Читайте также
Традиционная лояльность друзов своим правительствам и отчаянные попытки Израиля избавиться от Голан были причиной отказа местной друзской общины принимать израильское гражданство. Быть может, новые реалии положат конец этой аномалии…
Одним из прямых последствий гражданской войны в Сирии стало двойственное положение друзов, живущих на Голанах.
В общей сложности на Голанских высотах, аннексированных Израилем в 1981 году, в четырех больших деревнях - Маджд эль-Шамс, Масаада, Буката и Айн-Кания - проживает около 20 тысяч друзов.
В отличие от друзов Галилеи, они категорически отказывались от израильского гражданства. Дело доходило до анекдотической ситуации: израильские военнослужащие, не заходя в дома друзов, оставляли у порогов призывы принять гражданство, а местные жители выбрасывали их, не открывая конверты. Несмотря на это, Израиль разрешал им вести торговлю с сирийцами, а друзская молодежь бесплатно училась в университетах Сирии. Так, в Дамаске вознаграждали лояльность друзов на «оккупированных Голанах». Одновременно местные друзы вполне успешно сотрудничали с «оккупантами» в сельском хозяйстве и туризме и такая двусмысленная ситуация вполне их устраивала. Нежелание становиться подданными еврейского государства было результатом двух факторов.
Друзы – община, традиционно преданная властям страны, с которой они связаны исторически. Если израильские друзы сразу же после возникновения еврейского государства заявили, что будут его равноправными гражданами, и делили с евреями бремя испытаний, то друзы Сирии клялись на верность клану Асадов. И, надо сказать, ни Хафез Асад, ни его сын не разочаровали их. Алавитский режим делал ставку на этнические и религиозные меньшинства в противовес суннитскому большинству, и друзы были, и в известной степени остаются поныне, опорой клана.
Получая блага от Асадов и обеспечивая, как и христианские меньшинства, лояльность алавитам, друзы участвовали в негласном балансе сил в Сирии. Но дело не только в меркантильности. По словам духовного главы друзской общины шейха Муафака Тарифа, у которого мне довелось в свое время брать интервью в его резиденции в Акко, друзы Голан сохраняют преданность Асадам, так же как и их собратья в Галилее лояльны Израилю. Иной подход воспринимается как предательство, что немыслимо для этого народа, известного своей доблестью и силой духа.
В тоже время, в сложившейся ситуации был виноват и Израиль, делавший все, чтобы вернуть стратегические высоты сирийцам. Перес и Рабин были готовы отдать Голаны за мирный договор с Хафезом Асадом, хотя последний, как и надлежит восточному деспоту, ни в грош не ставил какие-либо соглашения. С одной только Турцией он нарушал договоренности 18 (!) раз и если бы в 1998 году турки не сосредоточили на сирийской границе свои войска, продолжавшаяся до «арабской весны» «оттепель» в отношениях между двумя странами была бы невозможной. (Именно тогда Либерман сказал, что «арабы понимают не английский язык, а турецкий»). Сделка сорвалась из-за упрямства Асада, желавшего получить выход к Кинерету. В конечном счете, политика умиротворения пошла по палестинскому тракту. Арафат оказался дальновиднее и подписал договор в Осло, которое назвал вскоре «соглашение с племенем курейш».
Барак в 1999 году делал все возможное и невозможное, чтобы убедить Хафеза Асада не отказываться от «оккупированной территории». В ход шли комплименты Асаду, лесть, просьбы к американцам «воздействовать» на «дамасского сфинкса». Усилия принесли плоды, президент Сирии снизошел до просителей и отправил в США главу МИДа Фарука а-Шараа. Это был очередной позор Израиля в череде его бесконечных позоров, последним звеном которой стало извинение перед Турцией. Мало того, что речь шла о вопиющем нарушении дипломатического протокола – Израиль был представлен премьер-министром, а Сирия – министром иностранных дел, Фарук а-Шараа демонстративно игнорировал своего партнера. Если Барак обращался к нему напрямую, то а-Шараа вел беседу исключительно с Биллом Клинтоном.
Ухищрения не помогли – и на этот раз Асад отказался от «подарка», который ему пытались всучить едва ли не насильно, как ненужный и обременительный хлам.
Переговоры об уходе с Голан («партнеров не выбирают» - ?!) вел и Биби в первой своей каденции. Также неудачные.
Попытки сбыть Голаны сирийцам продолжились и после прихода к власти Башара Асада. Трагикомедия - за пару месяцев до начала смуты в Сирии в 2011 году Габи Ашкенази заявлял, что с Сирией можно и нужно заключить соглашение. Сегодня этот «стратиг» - восходящая звезда израильской политики. Впрочем, сходные идеи озвучивали все кому не лень: от руководителей спецслужб до высоколобых профессоров.
Что должны были чувствовать друзы Голан, когда им, с одной стороны, предлагали гражданство, а с другой, были готовы вернуть Асаду с израильскими паспортами? Вероятнее всего, они вспоминали судьбу ливанских христиан, чьих лидеров Барак даже не поставил в известность об уходе из Южного Ливана…
Сегодня ситуация вокруг Голан кардинально изменилась. ПадениеАсада неизбежно (другое дело, когда и при каких обстоятельствах это произойдет), а значит, у друзов Голан уже нет обязательств перед режимом. Израильские государственные мужья при всем желании вряд ли сумеют всучить Голаны салафитам. Голаны остаются израильскими, а живующие здесь друзы – израильскими поданными, де-факто или де-юре.
Многие молодые друзы осознают новую реальность, и число обращений с просьбой о предоставлении гражданства возросло. На недавнем форуме в Шфараме (среди его участников был и друз Хамед Амар от НДИ) глава парламентской комиссии по иностранным делам и обороне Авигдор Либерман призвал друзов Голан отбросить прежние сомнения.
«На фоне происходящих в Сирии событий жители друзских деревень должны осознать: их будущее связано с Израилем», - сказал он.
Хотелось бы верить, что друзы Голан станут неотъемлемой частью израильского общества. Но базисное условие для этого - прекращение маниловщины о «мире с Сирией», столь популярной среди отечественной элиты…