Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+13
Иерусалим
+14+9

Мнения

А
А

Как Сталин поссорил евреев с революцией

Дискриминационная политика российских властей по отношению к евреям была бомбой замедленного действия. Она делала евреев социальной группой со статусной рассогласованностью.

Игорь Эйдман
12.04.2013
Источник:LiveJournal
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

(Продолжение статьи «Евреи: нация, маркер, миф»)

Анти+филосемитский Миф 2. Евреи были чекистами-палачами, невинными жертвами коммунистической системы, создали эту систему и были главными ее выгодоприобретателями, подвергались в ней жестокой дискриминации и гонениям, активно эксплуатировали русское население и разрушали устои национальной культуры, несли свет просвещения и были хранителями общечеловеческих ценностей.

Евреи и революция

Дискриминационная политика российских властей по отношению к евреям была бомбой замедленного действия. Она делала евреев (иудеев - при царе) социальной группой со статусной рассогласованностью, т.е. источником взрывоопасного напряжения в обществе. В последние десятилетия существования Российской империи и СССР еврейская элита, с одной стороны, обладала высоким образовательным статусом и уровнем достатка, а с другой - была психологически унижена и политически дискриминирована. В результате, в обоих случаях евреи активно участвовали в формировании контрэлиты, подготовившей крах царского, а затем советского режимов.

Только одна иллюстрация того, как статусная рассогласованность вынесла евреев в авангард революции. Виктор Шкловский пишет в «Сентиментальном путешествии», что во время Первой мировой войны «Офицерство почти равнялось (числу) грамотных людей, которое было в России. Все, кого можно было произвести в офицеры, были произведены… Исключение составляли евреи. Евреев не производили (при царе в офицеры). Поэтому в армии очень большая часть грамотных солдат оказалась именно евреями. Они (после Февральской революции) и прошли в комитеты. Получилось такое положение: армия в своих выборных органах имеет процентов сорок евреев на самых ответственных местах».

Историю советских евреев я знаю, что называется изнутри. Оба моих деда и одна бабушка состояли в партии и были идейными коммунистами. Моего отца назвали в честь Ленина Виленом. Мои предки были активными участниками формирования советской системы. Это, конечно, не случайность. Могу поспорить, что у доброй половины моих читателей еврейского происхождения предки тоже были коммунистами. Евреи массово шли в революцию, социалистические партии, а затем к большевикам. Главной причиной, конечно, была дискриминация, которой они подвергались «при старом режиме». Но не только в этом дело. «Передовые» евреи видели, что на Западе прогресс избавил их от унижений. Движение к социализму воспринималось ими, как наиболее радикальный вариант прогрессивного развития. Многие евреи захотели быть в авангарде борьбы за прогресс, несущий им равноправие и стали социалистами.

Активное участие в революционных событиях привело евреев в различные партийные, советские руководящие органы, в Красную армию и в ЧК. Конечно, чекистами во время красного террора было совершено немало преступлений, бессмысленных жестокостей. Еще больше о «злодеяниях евреев-чекистов» создано мифов. Достаточно вспомнить кочующие из одних «исторических» книг в другие вымышленные образы садисток евреек-чекисток, типа Доры Явлинской, она же Любарская, «собственными руками казнившей 400 офицеров».

Здесь необходимо небольшое отступление о характере красного и сталинского террора. У них есть одно существенное различие. Ленин, Троцкий и другие большевистские вожди были довольно жестокими людьми. Но их жестокость носила инструментально рациональный характер, была не самоцелью, а лишь средством удержания власти для продолжения коммунистического эксперимента (что, конечно, ни коим образом большевиков не оправдывает). Сталин стал организатором бессмысленного и потому беспрецедентно масштабного террора в СССР.

Масштаб красного террора времен Гражданской Войны, направленного в большинстве против реальных противников большевистской власти и представителей враждебных ей социальных групп, был ограничен численностью этих категорий граждан. Сталинская вакханалия была безразмерна, так как врагом мог быть объявлен любой. Число жертв 37-38-го годов более чем в 10 раз превзошло численность погибших в результате красного террора за всю Гражданскую войну. По официальным советским данным в 1937-38 годах было арестовано по обвинению в антисоветской деятельности 1 548 366 человек, и из них расстреляно 681 692. Тогда, как во время Гражданской войны, жертвами красного террора стали, по данным историков, до 50 000 человек (Р. Конквест приводит бОльшие цифры, но он и по числу жертв сталинского террора дает оценки в несколько раз превышающие архивные данные).

Большевизация евреев была непростым процессом. В 1917-18 году многие из них симпатизировали не большевикам, а другим социалистических партиям: меньшевикам, эсерами, социал-сионистам. Даже такие будущие певцы большевизма как Кольцов и Эренбург, в эти годы писали антибольшевистские фельетоны в киевской белой прессе, а Виктор Шкловский вообще боролся с большевиками в эсеровском подполье. И только после колчаковского переворота в Омске, когда белые добили т.н. «демократическую контрреволюцию» (остатки Учредительного Собрания, эсеров), после деникинских и петлюровских погромов на Украине евреи массово поддержали советскую власть, видя в ней единственную реальную социалистическую силу и защитника от погромщиков. Мой прадед еврейский социалист в конце 1917-го года еще участвовал в антибольшевистском социалистическом подполье, а в 1924-м году уже искренне горевал из-за смерти Ленина. Где-то к 1919-му году большинство евреев стали ревностными защитниками советской власти. В ее противников многие из них превратились после сталинской послевоенной антисемитской кампании, которая в скрытой форме продолжалась при Хрущеве и Брежневе.

