Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель Авив
N/A+8

Мнения

А
А

Великая война

Эта война стала чрезвычайным событием в истории евреев. Что не удивительно: почти все они тогда жили в Европе.

04.08.2020
Источник:Лехаим
Еврейская семья из Галиции встречает Песах с офицерами австро-венгерской армии. Фото: Getty Images/Hulton Archive

106 лет назад, 1 августа 1914-го, началась I мировая война. ("Мировая", потому что, хотя боевые действия шли в основном в Европе между странами Антанты и Германией с Австро-Венгрией, в ней формально участвовали 38 из 59 независимых государств, существовавших тогда в мире. Сейчас в ООН 192 члена.)

Эта война стала чрезвычайным событием в истории евреев. Что не удивительно: почти все они тогда жили в Европе.

Здесь надо разделить два разных аспекта: собственно война, участие в ней евреев и т. д. и последствия войны. Второе - много важнее.

Что касается войны, то для евреев она была "почти благополучной". То есть они воевали в армиях стран проживания наравне со всеми, гибли, были ранены - как все. Получить такую же долю страданий, как все, - для евреев было верхом благополучия.

Правда, были и отличия. Во время войны все хронические болезни общества обостряются. Обострился и антисемитизм, который в Европе начала XX века был явлением всеобщим.

Во всех странах евреев обвиняли в уклонении от воинской службы - цифры доказывают, что это ложь. Обвиняли в том, что они спекулируют в тылу - это опровергнуть или подтвердить сложнее, такой статистики я не знаю. Особенно параноидальные формы принял антисемитизм, естественно, в самой юдофобской стране Европы - в России. Бывший премьер Витте острил "воевать сразу против немцев и против евреев - слишком сложно". Между тем русское правительство вело себя ровно так. Евреев обвиняли в шпионаже (ни одно обвинение так и не подтвердилось), армия занималась практически погромной травлей евреев. Правда, нет худа без добра: евреев "как шпионов" выселяли из прифронтовой полосы (она же "черта оседлости") и, хоть и в скотских условиях (в товарных вагонах, с потерей имущества), переселяли в глубь России. Никто не отменял "черту оседлости", но фактически война ее стерла.

Что касается другой стороны войны, то во многих странах (Россия, Германия) евреи не имели права быть офицерами, да и выкрестов крайне неохотно производили в офицерские чины, неохотно награждали. Во Франции и в Англии евреи служили в достаточно высоких чинах, а сэр Джон Мониш был даже генерал-лейтенантом (соответствует званию генерал-полковника в современной российской армии), командовал австралийским экспедиционным корпусом и был награжден высшими британскими военными орденами.

Но, повторяю, главное значение Великой войны (так во всем мире называли I мировую) для евреев состояло в ее последствиях.

Собственно, весь XX век в Европе - с нацизмом, большевизмом, II мировой и т. д. - справедливо рассматривать как прямое следствие I мировой войны.

Война нанесла смертельный удар по феодально-сословному обществу в Европе. Из его лопнувшей скорлупы вылезало новое, массовое общество. Именно порождением массового общества и стала I мировая. В Германии и России это сопровождалось революциями, в других странах сословное общество мутировало в массовое в ходе ускоренной эволюции.

Для евреев этот процесс был и "исторически выгодным" и трагическим.

Только в современном массовом (а затем "политкорректном") обществе евреи стали действительно полноправными. В рамках сословного общества у них таких шансов не было (кроме отдельных "выскочек", банкиров, попавших "во дворянство" и т. д.).

Но по дороге к современному политкорректному обществу, как известно, по Европе прошло несколько фашистских судорог. Формально они стали ответом на демократические революции 1917-18 годов (Россия, Германия, Венгрия), в которых, и правда, совершенно непропорциональную, вызывающую роль сыграли евреи-социалисты. Но фактически массовый антисемитизм, фашизм был ответом на вызовы новой эпохи. Растерянность масс почти всегда приводит к поиску "кто виноват", при том, что ответ - особенно в начале XX века - был очевиден изначально. Массовое общество началось с массового антисемитизма, сменившего традиционный церковно-сословный антисемитизм. К традиционному антисемитизму евреи уже "приспособились" - перед взрывами "сверхнового антисемитизма" они были беззащитны. Об ужасах этого антисемитизма (нацизм) говорить излишне.

Можно сказать - да, евреи в конце концов стали полноправными. Те, кто дожил.

Новая Европа - Европа без антисемитизма (разумеется, он есть, но давно уже не является легитимным в обществе и в политике государств). Эта Европа стремительно становится - особенно в последние 30-40 лет - Европой без евреев.

Религиозные различия потеряли прежний драматический смысл, сословных различий нет - что может удерживать от полной открытости и смешанных браков? Кроме сохраняющихся традиций/предрассудков у христиан и евреев - ничего. И если существующие тенденции сохранятся, через одно поколение евреев в Европе практически не останется - но в каждом (почти!) европейском интеллектуале найдутся еврейские корни.

Однако "хитрость Истории" такова, что именно в ходе той же войны возникли первые юридические предпосылки для самостоятельного еврейского государства (Декларация Бальфура). Но это уже совсем другая история.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться. Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.