Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

От Ллойда до Флойда

То, что мы называем современной цивилизацией, на самом деле просто осознанный обмен нематериальных ценностей на более-менее приемлемый комфорт и уют.

29.07.2020
Источник:mnenia.zahav.ru
Фото: Getty Images / Noam Galai

Читайте также

Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера.
("Свадьба в Малиновке").

Понятием "цивилизация" мы обязаны шотландскому философу Адаму Фергюсону, который ввел этот термин в своей работе "Essay on the history of the civil society", опубликованной в 1766 году. С тех пор оно, это понятие, неоднократно переосмысливалось, дополнялось, изменялось, наполнялось новым содержанием. Эта "титаническая" работа продолжается и сейчас. Достаточно заглянуть в журнал Comparative Civilizations Review, который выпускает международное общество сравнительного изучения цивилизаций (The International Society for the Comparative Study of Civilizations). Но что бы ни говорили философы, главная премудрость жизни - это знать, чего не знаешь. Мы пытаемся приспособить мир к себе, а затем никак не можем приспособиться к уже приспособленному миру.


Меж теснин

То, что мы называем современной цивилизацией, на самом деле просто осознанный обмен нематериальных ценностей на более-менее приемлемый комфорт и уют. Ведь чем сытней и зажиточней жизнь, тем она, как правило, безнравственней. Отсюда и страстный призыв Дональда Трампа: "Make America Great Again!", который иначе, чем отчаянной попыткой вернуть страну к тем духовным истокам, благодаря которым она и стала Америкой, не назовешь. Но если за эти ускользающие ценности приходится так неистово бороться, значит страна тяжело больна. И если слышащий не желает слышать, то и голос президента - это глас вопиющего в пустыне.

Я снимаю шляпу перед мужеством Трампа. Его не сломили ни козни врагов, ни предательство "соратников". Уважаю и его благородство. Ибо истинное благородство - это, прежде всего, готовность действовать наперекор собственным интересам. Крайне редкое нынче, кстати, качество. Он, пожалуй, один из последних "мамонтов", придерживающихся вызывающего улыбку принципа: раньше думай о Родине, а потом о себе. Но при всем при этом как был, так и остается белой вороной. И в Белом доме, где его воспринимают как досадную случайность, и на международной арене, где его терпеть не могут за то, что перестал оплачивать чужие счета. Да и в родной партии, где ему, по сути, не на кого опереться.

Он не опередил свое время, а, наоборот, безнадежно опоздал. Никому не под силу поднять страну, по собственной воле упавшей на колени. Гиблое вашингтонское болото, которое он обещал осушить, засосало и его. Зажав меж теснин. И теперь с одной стороны у него Covid-19, с другой - "Флойд-20", а впереди вместо света в конце тоннеля непроницаемый мрак предстоящих выборов. Даже если он и победит, это ничего уже не изменит. Ну, разве что продлит агонию Америки, а вместе с ней и всего остального, увы, скорее всего обреченного мира. Почему? Потому что он, как некогда Горбачев, потерял контроль над страной. Его игнорируют на всех уровнях - от мэров городов до Конгресса. А если и вспоминают, то только тогда, когда вынуждены клянчить деньги, чтобы залатать постоянно возникающие финансовые дыры.

Это, пожалуй, единственный рычаг, который пока остается в руках Дональда Трампа. Тем более, что демократы никогда не отличались хозяйственной жилкой. Зато тратили деньги с такой легкостью, будто они на деревьях растут. Достаточно посмотреть на ситуацию в Нью-Йорке, Сан-Франциско или Чикаго, которые стремительно превращаются в обанкротившийся и опустевший Детройт. А по разгулу преступности и его за пояс уже заткнули. Но когда мыслительный процесс ассоциируется с головной болью, то никто не в состоянии не только исправлять собственные ошибки, а хотя бы даже их признать. Посему и оттого, что The New York Times стала писать слово черный с большой буквы, уровень образования, понятно, не повысится. И вообще вам не кажется странным, что американские университеты постоянно числятся в рейтинге лучших, а их выпускники в большинстве своем никому не нужны? Профессионалов по-прежнему завозят преимущественно из-за границы. А когда "плющовая лига" (The Ivy League) окончательно почернеет, то и заезжие гении не спасут.

