Превращение Айи Софии, или собора Св. Софии, ранее одной из главных христианских святынь - обратно в мечеть, объявленное 10 июля президентом Турции Эрдоганом, стало очевидным шагом по возрождению Османской империи. Этот символический ход означает новый этап в конфликте цивилизаций, который теперь вновь угрожает самому существованию западно-христианской культуры. Обе стороны именно так его и оценивают.
Собственно, это не должно особенно удивлять, ибо по пути, ведущему к мечети, Эрдоган пошел еще лет 15 назад. Сначала эта идея была лозунгом правых радикалов, а он подхватывал или отказывался от нее по мере развития ситуации. Однако в последнее время эта идея звучала из его уст все чаще. И по мере того, как геополитические устремления Турции становились все отчетливее, все неизбежнее становилось необходимость мощного идеологического подкрепления. Исламский фактор, на который Эрдоган сделал ставку, отлично сработал и нуждался лишь в адекватном символе. Каковым и стало возвращение Айе Софии прежнего статуса мечети, который ей дал султан Мехмет-Завоеватель.
В сущности все претензии к Эрдогану со стороны Запада и, особенно, России выглядят, мягко говоря, необоснованно.
Читайте также
Приняв Турцию в НАТО в связи с растущей угрозой с юга, Евросоюз так и не рискнул открыть дорогу на Запад миллионам турок. Позиция России, мечущей в адрес Анкары громы и молнии, выглядит еще слабее. Эрдоган в сущности проделывает тот же путь, что и Путин, заявивший, что распад Советского Союза был "геополитической катастрофой", да еще инспирированной Западом.
Турецкий президент фактически утверждает то же самое и даже с большим основанием. Уничтожение Османской империи, действительно, было крупнейшей геополитической катастрофой, ставшей результатом Первой мировой войны, в ходе которой рухнуло сразу несколько империй. Собственно, превращение Айи Софии в музей было следствием этой катастрофы.
Кемаль Ататюрк, первый президент новой турецкой республики, своим волевым решением лишил мечеть религиозного статуса в целях скорейшей вестернизации страны. И если Москва вновь выстроила храм Христа Спасителя, а затем храм Победы, чуть не канонизировав Путина, какие претензии могут быть к Анкаре?
От Айя Софии к Аль-Аксе
С момента своего прихода к власти Эрдоган то скрыто, то явно систематически делал шаги к восстановлению Османской империи если не в ее прежних географических границах, то в сфере ее геополитического влияния. Непримиримая борьба с курдами, вторжение в Сирию, закрепление статуса северного Кипра, союз с Ливией, попытка стать главным покровителем палестинцев - все это логические шаги в борьбе за возврат себе лидерства вначале в исламском мире, а затем и в борьбе за одно из первых мест в клубе мировых лидеров, каковым была Османская империя в пору расцвета.
Естественно, что для обретения лидерства в мусульманском мире Турции необходим свой символ, подобный саудовской Каабе или иранскому Куму. Возврат собору Св. Софии статуса мечети подходит на эту роль как нельзя лучше. Это не только религиозный символ, но и символ победы над Западом, подобного которому нет у других претендентов на лидерство.
Отсюда и стремление стать главным защитником палестинцев. Неслучайно в своей речи о возвращении статуса мечети Эрдоган заявил, что это - шаг по пути к освобождению Аль-Аксы. Аль-Акса, находящаяся в Иерусалиме, который в свое время тоже был частью владений османов, еще один прекрасный повод вернуться в золотой век империи.
Очередной "конец истории"
Может ли западная цивилизация что-либо противопоставить возрождению нео-османов? Это вовсе не очевидно. Робкие заявления западных лидеров о необходимости соблюдать мировые культурные ценности нарочито грубо проигнорированы Эрдоганом в его речи, где он заявил, что "никто не смеет указывать Турции, как ей поступать со своим наследием". Фактически лишь Греция и Россия выступили с более-менее жесткими заявлениями.
Но конфликт с Грецией лишь укрепляет турецкую солидарность, а серьезного столкновения с Россией Анкара, видимо, не опасается. Слишком много у них других общих интересов в совместном противостоянии Западу.
То же самое касается и Вашингтона. В доктрине национальной безопасности США врагами номер один и два являются Китай и Россия, а при наличии на горизонте перманентного конфликта с Тегераном американцам явно не до защиты мировых христианских ценностей. Тем более, когда "корона" и массовые беспорядки бросили самый серьезный вызов всей Америке. Радостно наступая "на горло" культуре своих отцов-основателей, бывших глубоко верующими христианами, американцы, похоже, готовы пойти по пути того же Советского Союза и взрывать собственные храмы в угоду угнетенной негритянской культуре, являющейся такой же химерой, как и пролетарская.
Доживет ли Запад до 2084 года?
Такой вопрос фактически задает видный американский политолог Чарльз Кинг в недавней статье "Как рассыпаются великие державы", посвященной 50-летию со дня публикации знаменитого эссе Андрея Амальрика "Просуществует ли Советский Союз до 1984г.?" Но если Кинг высказывает серьезный скепсис в отношении успехов Запада, то его более знаменитый коллега Френсис Фукуяма продолжает демонстрировать здоровый оптимизм. В статье о пост-пандемическом мире "Государство, социальное доверие и лидерство" он заявляет: "Сейчас, когда наиболее острая и трагическая фаза кризиса миновала, мир движется в сторону долгой, удручающе тягостной работы. В конце концов, мы выйдем и из этого этапа, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Глобальные насильственные потрясения все же маловероятны: демократия, капитализм и Соединенные Штаты уже доказывали свою способность к трансформации и адаптации. Но им нужно будет еще раз вытащить кролика из шляпы". Обе статьи с интервалом в месяц опубликованы во флагмане мировой политической мысли, журнале Foreign affairs.
Как замечают политологи, нынешняя фаза мирового развития, характеризующаяся конфликтом христианской и мусульманской цивилизаций, началась примерно 500 лет назад, когда в 1529 году европейцам впервые удалось отбить натиск турок при осаде Вены. С тех пор Запад начал контрнаступление, которое завершилось в 1918 году разгромом Османской империи.
Но со времени революции в Иране и, особенно, после распада СССР началась новая фаза конфликта, знаменующая исламское возрождение и новое наступление исламской цивилизации. Так что провозглашение Айя Софии мечетью - не просто авантюрный шаг амбициозного диктатора, мечтающего о славе Мехмета-Завоевателя, но продуманное унижение западно-христианской цивилизации, важный этап в исторической битве цивилизаций с непредсказуемым финалом.
Вялую реакцию Запада на метаморфозы с мечетью можно оценить, представив себе, что произошло бы, если бы Израиль предпринял хотя бы минимальные шаги к строительству Третьего Храма на Храмовой горе.