Читайте также
Накануне предыдущих выборов Нетаниягу и Либерман заложили политическую бомбу. Ликуд и НДИ объединились на выборах в единый список. Оба лидера тайно встречались в Нью-Йорке по инициативе гуру опросов Артура Финкельштейна. Он представил им опросы, согласно которым, если Биби и Ивет объединятся, поделят 1-й и 2-й номера, то обе партии в едином блоке получат 42 мандата, не меньше.
Мед, испитый устами Финкельштейна, оказался горек. На выборах Ликуд-Бейтейну получил всего 31 мандат. Оба вождя, несмотря на разочаровывающие результаты, решили продолжить свой альянс и сделать союз на долгие годы, возможно, с перспективой объединения в одну партию, чтобы не было ни Ликуда, ни НДИ как отдельных списков.
Не все (и это мягко сказано) в этих партиях поддержали начинание своих лидеров и планы дальнейшего союза. В НДИ больше коалиционной дисциплины и партия построена на безоговорочной поддержке Либермана. Я в этом убедился, когда побеседовал с бывшим депутатом Алексом Миллером. Стало сюрпризом, ранее неведомым в израильской политике, что человек, лишившийся места в Кнессете, не разочарован и ни на кого не держит зла. Он полностью поддерживал идею объединения, а ведь если бы не было этого союза, и НДИ шел отдельно, Миллер наверняка бы сидел в Кнессете. Тем не менее, Алекс благодарен Либерману, что был членом парламента и верит, что в будущем вернется. Министр абсорбции Софа Ландвер также говорит о сплоченности рядов в НДИ, чего практически не наблюдается в других партиях.
В Ликуде все по-другому. Не прошедшие в Кнессет кандидаты затаили обиду и только ждут возможности отомстить Нетаниягу. Так, бывший депутат Кармель Шама считает, что без НДИ он бы продолжил свою депутатскую деятельность. Шама не одинок: бывшие парламентарии во всем винят этот проклятый союз с НДИ и в неофициальных беседах доказывают, что скоро придет их день и именно им, невинно обиженным и неоцененным, еще предстоит бороться за пост лидера Ликуда и кресло премьера после ухода Биби.
Действующие парламентарии и министры от Ликуда втайне строят свои ряды и руководят виртуальными армиями. Так, министр обороны Моше (Буги) Яалон приобретает все большую популярность в Центре Ликуда и, опираясь на свой важный пост, претендует на роль наследника национального лагеря. Буги даже дико представить, что в интересах нынешней и будущей коалиции ему придется потесниться из-за обязательств Нетаниягу перед Либерманом как вторым номером, гарантирующим ему наследство.
Аналогичным образом мыслит и министр внутренних дел, амбициозный Гидеон Саар. Этот спит и видит себя лидером Ликуда, а Либерман для него человек чужой, а то, что Ивет в прошлом был членом Ликуда и даже гендиректором партии, для него предание старины глубокой. Саар пока отказывается от публичных высказываний на эту тему, но от него трудно ждать джентльменского поведения и верности слову, которое дал своему второму номеру Нетаниягу.
Сильван Шалом, вечный второй, а теперь уже и третий-четвертый, ныне министр энергетики, верит, что тоже может вернуться к руководству Ликуда и занять самые высокие посты. Возможно, он согласен, что минул его звездный час, но, по крайней мере, станет главой МИДа, Минфина или же министром обороны.
Гилад Эрдан, еще один принц последнего ликудовского разлива, занимает пост министра по защите тыла и министра пропаганды. Считается восходящей звездой Ликуда и, пусть у него хорошие отношения с Либерманом, но он не желает видеть того во главе коалиции. Такова ситуация на вершине Ликуда. А на задних скамьях есть Ципи Хотовели и Гила Гамлиэль, которые считают, что они вот-вот выйдут в первые ряды, и по ним просто плачут министерские кресла. При таком дефиците мягких мест для седалищ, вероятно полагают они, преступно щедро раздавать портфели представителям НДИ, ведь они уже были министрами.
Брожение в Ликуде против союза с НДИ заметно и на местном уровне. Многие мэры от Ликуда, собирающиеся баллотироваться вновь, опасаются, что Либерман с Биби решат объединить списки на муниципальных выборах. В итоге многим придется потесниться ради популярных кандидатов от НДИ. Такова ситуация в Ашдоде. Мэр Йехиэль Ласри не будет рад, если в его списке окажется давний соперник, в прошлом представлявший в горсовете НДИ Шимон Каценельсон. Таких примеров много. Активисты НДИ на местах также не в восторге от возможного объединения с Ликудом. В НДИ есть впечатляющий список кандидатов в мэры и вице-мэры городов. Представители НДИ, конечно, примут решение Либермана, но они предпочли бы, чтобы Биби и Ивет приостановили свой план объединения и предоставили им полную свободу действий на выборах в местные советы.
Подобное разделение может оказаться полезным для обеих партий, а коалиции на городском уровне можно создавать и после выборов. И в центре обоих партий, и на местах не умолкает дискуссия на тему, кто больше потеряет, а кто выиграет от механического объединения. Кстати, ни для кого не секрет, что если бы Ивет не подставил Биби плечо ценой собственных депутатских мест в Кнессете, тот выглядел бы куда бледнее. Полагаю, что НДИ от объединения потеряла больше. Те избиратели, которые почти автоматически отдавали за «Наш дом Израиль» свои голоса, вовсе не считают ликудовскую идеологию своей, а поэтому передумали и протестно поддержали «Еш Атид», а то и «Байт йегуди». В Ликуде же считают, что широкая поддержка избирателей сократилась, потому что народ испугался Либермана и пошел голосовать, кто за «Еш Атид», кто за «Байт йегуди», а кто и за ШАС. В Ликуде действительно есть плавающий электорат, просвещенная часть которого легко движется влево, к Лапиду, есть религиозные сионисты-поселенцы, которые симпатизируют Беннету, а есть и отчаянные противники светских реформ, на которых Либерман действует как красная тряпка на быка.
На прошлой неделе протесты против альянса, особенно в Ликуде, выразились при формировании комиссии по выборам судей. Коалиционный блок выдвинул своего кандидата Давида Ротема (НДИ), который, к удивлению многих, при тайном голосовании не прошел, зато были избраны два представителя оппозиции, Бужи Герцог (Авода) и Ицхак Коэн (ШАС). Это стало полной неожиданностью. Между Ликудом и НДИ начались взаимные обвинения. В «Нашем доме» убеждены, что все члены объединенного списка должны были голосовать за Ротема, но в Ликуде нашлось немало тех, кто в качестве протеста против Биби решил проголосовать иначе. В Ликуде верят, что это знак, Биби должен внимательно проанализировать результаты голосования и осознать - многие депутаты от Ликуда вовсе не готовы автоматически поддерживать любое его предложение и терпеть навязанный им альянс. Эта группа уж точно похоронит совместное решение Нетаниягу и Либермана стать единой партией.