Сталин и евреи

Сталин поссорил большинство евреев с советской властью. И это никак не было связано с его мифическим поворотом к русским патриотическим ценностям, который, по мнению некоторых национал-сталинистов, произошел в конце 30-х. Репрессии 37-го – 38-го годов, по сути, уничтожили большевистскую партию и идею коммунизма. Это был отсроченный смертный приговор советской системе. Однако тогда сталинский террор не был направлен персонально против евреев. Евреи в массе продолжали сохранять преданность коммунистической идее и составляли значительную часть советской правящей элиты. Только послевоенная антисемитская компания, от которой, как минимум психологически, пострадали практически все евреи, сделала многих из них противниками советского проекта. У этой кампании, как и у большинства других эпизодов сталинского террора, не было рациональных причин. Сталин, в силу своей маниакальной подозрительности, не доверял нациям, имевшим собственное национальное государство за пределами СССР. Он воспринимал представителей таких народов как потенциальных шпионов. Этим была вызвана кампания по массовому уничтожению советских поляков, латышей, эстонцев и т.д. в 1937-38 году. К счастью для советских евреев Израиль тогда еще не был создан. Евреи в 37-м не были главными жертвами чисток (это видно по незначительному их проценту среди заключенных тогдашнего ГУЛАГа). Начало послевоенной антисемитской кампании было напрямую связано с созданием Израиля и выбором им проамериканской ориентации. Евреи сразу же в глазах Сталина стали неблагонадежными.

Вокруг антисемитской кампания Сталина сложилось много мифов. Например, легенда о том, что эта кампания как-то связана с переход Сталина на позиции русского национализма и сильными произраильскими симпатиями евреев. Действительно, поначалу, когда Сталин поддержал создание Израиля, некоторые «элитные» евреи опрометчиво выразили симпатии новому еврейскому государству (например, жена Молотова Жемчужина), думая, что это соответствует задачам сталинской внешней политики. После ссоры СССР с Израилем, они, конечно, раскаялись в этом. Но было уже поздно. У параноика что-то заклинило в мозгу. Сталин перестал доверять евреям. Решил, что те, используя кремлевских врачей, по указанию Израиля и американцев, хотят его физически извести.

На самом деле, после уничтожения троцкистов в 30-е, подавляющее большинство «элитных евреев» были лояльны Сталину и артистично «колебались вместе с линией партии». При перемене курса они быстро превратились из революционеров-интернационалистов в советских патриотов. Интересно посмотреть этот переход по творчеству того же Эренбурга, Светлова, Сельвинского, Безыменского и др. К Израилю они относились как к иностранному государству, вначале дружественному, но затем враждебному.

Среди филосемитствующих либералов популярен миф о планировавшейся казни «врачей-убийц» на Красной площади и последующей высылке всех евреев в Сибирь. Убедительные документальные доказательства несостоятельности этой легенды приведены наиболее серьезным исследователем сталинского антисемитизма Геннадий Костырченко.

Когда Сталин в конце жизни «назначил» евреев, верой и правдой служивших советскому проекту, главным внутренним врагом, они были оскорблены и унижены. Тем не менее, поколение евреев-большевиков в основном сохранило свои убеждения до конца жизни (сужу и по своим предкам). Однако новые поколения евреев отвергли коммунистическую веру родителей.

Отец рассказывал мне такую историю. Получилось так, что он узнал раньше своего отца-коммуниста (моего деда) о секретном докладе Хрущева на ХХ-м съезде и рассказал ему о разоблачении культа личности. Тот, чуть не убил сына, посмевшего пересказывать «клевету на великого Сталина». Дед поверил в разоблачение вождя только, когда на партийном собрании услышал текст хрущевского доклада из уст делегата съезда. «Пришел с собрания, как оплеванный», - рассказывал мне об этом отец.

Деды - правовернейшие коммунисты - честно и самоотверженно работали на систему. За это получили от Сталина вместо благодарности антисемитские обвинения, а то и лагерь. Их дети в СССР чувствовали себя людьми второго сорта, несмотря на относительно высокий уровень образования и достатка. Не удивительно, что внуки, помня о трагедии дедов и видя унижения родителей, стали антикоммунистами. Начали верить «от противного» в наиболее далекую от коммунизма идеологию рыночного фундаментализма. Поверили в либерализм так, как их прадеды верили в талмуд, а деды - в Ленина и Сталина. Так же неистово и некритично. А потом либеральная вера стала выгодным бизнесом. Их просто купили настоящие хозяева этого самого мифического свободного рынка.

Продолжение следует

igeid

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке