Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+25+15
Иерусалим
+24+15

Мнения

А
А

Суккот

У праздника Суккот много разных названий: "праздник сбора", т.е. праздник сбора урожая с полей, "праздник кущей", но и просто "праздник", "праздник Господу".

17.09.2013
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

15 Тишрея на радость нам и всем евреям наступает праздник Суккот. Праздник продолжается восемь дней, как сказано: "В пятнадцатый день седьмого месяца сего - праздник Кущей. Семь дней Господу. В первый день - священное собрание: никакой работы не делайте. Семь дней приносите огнепалимую жертву Господу. В день восьмой священное собрание да будет у вас, и приносите огнепалимую жертву Господу, собрание праздничное" (Ваикра, 23:34-36).

Семь первых дней называются в Торе праздник Суккот, ибо в эти дни заповедано нам сидеть в сукке. Последний день называется Ацерет, а поскольку он восьмой по счету дней праздника, закрепилось за ним название Шмини-Ацерет. Первый и восьмой - это дни священного покоя, Праздник в галахическом смысле, и любая работа в эти дни запрещена. Шесть промежуточных - это дни "буднично-праздничные", и строгого галахического запрета на работу в эти дни нет. Седьмой день называется Хошаана Раба, а Шмини-Ацерет также называют Симхат Тора.

Все праздники, установленные Торой, изначально продолжались один день, и такой порядок соблюдается в Стране Израиля по сей день. Однако в диаспоре все праздники продолжаются два дня. Исключением являются, с одной стороны, Рош а-Шана, который продолжается два дня и в Стране Израиля, с другой стороны - Йом Кипур, который даже в диаспоре продолжается только один день. Итак, в Стране Израиля Суккот продолжается восемь дней, а в диаспоре - девять, причем в этом случае название Симхат Тора закреплено именно за последним, девятым днем праздника.

В древности Суккот был самым главным праздником Израиля, всенародным праздником, своего рода "днем урожая" (חג האסיף). Земледелец отмечал его в тот момент, когда урожай с полей и плоды с фруктовых деревьев были уже собраны. Теперь можно было спокойно отдыхать от трудов праведных до самого начала сезона ранних дождей ((יורה. Поэтому лишь о празднике Суккот сказано в Торе: "И будешь радоваться пред Господом Богом" и только этот день назван мудрецами Израиля "праздник радости нашей". В праздник Суккот являлся земледелец пред ликом Господа и воздавал ему хвалу за полные закрома и погреба, изливал душу в молитве о благодатном дожде. Праздник Суккот был праздником, с которого начинался годичный цикл.

У праздника Суккот много разных названий: "праздник сбора" (חג האסיף)., т.е. праздник сбора урожая с полей, "праздник кущей" (חג הסוכות), но и просто "праздник", "праздник Господу". О важности этого праздника в жизни народа свидетельствует простой факт: просто "праздник" в Торе это всегда Суккот он же - "праздник сбора".

У нас нет точных сведений, в какой именно месяц и в какие дни отмечали этот праздник в древности. Не знаем мы ничего и о древнейших праздничных церемониях, о формах древнего религиозного культа. Знаем только, что северные колена отмечали этот праздник на восьмой день, а в Иудее - на седьмой. Согласно рассказу в книге Царей (гл. 6) завершено было строительство Храма "в месяце Бул, на восьмой месяц", однако освящение храма состоялось, согласно свидетельству того же источника, на седьмой месяц, причем празднование продолжалось "семь дней и семь дней - четырнадцать дней". Книга Хроник, повторяя почти дословно рассказ Книги Царей об освящении Храма, добавляет многозначительную деталь: "А в день восьмой сделали Ацерет, потому что освящение жертвенника совершали семь дней и Праздник семь дней. И в двадцать третий день месяца седьмого отпустил он народ в шатры свои…" (2Хроник 7:9-10). С учетом того, что просто праздник в ТАНАХе - всегда Суккот, а двадцать третий день седьмого месяца это именно день Шмини-Ацерет, не трудно догадаться, что освящение Храма было приурочено как раз к главному празднику Израиля. Неувязка только с месяцем. Получается, что полностью отстроенный Храм около года стоял не освященным. Логично допустить, что первоначально книга Царей указывала в качестве времени освящения Храма именно восьмой месяц, однако со временем была внесена политкорректная редактура, и месяцем освящения был сделан именно седьмой, принятый в качестве даты праздника Суккота в ТАНАХе. Логично допустить, что Шломо освятил Храм именно в том месяце, когда было завершено его строительство, и что в те времена праздновали Суккот еще на восьмой месяц.

В обычное время наши предки любили повеселиться в виноградниках и рощах. И даже свою работу они сопровождали ритмичными криками "хейдад". В дни Суккота крестьяне снаряжали вереницы повозок и со всех градов и весей устремлялись к святым местам, дабы возрадоваться пред Господом. Все дороги Страны Израиля звенели от радостных песен. Один вел с собой теленка, другой - козленка, чтобы принести жертву Господу в священном месте. Тут и там поют песни славы и хвалы, водят хороводы вокруг священных алтарей Господних. А если беден земледелец, и не может он принести в жертву ни теленка, ни ягненка, приносит он меру муки, бочонок масла или бочонок вина, чтобы совершить на алтаре торжественное возлияние.

В древнее время, до установления в Израиле монархии, город Шило в горах Эфраима был главной святыней. В книге Судей 21 сказано "И вот, праздник Господу в Шило с незапамятных времен. И девушки выходили водить хороводы в виноградниках". В первой книге Шмуэля рассказано про Элькана из Раматаим-Цуфим, который из года в год вместе со всем семейством приходил поклониться и принести жертвы Господу Воинств в Шило. Там приносились жертвоприношения, и все члены семьи ели мясо жертвенных животных, пили вино и радовались пред Господом.

Когда был освящен Храм Шломо, провели там праздник урожая, первый из трех паломнических праздников Израиля, состоявшийся в Иерусалиме. Про этот праздник сказано: "И собрались к царю Шломо все израильтяне в месяц Эйтаним, в праздник, он же месяц седьмой. И пришли все старейшины Израиля, и понесли коэны Ковчег, и подняли Ковчег Господень, и скинию собрания, и все священные сосуды, которые в скинии, и подняли их коэны и левиты. И царь Шломо, и вся община Израиля, собравшаяся к нему, с ним перед Ковчегом, приносили жертвы из крупного и мелкого скота, которые невозможно было исчислить или пересчитать из-за множества их…. И устроил Шломо в то время праздник, и с ним весь Израиль, - большое собрание, от входа в Хамат до реки египетской, - пред Господом Богом нашим: семь дней и семь дней - четырнадцать дней. На восьмой день отпустил он народ и пошли они в шатры свои радостные и довольные сердцем" (1Царей, 8:2-5, там же, 65-66). Двести лет спустя пророк Ишаяху рассказывает о праздничных процессиях, которые поднимались на гору Господню в ночь освящения праздника: "Песнь будет у вас, как в ночь освящения праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью, чтобы взойти на гору Господню, к твердыне Израиля" (Ишаяху, 30:29).

Написано в Торе: "Три раза в году должен являться всякий мужчина пред лицо Владыки, Господа Бога Израилева" (Шемот, 34:23). Согласно этому закону каждый мужчина должен трижды являться в Храм. Трудно было земледельцу надолго оставить свой дом в дни праздника Пэсах и праздника Шавуот. Но зато осенью, в дни праздника урожая, было ему удобно оставить свой дом и совершить паломничество в Храм. Собрав урожай в полях и в садах, мог он с легким сердцем явиться и радоваться пред Господом. В начале царства Израильского не было нужды каждому паломнику направляться в Иерусалим. Священные места и высоты существовали в разных местах страны. Они, разумеется, были не так великолепны, как Храм Шломо в Иерусалиме, но зато древнее его, и праздник урожая праздновали всенародно во всех этих местах.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке