Читайте также
Странно, но факт: МВД еврейского государства до сих пор не имеет точной инструкции с перечнем определений, на основании чего соискатель гражданства может быть признан евреем (или причин, по которым ему в этом откажут). Вопрос отдан на откуп чиновникам и зависит не от критериев, а от их настроя и мнения.
Все - на усмотрение чиновника
"Окончательного списка документов, которые надо представить для подтверждения еврейства, не существует, - сказал "Деталям" адвокат Аарон Лесовой, специализирующийся на вопросах гражданства. - Когда человек обращается в консульство или отделение МВД, ему говорят, какие бумаги он должен предоставить. Но это не значит, что их будет достаточно: могут попросить еще что-то. И доходит до казусов: бывало, что доказать еврейство удавалось с помощью характеристики, выданной по месту работу на заводе первичной партийной организацией - в ней указывали и национальность".
Бремя доказывания, по израильским правилам, возложено на соискателя. Человек должен принести именно те документы (и в том количестве), которые смогут убедить чиновника. При этом чиновник даже не обязан объяснять причины отказа. Так ему показалось. Только суд может потребовать от него объяснений, поэтому довольно часто, когда дело и в самом деле доходит до суда, МВД сразу снимает свои возражения - им нечего сказать. Раньше этими исками занимался Верховный суд, потом поручили окружным судам - они и только они по сей день остаются единственной управой на чиновников.
Раввин чиновнику - не указ
Проверку еврейства осуществляют также раввинаты - для проведения свадеб, разводов, захоронений и т.п. А МВД занимается тем же самым, но с другой целью - чтобы понять, подпадает ли человек под Закон о возвращении, дающий ему право на репатриацию в Израиль и получение связанных с этим льгот. При этом МВД и раввинат независимы друг от друга и не считают нужным координировать свои оценки в этом вопросе. Из-за чего возникают парадоксальные, с точки зрения банальной логики, ситуации, когда раввинат кого-то евреем признает и разрешает ему жениться под хупой - а МВД этого же человека евреем не считает и в гражданстве ему отказывает. Так один и тот же человек в Израиле может считаться евреем - и одновременно не евреем.
- У меня были клиенты, отец которых похоронен на еврейском кладбище, а их долгое время пытались выкинуть из страны, потому что мнение раввинов для МВД - не указ, - рассказывает адвокат Аарон Лесовой. - Точно так же и раввинат не интересует, отмечено ли у вас в удостоверении личности, что вы - еврей. Все равно перед хупой потребуют привести свидетелей и принести доказательства.
Однажды ко мне пришел раввин небольшого подмосковного городка. Одетый, как и подобает ультраортодоксу. Пришел за помощью, потому что в МВД его, раввина и руководителя общины... отказались признать евреем!
- С кем труднее общаться, с раввинатом или с МВД?
- С МВД. У них вообще нет никаких критериев. Одну из моих клиенток отказывались признать еврейкой, несмотря на то, что еврейкой признана ее мать, живущая тоже в Израиле. Чиновник решил выяснить, какой образ жизни эта женщина лет 60-и вела в Советском Союзе - отмечала они в 70-е годы прошлого века еврейские праздники или нет. И от этого ответа должно зависеть его решение?
Тогда как у раввината все же критерии есть, и они не то чтобы лучше или хуже, но более понятны. Порой они посылают своих людей в тот или иной город, чтобы проверить бумаги в тамошнем архиве. Причем это делается из желания помочь человеку найти нужные доказательства, а не наоборот.
А МВД поступает иначе. Могут запросить, например, архивный документ, но предупредить: "Имейте в виду, что обычной выписки нам недостаточно - надо, чтобы эта бумага была сфотографирована трижды в разных ракурсах, а еще фото книги, в которой она содержится". Но по законам стран, в которых находятся эти архивные книги, такую съемку нельзя проводить! То есть МВД заранее дает заведомо трудновыполнимые задания.
По заветам Арье Дери и Мири Регев
С учетом того, что признание еврейства в нашей стране часто зависит от доброго расположения власть предержащих, в ином свете видится и недавний факт предоставления гражданства баскетболисту тель-авивского "Маккаби" Сенди Коэну.
Действительно, гражданство могут дать кому угодно - за важную деятельность или особые заслуги. Министр имеет такие полномочия. В данном случае за молодого американца перед председателем ШАС Арье Дери ходатайствовали бывший министр культуры и спорта Мири Регев и Еврейское агентство для Израиля "Сохнут".
И все бы хорошо, если бы Дери, объясняя свое решение, не отметил, что увидел у спортсмена "связь с еврейством". Этот термин имеет юридическое значение. Он не означает просто любви к евреям или интереса к еврейской истории. Он определяет, что у человека есть какие-то еврейские корни. Но от Сенди Коэна - в отличие от очень многих репатриантов - никто не требовал в доказательство этого никаких бумаг! Поговорили с раввином, который сказал, что вроде бы дедушку Сэнди видели в синагоге. На этом основании Мири Регев сочла, что доказательство еврейских корней есть - и этого оказалось достаточно. Юристы недоумевают: разве так можно было?! Видимо, да: там, где нет законных критериев, правит не закон, а чиновник. А какие возможности для коррупции открывает столь странная ситуация, можно даже не говорить.
