Читайте также
О «культуре», начиная с момента ее возникновения, написано и сказано достаточно много. Это понятие, первоначально введенное немцами, до сих пор является дискуссионным. Антропологи приводят до 360 определений культуры.Хотя в понятийном аппарате сохраняется известная неопределенность, относительно функций, которые выполняет культура, по крайней мере, в современном мире, не должно быть каких-либо расхождений. Часть мусульманской интеллигенции полагает, что культура возможна и необходима, и отстаивает идею о том, что «ислам – это превалирующая культура». В большинстве случаев интеллигенция этой категории импортирует институты и структуры и, не придавая особого значения семантике возникающих на Западе понятий, заимствует их, выбирает путь, который непременно ведет их к «исламизации», а затем становится одержима идеей о том, что исламизированные вещи теперь «принадлежат нам». В самой основе этой позиции лежит заблуждение.
«Исламизация», к которой обращается современный мусульманин как к определенному средству и методу борьбы, возникает таким невозможным и незаконным образом. Живой этому пример – связь, которую с незапамятных времен безнадежно пытаются установить между «исламом» и «культурой». Ведь, что касается базовых оснований и философских предпосылок, то понятие «культура» и его семантика не могут быть исламизированы. По своей сути культура: а) это свойственная человеку деятельность, которая не имеет постоянных параметров и происходит в сопровождении переменных, формирующихся в соответствии с природными, историческими и социальными состояниями человека; б) в силу своей природы это земная, светская, иными словами, секулярная деятельность; в) это национальная деятельность, культура принадлежит государству. Без этих особенностей культура не может быть каким-либо образом спроектирована, а человеческому разуму нельзя навязать систему координат.
Цель культуры – секуляризовать общество и подготовить подходящую почву для возникновения национальной формации на секулярной основе, которая бы сочеталась с жизнью отдельных индивидов. Современные государства существуют в силу культуры. Государство, желающее построить нацию, делает это на основе культуры. Секуляризм, предполагающий очищение мира от религии, а также общественная и национальная среда, которая делает это возможным, – рациональное основание модернизма. При этом качественно иным является смысл существования человека в религиозном мире.
Отталкиваясь от первых приобретенных знаний, человек вынужден поддерживать связи с миром бытия и природой и в результате этих связей получать новые знания. Потенциальные знания, которые даны нам с момента нашего создания и приобретены только в результате божьей благодати, – это «преподнесенные знания». Есть и другой вид знаний, источником которых являются откровения пророков в истории. Посредством двух этих типов знаний в результате нашей связи с сущим мы получаем третий тип – «освоенное знание». На Западе оно называется «культурой», а мы определяем его как «мудрость или просвещение». Человек культуры не считает «преподнесенное знание» божьей благодатью и не воспринимает «знания-откровения» в качестве достоверного знания. Культура – деистическая деятельность.
Интеллектуальные усилия, направленные на культуризацию ислама или на выведение культуры из ислама, могут привести лишь к становлению религии более земной и национальной. С технической точки зрения нельзя говорить о «культуре ислама», однако о «мудрости ислама» – можно. Там, где вмешивается культура, между этническими группами возникает потенциальный конфликт, поскольку каждая этническая общность в современном смысле этого слова создает собственную культуру. Если есть «турецкая культура», то должна быть и «курдская культура». Имеющееся средство борьбы было создано для определения цели, метода и таким образом получило развитие. Мы не сможем переиначить этот формат, однако, мобилизовав по-другому действующий формат, мы в силах приобрести настоящие, реальные и полезные знания и в соответствии с ними построить свою жизнь. Что касается религии, западный модернизм удалил со сцены христианство, заключил иудаизм под стражу сионизма. А сейчас он стремится взять верх над исламом через его культуризацию. Пока сохраняется качество знаний-откровений, ислам может поставить под сомнение мировое доминирование и гегемонию.
Али Булач, "Zaman", Турция