Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+22+12

Мнения

А
А

Арабский расизм? Настало время поговорить и о нем

Джорж Флойд сразу стал "своим": палестинцы нарисовали его в традиционной куфие, а сирийцы вложили в его уста высказывания против Башара Асада.

20.06.2020
Источник:Детали
Фото: Reuters

Читайте также

Вскоре после убийства Джоржа Флойда и начала массовых протестов в США огромные панно с изображением чернокожего американца, ставшего жертвой полицейского насилия, появились и по всему ближневосточному региону, от палестинского Вифлеема до сирийского Идлиба. Джорж Флойд сразу стал "своим": палестинцы нарисовали его в традиционной куфие, а сирийцы вложили в его уста высказывания против Башара Асада.

"Когда я услышал, как Флойд говорит "я не могу дышать", я сразу подумал, как сирийский режим использовал химическое оружие против нас и наших детей. Мы тоже не могли тогда дышать", - заявил Азиз Асмар, автор идлибского панно в интервью эмиратскому изданию The National.

Примечательно, что символом борьбы с расизмом и дискриминацией на Ближнем Востоке стал именно Флойд, а не погибший на той же неделе от рук израильского полицейского 32-летний аутист из Восточного Иерусалима Ийад аль-Халак. Такой выбор говорит и об утрате внимания к палестинской проблеме, и о попытке ассоциировать собственные проблемы с новым направлением.

А к общей тенденции захотели присоединиться очень и очень многие. Ливанские, марокканские, алжирские и египетские старлетки и певички одна за другой выставляли свои фотографии с черными лицами в Инстаграм, видимо, не подозревая, что это тоже считается проявлением расизма. "Черное лицо" - разновидность театрального грима, который использовался американскими актерами и комедиантами на протяжении 130 лет, вплоть до 1960-х годов, и представлял собой карикатурное изображение лица чернокожего человека. Подобные представления способствовали укреплению стереотипов и предвзятости в отношении чернокожих американцев. Актеры чернили лицо гуталином, использовали парики курчавых волос и характерную одежду.

Некоторые актрисы разбавляли свои черные фотографии цитатой из последней проповеди пророка Мухаммада "И нет превосходства у араба над неарабом, и неараба над арабом. Как и нет превосходства белого человека над черным, и черного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности".

Другие писали о том, как бы им хотелось быть чернокожими.

Ясно, что ради дешевой популярности можно написать, что угодно - но, в отличии от бумаги, интернет терпит далеко не все, и вскоре арабские звезды, уличенные в цинизме, подверглись широкомасштабной атаке со стороны других пользователей.

Пока в интернете шли баталии, за кадром осталось самое главное: расизм в арабском мире продолжает буйно цвести. Осудив американцев за неподобающее отношение к темнокожим людям, мало кто на Ближнем Востоке позаботился о бревне в своем собственном глазу.

С чего начать разговор о арабском расизме по отношению к африканцам и другим чернокожим людям? С того, что арабы испокон веков были знатными работорговцами и извлекали немалую выгоду от покупки и продажи африканцев? Или с того, что в ходе конфиденциальной беседы катарского эмира шейха Хамада с ливийским лидером Муамаром Каддафи первый презрительно назвал американского президента Барака Обаму "рабом"? Кстати, слово "абид", раб, до сих пор часто используется в арабском языке применительно к темнокожим людям.

Можно также напомнить, что рабство было отменено в Мавритании лишь в начале 90-х годов, а в Судане оно сохранялось вплоть до 2005 года, несмотря на то, что Судан подписал все конвенции, запрещающие рабство, еще в 1991 году. Во многих арабских странах по сей день существует система "кафала" - спонсорства, фактически привязывающего иностранных рабочих к их хозяевам и лишающая их тех прав в трудовой сфере, которые причитаются гражданам страны. Так, работодатель может лишить мигранта права на получение медицинских услуг, избить за те или иные прегрешения, удержать значительную часть зарплаты или выбросить из страны, не заплатив по счетам.

Постепенно некоторые арабские страны начинают менять законодательство, но в данный момент современное рабство процветает повсюду, от Ливана до Катара. Эфиопские и филлипинские домработницы регулярно гибнут от "производственных травм", а тем, кому удается добраться до полиции, объясняют, что во имя их же блага жалобу лучше не подавать, да и пользы от нее никакой не будет.

На проявления расизма жалуются суданские беженцы в Египте, которые рассказывают, как их соседи кидают в их детей мусор и камни, и даже темнокожие паломники и паломницы из Нигерии, совершающие хадж в Мекку - хотя, уж казалось бы, хадж с его строгими требованиями равенства (все мужчины должны быть одеты в одинаковое одеяние ихрам) должен был создать идеальные условия для экзамена на взаимоуважение.

В целом белая кожа в арабском мире воспринимается лучше, чем темная, и производители косметики зарабатывают огромные деньги на продаже отбеливающих средств, а также декоративной косметики светлых оттенков, которая, естественно, не всегда смотрится на смуглой коже. В брачных объявлениях потенциальные женихи откровенно пишут, что предпочитают светлокожих невест (возможно, именно поэтому в записных красавицах ходят светлокожие ливанки и сирийки), а модельные агентства не готовы работать с темнокожими манекенщицами.

Так что в сфере борьбы с расизмом арабским странам, прямо скажем, похвастаться нечем. Тема эта, как правило, табуирована прежде всего потому, что никак не вписывается в борьбу с колониализмом и недавнее революционное прошлое арабских режимов.

Поэтому на фоне плакатов с надписями "нет расизму" и портретов Джоржа Флойда процветает современное рабство, хозяева убивают домработниц, не страшась наказания, а толстощекий эмир крошечного государства может презрительно бросить уничижающее слово "раб" в адрес президента США. Эта "темная сторона луны" редко освещается в арабских и международных СМИ. Но настало время поговорить и об арабском расизме.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке