Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+24+20
Иерусалим
+23+14

Мнения

А
А

Имидж сути

"Террористы нашего времени пришли к выводу, что предпочтительнее вкладывать усилия в создание "образа" террористической акции, нежели в саму акцию".

26.07.2013
Источник:66 канал ТВ
Zahav.ru 66 канал ТВ

Читайте также

Интервью с доктором Эялем Дотаном, исследователем философии постмодернизма, лектором Тель-Авивского университета

Ведущий: Уважаемый доктор Эяль Дотан, вы изучаете наследие французского философа Жана Бодрийяра (1929-2007), насколько его взгляды сегодня актуальны?

Э. Дотан: Творчество Жана Бодрийяра, с элементами пророчества, касается многих актуальных проблем современности. Скажем, на основании исследования, проведенного еще в 1988 году, он предсказал финансовую катастрофу 2008 года и объяснил, почему наше общее развитие ведет человечество к кризису такого масштаба.

Ведущий: Он ведь занимался и исследованием терроризма?

Э. Дотан: Бодрийяр говорил о новой логике террористических действий, характерной, по крайней мере, для последнего десятилетия. Террористы нашего времени пришли к выводу, что предпочтительнее вкладывать усилия в создание «образа» террористической акции, нежели в саму акцию. То есть, целесообразнее готовить такие теракты, которые могут эффектно прозвучать в средствах массовой информации и будут максимально ими растиражированы. Теперь организатор теракта размышляет, как режиссер-постановщик или продюсер, а не как террорист старого типа.

Теракт в башнях Всемирного торгового центра доказал это в полной мере. Хотя это была одна из самых массовых акций, в которой погибли тысячи людей, но ее воздействие на нас было вызвано, главным образом, «голливудским сценарием» происходящего: одновременно два самолета поражают два небоскреба, обладающих особым символическим значением.

Терроризм 21-го века, главная цель которого - посеять страх и создать атмосферу постоянной угрозы, использует массмедиа самым изощренным образом.

Ведущий: Телевидение стало неотъемлемой составляющей терроризма?

Э. Дотан: Бодрийяр говорил об этом еще в 80-е годы. Фактически, телевидение стало союзником террора, так как оно распространяет и усиливает эффект террористических акций. Но у телевидения своя логика. Если оно видит событие, потенциально способное привлечь зрителей, то использует его и доводит до максимального воздействия своими средствами.

Ведущий: Однако, теракт «в прямой трансляции» не выглядит акцией, вызванной отчаянием?

Э. Дотан: Террор приходит из тех мест, где пытаются вернуть прошлое и его ценности в мир, который управляется симуляциями и имиджами. Бодрийяр говорит об этом буквально терминами четвертой мировой войны - с его точки зрения, третьей мировой войной было падение коммунизма. Теперь же, вследствие глобализации, охватившей весь земной шар, капиталистическая логика властвует везде.

Конечно, террористы позиционируют себя как бы вне системы. Но для достижения успеха они используют средства самой системы и ее логику. Поэтому Бодрийяр и другие исследователи утверждают, что террор, подобно прививке, только усиливает систему. Она частично повреждается, но затем прогрессирует и усиливается. Посмотрите, какая мощная индустрия безопасности развилась за последние десять лет в Израиле и США! Многие считают, что угроза террора однозначно усиливает систему, а не ослабляет ее.

Ведущий: Вы упомянули о симуляциях. Это тоже из Бодрийяра?

Э. Дотан: Да, он разрабатывал идею, которую назвал «преимуществом симуляции».

Ведущий: Что это значит?

Э. Дотан: Каждая симуляция - это попытка представить опыт одной системы с помощью инструментов другой системы. Например, симулятор полета. Начиная с 50-х годов, утверждает Бодрийяр, мир начал управляться через симуляции. Куда бы вы ни посмотрели, вы везде натолкнетесь на симуляции - от симулятора самолета до симулятора атомной войны.

Если, не дай Б-г, разразится атомная война, то сценарий, согласно которому должны будут реагировать военные штабы государств, является полностью симулятивным. Ведь никогда прежде не было атомной войны, и ни у кого нет реального опыта, на основании которого специалисты могли бы разработать план действий. Все это - придуманный сценарий, по которому генералы собираются вести последнюю войну человечества.

То, о чем я сейчас рассказал, называется «симулякр». В обычной симуляции, например, симуляции полета, есть образец, которому ты подражаешь, а в симулякре образец ты придумываешь сам. Например, если с помощью генетического кода мы создаем новые бактерии, то это симулякры - у них нет образца, мы их придумали.

Ведущий: Это очень похоже на финансовые пирамиды, делающие деньги из денег.

Э. Дотан: Именно так! Финансовая система полностью управляется с помощью симуляций. Мы знаем, что банки на 30-50 процентов оперируют дигитальными деньгами. До 70-х годов существовал золотой запас - материальное основание, ограничивающее количество денег в мире. Но как только было принято решение снизить зависимость от золота, деньги как бы «освободились», «полетели» по воздуху. Это - различные ценные бумаги, объем которых доходит до 732 триллионов долларов, что почти втрое больше общего мирового валового продукта. Получается, что над реальной экономикой действует искусственная, полностью основанная на симулятивных финансовых механизмах,

Ведущий: Эта ситуация должна взорваться, или мы так и будем жить в мире симуляций?

Э. Дотан: В 1988 году, когда финансовые пирамиды только зарождались, Бодрийяр сказал, что мир виртуальных денег будет раздуваться в точности так же, как раздуваются запасы атомного оружия. Существующих на Земном шаре запасов атомного оружия в несколько раз больше того, чем требуется для его уничтожения. То есть, мир может быть уничтожен несколько раз! Так и финансовый пузырь - он в несколько раз больше истинной экономики. А стратегия та же самая. В тот момент, когда мы чувствуем, что симулятивная экономика начинает падать, и это может разрушить всю нашу экономику, мы стараемся это предотвратить, например, спасаем банки. Точно так же мы относимся к ядерной угрозе: изо всех сил стараемся, чтобы этого не произошло. А кому это выгодно? Банкам! Нам все время напоминают, что у банков есть финансовое «ядерное оружие».

Ведущий: Вы написали об этом книгу?

Э. Дотан: Да. Книга называется «Суть». Ее герой - последователь философии Бодрийяра. Он понимает, что в нашем обществе достичь чего-либо можно только при условии, что ты идешь на крайние меры. Бодрийяр говорил, что нужно быть «террористом» во всем, что ты делаешь, потому что нет другого способа победить систему.

Ведущий: Звучит не слишком оптимистично для общества!

Э. Дотан: Но я думаю, что правильно его определяет - в нем человек, которой действует разумно и рационально, ничего не может добиться! На людей, стремящихся вести спокойный диалог, никто не обращает внимания. Единственный способ - действовать экстремальными методами: устраивать забастовки, выставлять пикеты, унижать политиков так же, как они унижают нас. Мой герой вообще всю политику считает симулякром - это выдумка, за которой нет ничего настоящего. Он ходит с перечнем посылов в руках, с которыми обращается к людям.

Ведущий: То есть строит симуляцию общественного мнения?!

Э. Дотан: Совершенно верно! Он исследует реакцию общества. Все, в конечном счете, возвращается к симуляции.

Ведущий: Буквально фильм «Матрица»!

Э. Дотан: «Матрица» представила еще более волшебную возможность: весь мир - одна большая симуляция, о которой герой читает в книге. Такую возможность, - что все происходящее вокруг нас является симуляцией, которую мы переживаем, как настоящий мир, а некий высший разум за этим наблюдает, - исследовал ученый из Оксфордского университета. Он дал этой возможности хорошую степень вероятности - 30 процентов.

Ведущий: Что же, нам всем стоит, как террористам, «идти до конца», если мы считаем, что у нас достойная цель?

Э. Дотан: Нет, я совсем не сторонник крайних методов, но я признаю важность осознания того, что мы никогда не достигаем истины или корня вещей. Добро и зло - категории относительные, и в нашем циничном мире каждый использует их с пользой для себя. Не существует никакого трибунала, который мог бы постановить, кто прав и в чем истина. В этом смысле каждому из нас стоит учитывать, что те, против кого мы действуем, тоже считают себя абсолютно правыми, у них свои представления об истине и справедливости. Мы живем в мире субъективных симуляций, в котором суть совершенно исчезает, но есть лишь имидж сути.

Перевод Лилии Клейнер

Что не дано понять разуму?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке