Читайте также
"Александр Григорьевич попросил меня сформировать определенный резерв из сотрудников правоохранительных органов. И я это сделал",- сказал Владимир Путин в интервью ТАСС.
Символично, что именно в этой республике, где был подписан договор, фиксирующей конец СССР, теперь готовится попытка его реинкарнации. Правда, вряд ли теперь к президентам России и Беларуси присоединится президент Украины Владимир Зеленский. Москва сделала все, что могла для разворота Киева на Запад и теперь, кажется, готова повторить аналогичный сценарий с Минском.
По словам Путина, резерв не будет использован до тех пор, пока ситуация не выйдет из-под контроля, "пока экстремистские элементы, прикрываясь политическими лозунгами, не перейдут определенных границ, не приступят просто к разбою, не начнут поджигать машины, дома, банки, пытаться захватывать административные здания и так далее". Что такое "и так далее", хорошо известно из истории Октябрьской революции - вокзалы, почта и телеграф, захваченные большевиками.
Как мы не раз слышали, "история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса". Действительно за тысячи лет мировой истории трудно придумать что-то новое. Олигархия, республика, тирания, демократия, империя, монархия - человечество перепробовало все формы правления. Даже модный сегодня термин "гибридный режим", то есть авторитаризм с элементами выборной демократии, был использован еще Цезарем, который получил диктаторские полномочия от законно избранного сената.
Но конечно, более всего нынешние события напоминают плохую реконструкцию эпохи Средневековья, что уже отмечено сетевым фольклором: "вокруг пандемия, в Европе монархи борются за престолы, а Медичи травят своих соперников". В век компьютерных игр, симуляций и реконструкций так легко, казалось бы, переиграть историю и вернуть прекрасную эпоху. Не случайно, два наиболее популярных фильма прошлого года в России и во Франции посвящены этой теме. Причем, интересно, что в обоих фильмах героев отправляют в другую эпоху в терапевтических целях. В российском фильме "Холоп" - в эпоху крепостного права, чтобы излечить от звездной болезни. Во французской "Прекрасной эпохе" - всего лишь в семидесятые годы, чтобы стареющий художник мог вновь пережить первую любовь.
Кажется, российский президент реально пытается вернуться в те времена, когда по просьбе трудящихся танки входили в Прагу, морпехи США бежали из Сайгона под огнем доблестных партизан, советский спецназ штурмовал президентский дворец в Кабуле. А белорусский президент, похоже, никогда и не покидал советскую реальность. Впрочем, его последние действия, вроде появления с автоматом в руках и заявления, что "у нас даже не дрогнет ни голос, ни рука, ни нога, чтобы вместе устаканить любого, кто дернется на западной границе союзного государства", - находятся уже за гранью этой иллюзорной реальности.
Как иначе можно трактовать слова Лукашенко, который объяснил свое появление на публике с автоматом - угрозой ядерного удара со стороны НАТО.
Хорошо информированный российский политолог, профессор Валерий Соловей полагает, что окружение Путина и Лукашенко уже договорилось о сравнительно мирном уходе "батьки" в обмен на интеграцию. Но по его расчетам, этим планам вряд ли суждено сбыться. Зато гораздо мрачнее выглядит его прогноз насчет политики отравлений. По его словам, попытка отравить Алексея Навального, как лидера будущего российского протеста, выглядит совершенно очевидной. Более того, под угрозой жизнь его самого и нескольких других лидеров оппозиции.
Валерий Соловей, профессиональный политолог и бывший завкафедрой МГИМО, сделал свое заявление на "Эхе Москвы", голосе либеральной оппозиции. Однако и газета "Коммерсант", принадлежащая Алишеру Усманову, который, кстати, выиграл суд против того же Навального за оскорбление личности - в недавних выпусках публикует два острейших материала, вошедших в топ самых популярных статей.
Первый "Систематическая травля" - краткая история самых известных отравлений политических деятелей, в которой, кроме зарубежных фигурируют отравления известных советских и российских оппозиционеров. Второй - "От выборов до отставки" о том, как долго держались на своем посту авторитарные лидеры, пытавшиеся переизбраться на все новые сроки, включая бывших лидеров стран СНГ. "Коммерсант" даже позволяет себе сатирические заголовки типа "Лука Москвы", а "Независимая газета" в ключевом материале по Беларуси указывает, что "если Москва смотрит в перспективу, то лучше ей удержаться от силовой помощи режиму Лукашенко".
Но история с Крымом, похоже, сыграла роль своего рода триггера, запустившего цепочку обратного отсчета альтернативной истории, в которой российский президент предотвращает крупнейшую геополитическую катастрофу XX века. В статье, посвященной 75-летию Второй мировой войны, Путин рассуждал о воссоединении с народом Беларуси (по итогам раздела Польши с гитлеровской Германией), а также о том, как "Советский Союз начал процесс инкорпорации Латвии, Литвы и Эстонии. Их вступление в СССР было реализовано на договорной основе, при согласии избранных властей. Это соответствовало нормам международного и государственного права того времени".
Похоже, что и Путин и Лукашенко верят в то, что так оно и было. А раз так было в славном прошлом, то почему мы не "можем повторить", как это получилось с Крымом. Хотя физическое устранение оппозиции и ввод солдат в той или иной форме в Беларусь - совершенно точно может привести к новой геополитической катастрофе, на что недвусмысленно указывает российскому президенту Путину даже ближайшее окружение.
Но ни Путин, ни Лукашенко, как считают местные и западные эксперты, не находятся в поле рационального восприятия реальности. Возможно, для них тоже необходимо организовать своего рода историческую реконструкцию, нечто вроде "Беловежской пущи-2", где они смогут пережить целительный катарсис и найти адекватный выход из политического кризиса, адекватный современной, а не альтернативной истории.