Так уж, наверное, устроена наша психика, что мы быстро устаем. От хорошего. Или от того, что нам больше всего нравится. В этом корень почти всех неудачных социальных "экспериментов", загубленных либо неразумной инициативой, либо чрезмерной импровизацией. А тут и вовсе за эксперимент выдается все, что подпадает под ту или иную статью уголовного кодекса. Включая и так называемую народную республику Сиэтла, и грядущую реформу полиции с полной заменой ее в перспективе общественными патрулями с размытыми и непонятными функциями. И это лишь начало. Что же дальше? Борьба штатов за самостийность? Конгресс народных депутатов? Выплата репараций за рабство тем, кто никогда в нем не был? Или бегство от новых рабовладельцев? На сей раз черных.


Потерянные ориентиры

Поиск виноватых всегда начинается с невиновных. Это оселок, на котором проверяется степень активности или равнодушия общества. Его зрелость. И готовность противостоять злу. Ни один сейсмолог не назовет точную дату землетрясения, но и никогда не оставит без внимания разломы земной коры, образовавшиеся в результате сдвига тектонических плит. На их стыках возникают зоны накопления и внезапного выброса избыточной энергии. Под стать геологическим и политические разломы. У них тоже свои признаки и причины, которые не пройдут мимо острого глаза опытного государственника.

В этом отличие Трампа от остальных. Он не политик. Он - государственник.

Пока каждый норовит поставить свои интересы выше других, он ставит их рядом со всеми. Чтобы никто не ощущал себя в проигрыше. Вот за это его и ненавидят. "Эпидемия коронавируса вышла из-под контроля, экономика на нуле, общественное настроение переживает исторический минимум: Америка расплачивается за президентство Трампа", - не без злорадства рапортует мюнхенская Süddeutsche Zeitung. Крупнейшая, к слову, ежедневная газета Германии. И, понятно, очень уж либеральная. Непонятно, правда, чему она радуется. Ведь в самой Германии ситуация еще хуже. Как и во всем Евросоюзе, который она возглавляет. А если рухнет американская экономика, то потянет за собой в пропасть и всю мировую, включая немецкую.

Ну, и как тут не вспомнить американскую пословицу: "See reality in your eyes when hate makes you blind" (Смотри реальности в глаза, когда тебя ослепляет ненависть)? Вот уж поистине проще увидеть в чужом глазу соринку, чем в своем бревно. В то самое время, когда Süddeutsche Zeitung "хоронила" американского президента: "...3 ноября американцы будут праздновать новый День независимости - освобождение от Трампа", группа арабов средь бела дня жестоко избила главного раввина Мюнхена Шмуэля Бродмана. Такие инциденты давно уже стали обычным явлением. В прошлом году в том же Мюнхене пострадал другой раввин вместе с двумя сыновьями. А нападавших ищут до сих пор. И можете не сомневаться - не найдут. Ибо проявление юдофобства в их понимании - это еще не антисемитизм в его классическом понимании и уж тем более не расизм, а так, мелкое хулиганство.

Либеральную западную демократию принято называть "идеальной", поскольку она, дескать, лучшая из всех ныне существующих. Хотя с этим, наверное, можно и поспорить. Ведь и у нее множество моделей, каждая из которых прошла свой путь эволюции. Когда, скажем, будущий министр иностранных дел Франции Алексис де Токвиль посетил США в 1831 году, то его поразил баланс между религией и личной свободой, бьющей ключом общественной жизнью и явно подчеркнутым индивидуализмом, сильной федеральной властью и ее децентрализацией на местах. Но зато ни узаконенное рабство, ни индейские резервации не произвели никакого впечатления. И тем не менее, уже тогда было понятно, что в основе национального процветания и прогресса лежит не только достижение истинной свободы и морального равенства людей, но и усвоение подзабытых библейских духовных ценностей, без которых образование так же немыслимо, как мед без пчелы.

