкую деревушку, которая примерно за тысячу лет превратилась в могучий мегаполис на 5000 жителей.

Тут важно понимать, что Адапу и Адам - не один и тот же человек. Их разделяет, как минимум, тысяча лет. Можно предположить, что имя "Адапу" было популярно в Эриду. И Адам мог так назвать себя сам, в честь основателя города - в таком случае его подлинного имени мы никогда не узнаем.

Да это и не важно. Важнее, что Адам был первым "иври" - тем, кто перешел в Ханаан из Междуречья. Ко временам Авраама (примерно через две тысячи лет) слово "иври" стало расхожим - когда в Торе упоминается "Авраам-иври", ни у кого не возникает вопроса, что означает это слово.

Еврейская традиция утверждает, что Адам вместе с Хавой (Евой) похоронен в Хевроне, в Гробнице праотцев. Место это он загодя приготовил для себя сам - потому что уловил в Хевроне "запах рая". Что это означает? Что в Хевроне пахло, как в городе Эриду. То есть в Хевроне пахло… шелковицей.

Росла ли она там на самом деле? Этого мы уже никогда не узнаем.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться. Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.