Другой пример - субботники. Когда-то давно их признавали евреями и давали гражданство. Потом раввинат пересмотрел свое отношение к ним, и - редкий случай! - МВД приняло позицию раввината. Теперь те субботники, которые успели репатриироваться - евреи. А те, что остались в странах исхода - нет. Пусть даже иногда они - члены одной семьи.
Дело о "некошерном" поваре
Тем, кому вышеописанного абсурда мало, напомним о деле Юрия Логвиненко - повара, который был уволен из супермаркета "Йохананоф" в Реховоте после того, как местный инспектор по кашруту заподозрил в нем нееврея. Но теперь выясняется, что инспектор, начавший преследование Логвиненко, неподотчетен религиозному совету Реховота, чьи представители категорически заявляют, что не имеют никакого отношения к увольнению Логвиненко, да и не требовали этого! По мнению Эльдада Гадасси, руководителя этого религиозного совета, инспектор, устроивший "допрос с пристрастием", не был даже наделен полномочиями для подобной проверки.
Узнать эту подробность смогла журналистка Джуди Мальц из "ХаАрец". Напомним предысторию: в январе этого года Юрия Логвиненко приняли на должность повара в филиал сети супермаркетов "Йохананов" в Реховоте. Через несколько дней поле того, как он приступил к работе, там появился инспектор по кашруту, которого заинтересовало, еврей ли Юрий. Положительный ответ инспектора не удовлетворил, ему понадобилось удостоверение личности - водительским удостоверением он не удовлетворился. По словам Логвиненко, инспектор зашел на кухню и заявил: "Этот русский не будет здесь работать".
Вернувшись домой, Логвиненко отсканировал и выслал инспектору по кашруту свидетельство о рождении своей матери-еврейки. После чего его вернули на работу, но не поваром (хотя речь идет о профессионале с многолетним опытом работы), а на овощерезке, запретив разжигать плиту на кухне супермаркета вплоть до окончания разбирательства - то есть пока его еврейство не будет подтверждено. Так прошло несколько месяцев, и Логвиненко постепенно стал выполнять и другие задачи, помимо резки овощей. Предполагая, что проблем больше не возникнет, поскольку представлен документ, подтверждающий еврейство, через какое-то время он стал зажигать плиту и включать духовку. "Все это видели, и все знали", - говорит он. Но в конце марта, когда Юрий по обыкновению включил духовку, к нему подошел инспектор и устроил скандал. А через несколько недель, после праздника Песах, Логвиненко уволили.
Скорее всего, инспектор по кашруту, о котором идет речь, не работал в религиозном совете, а был нанят сетью "Йохананоф" через посредническую фирму по трудоустройству. В свете вышеизложенного это означает, что, помимо МВД и раввината, определением еврейства может заниматься каждый встречный. А почему бы нет, если нет никаких критериев?
Сеть "Йохананоф" была подвергнута жесткой критике организацией "Свободный Израиль", которая сочла подобные действия дискриминацией и выступила в защиту уволенного повара. "Единственная причина, по которой еврейство Юрия было поставлено под сомнение, связана с его именем и акцентом", - заявил Ури Кейдар, исполнительный директор организации "Свободный Израиль". Он публиковал посты в "Фейсбуке" и привлек к этой теме внимание СМИ. Но торговой сети, чей рыночный капитал оценивается в 1,8 млрд. шекелей, такая реклама не понравилась, и она подала в суд иск, обвинив и "Свободный Израиль", и его исполнительного директора в клевете и очернении их доброго имени.
Причем, как уточнили "Деталям" в "Свободном Израиле", сначала был подан иск против организации на сумму в 286 тысяч шекелей, а потом и лично против Ури Кейдара - так общая сумма удвоилась до 572 тысяч. К исковому заявления приложены копии публикаций. На одном из них в логотипе "Йохананоф - сеть для всех", зачеркнуты слова "для всех" и добавлено: "Осторожно - дискриминация".
А что до Юрия Логвиненко, он по-прежнему живет с супругой в Реховоте, пытаясь найти новую работу по специальности. Безуспешно. "Я обратился в несколько мест сразу, - говорит он. - Но инспекторы по кашруту знают, кто я такой, и смотрят на меня с усмешкой, а потенциальные работодатели видят во мне смутьяна. Вероятно, у меня нет иного выбора, кроме как сменить профессию, если я хочу найти работу", - сказал он.
Эпилога не будет
Возможно, вы убеждены, что вас - галахического еврея и, быть может, даже соблюдающего заповеди, все это коснуться не может? Не зарекайтесь! Прелесть ситуации, в которой мы все живем, еще и в том, что ни одно из решений раввината или МВД не является окончательным и бесповоротным.
Обычно перепроверять человека начинают, когда он дает повод - например, решил жениться на иностранке или привезти в страну родителей. Но никто не запрещает МВД начать вновь исследовать документы людей, приехавших 30 лет назад. Под предлогом борьбы за чистоту расы.