Убери хоть одну из этих составляющих, и даже самое мощное государство потеряет устойчивость. Мы это наблюдаем сегодня на примере Соединенных Штатов. В Европе этот процесс начался гораздо раньше. Сначала очистили опиум от религии. И потеряли семью, узаконив ни то ни се, то бишь "оно". Теперь пошли еще дальше, настаивая на допустимости кровосмешения. В Швеции, к примеру, вопрос инцеста вполне серьезно обсуждается на законодательном уровне и, как ожидается, получит полное одобрение. О демографической катастрофе больше вообще не говорят. С ней просто смирились. А куда денешься, если белые женщины категорически отказываются рожать, уступая эту "плебейскую" обязанность афро-азиатским мигрантам?

Следующим шагом к краю пропасти стало освобождение просвещения от "кабальных" морально-нравственных пут. То, что можно переписать, переписали, полностью исказив историю и все, что с ней связано. А заодно избавились и от химеры совести. Крах нации всегда начинается с краха образования. Точнее, его размыва с последующей подменой идеологическим суррогатом. И теперь мы воочию видим ужасающий результат многолетнего зомбирования учащихся школ и студентов университетов и колледжей. Посмотрите на своих детей и особенно внуков. Вы с полуслова понимаете друг друга или говорите на разных языках? А, может, вообще перестали разговаривать?

Неискушенного человека, пусть он даже лицензированный специалист, а то и вовсе с ученой степенью, достаточно просто "развести" на вполне банальных вещах. Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби - духовный лидер примерно 80 миллионов верующих по всему миру, заявил, что Иегошуа из Назарета, больше известный как Иисус Христос, был темнокожим. И почти тут же в Сент-Олбанском соборе, одном из самых старых, кстати, в Англии, появилась обновленная версия фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря", на которой и "искупитель", и его окружение в одночасье превратились в негров. И никого это не удивило и не возмутило.

А чему, собственно, удивляться? Джастин Уэлби не оригинален. Задолго до него о праве на "палестинского масиха" заявил Махмуд Аббас. Правда, какие-то протесты вроде бы и были, но слишком уж вялые. Учитывая, видимо, особый мультиполиткорректный статус "палестинцев". Единожды солгав, остановиться трудно. Приняли рожденный в глубинах Лубянки "народ", примут и черного Иисуса. С еврейской мамой или без нее. Сейчас ведь папа тоже может стать одновременно и мамой. Покойному Андропову это, скорее всего, не понравилось бы, но у детей свой путь, и они меньше всего прислушиваются к мнению родителей. Тем более, усопших.

Взять под контроль образование - значит, получить ключ ко всему. Снизь его качество хотя бы на одну ступень, и это сразу отразится на всех сферах жизни. Неподготовленный полицейский не защитит не только вас, но и себя. И к врачу с плохой репутацией вы наверняка не станете записываться на прием. Как не захотите лететь и с пилотом-дилетантом. Но скоро, похоже, придется с этим смириться. Ибо в большинстве ведущих университетов цвет кожи будет доминировать над уровнем знаний. А там, глядишь, и лауреатов Нобелевской премии начнут назначать, исходя из чисто национально-территориальных соображений.

Как же получилось, что мир, потеряв ориентиры, оказался в тупике?


Родовые схватки

Мы привыкли мыслить рационально. Другому нас не учили. Поэтому чуть ли не с молоком матери впитали, что у всякого явления есть свое логическое объяснение. Или, по крайней мере, должно быть. В противном случае это либо мистика, либо самообман. Что до абсурда, то он вообще в расчет не брался. Ибо все, что противоречит здравому смыслу, бесполезно и даже вредоносно. Как же тогда назвать то, что сейчас происходит? Версий много, и при этом ни одного внятного довода. Но если нет разумного ответа, значит, это за рамками разумного. А, следовательно, и за пределами нашего понимания. Или мы просто не с того конца заходим?

"Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной...", - когда-то распевали мы, совершенно не вдумываясь в смысл слов. И действительно, если есть мир, то у него должен быть и Хозяин. Иначе бы он превратился в груду хлама. Как и любой запустевший дом. Отложим книгу ненависти и откроем Книгу жизни, которая, в свою очередь, тоже помогает на многое открыть глаза. Так вот, оказывается, тому привычному миру, в котором мы живем, предстоит благополучно разрешиться от бремени к 5790 году ("Зоар", мидраш Нелам, 140 а). Или, согласно другому мнению, на четыре года раньше. То бишь мы разменяли последнее десятилетие. И даже не заметили, что этот мир уже на последних сроках беременности. На наших глазах рождается новая эпоха. В муках, как и все новое. И то, что сейчас происходит всего-навсего обычные родовые схватки. Болезненные, какими они в общем-то и обязаны быть.

Только почему, собственно, мы должны этому верить? Тем более, что об этом газеты ничего не пишут. Да и телевизор подозрительно молчит. Но на самом деле, и говорят, и пишут. То, что велят их хозяева. Потому-то у семи хозяев и народ без глаз. Мы лишь думаем, что знаем свое прошлое, но зато смело заглядываем в туманное будущее. Забывая о том, что каждому знаковому событию всегда сопутствуют побочные явления. И предшествует бескомпромиссная борьба двух начал - духовного и материального. Это многовековое противостояние разных моделей мироздания, помогающее понять, почему Рим и Иерусалим не могут процветать одновременно. Не случайно сказано: "когда один поднимается, другой падает" (из комментария Раши на Берешит, 25:23).

Рим олицетворяет, с одной стороны, мощь и силу, а с другой - отсутствие гибкости, прямолинейность. Порабощая народы, римляне просто присоединяли их божества к своему пантеону. И только еврейский Б-г стоял особняком, поскольку требовал совершенно иного непостижимого для них образа жизни. С множеством строго регламентированных заповедей, в центре которых неизменно оставался высокий моральный облик человека. В противовес римскому мировоззрению, не ставящему человеческую жизнь ни в грош. Когда вдоволь хлеба, хочется зрелищ, а чем больше зрелищ, тем сильней жажда крови. Поэтому Рим (вернее весь христианский мир в нынешнем нашем понимании) и Израиль, как были, так и остались на разных полюсах. И преодолеть этот антагонизм невозможно. Во всяком случае, в рамках существующего социально-политического устройства.

И именно в этом основная интрига. Иначе Великий Сценарист не брался бы за эту грандиозную человеческую комедию. Ведь если вдуматься, вся история человечества завязана на семье первого еврея Авраама, означающего в переводе "отец множества". Народов, как нетрудно догадаться. Ему и его потомкам дал в наследство Всевышний землю, за обладание которой идет бесконечная и беспощадная война. Причем заметьте, не за чернозем, не за богатые природные ресурсы, а за груды камней и бесплодную пустыню. Вы встречали еще где-нибудь подобное? А между тем ничего удивительного в этом нет, ибо Святая земля потому и называется святой, что она на особом учете у Творца. И Он заранее предупредил Авраама: "...лишь в Ицхаке наречется твое потомство" (Берешит 21:12).

А дальше - сплошная арифметика. Но непростая. Ишмаэля - старшего сына от наложницы Агарь - Авраам обрезал в 13 лет. В заслугу за это его потомки - мусульмане - владели Эрец-Исраэль тринадцать веков. До декабря 1917 года, когда британские войска выбили турок из Иерусалима. Это был триумф Дэвида Ллойда Джорджа - премьер-министра могущественной тогда Британской империи, надменно отождествлявшей себя с великим Римом. В результате создалась парадоксальная ситуация: "родовое имение" Б-га перешло под управление потомков обоих сыновей Ицхака - Эдома и Яакова. Чистокровных евреев, хотя первый и решительно открестился от этого "клейма". Зато самого Ицхака обрезали, как это и положено, на восьмой день. Год спустя после Ишамаэля. И этот год с небольшим, если следовать предыдущей аналогии, составляет сто два с половиной года в нашем исчислении. Тот самый период "двоевластия", который истек в аккурат на праздник Шавуот.

В реальной жизни это означает, что время "временщиков" прошло. Святая земля возвращается тем, кому она и должна принадлежать, воплощая заветную мечту многих поколений: "...исчезнут [чужие] народы с Его земли" (Тегилим, 10:16). Вместе с теми, кто попытается этому каким-либо образом воспрепятствовать. А заодно возвращается к духовным истокам и наш изуродованный безумными людскими экспериментами мир. Мир, деградировавший за короткий исторический период от величавого Ллойда до ничтожного Флойда. Уродливый мир, жить в котором все неуютней и страшней. Но это пока еще далеко не финал. Зато посмотрите, каких космических глубин пьеса!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке