Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+25+18
Иерусалим
+23+14

Мнения

А
А

Илан Рамон vs Аббас ибн Фирнас: "конфликт национализмов" в еврейском государстве

Израиль - это не только наш дом, но и дом более чем полутора миллионов арабов.

17.02.2013
Источник:Хадашот
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Национальный характер Израиля воспринимается как настолько естественная часть его облика, что само это словосочетание - "еврейское государство" - нередко служит неофициальным обозначением страны. Однако, по данным ЦСБ Израиля, в стране проживают и 1,6 млн арабоязычных граждан (арабов, друзов, бедуинов и т.д.), составляющих 20,5% всего населения.

Проблема, собственно, начинается с определения Израиля как "еврейского демократического государства" - именно эта формула была зафиксирована в 1992 году в ст. 1 Основного закона о свободе и достоинстве человека, после чего была включена и в два других конституционных закона. Израильские правоведы, политологи, философы и общественные деятели написали с тех пор много книг, доказывая, что большинство населения страны имеет право демократическим путем зафиксировать в законодательстве тот или иной национальный характер государства, если при этом соблюдаются индивидуальные права всех граждан страны вне зависимости от их национальности и вероисповедания.

Многие напоминали, что Израиль изначально был создан решением Генеральной Ассамблеи ООН именно как еврейское государство, поэтому его национальный характер заведомо имеет приоритет над всеми остальными чертами его облика.

Однако за всей этой "большой политикой" нельзя терять из виду людей, десятилетиями живущих в условиях вынужденного диссонанса между тем, что они чувствуют, исходя из особенностей своего национального и конфессионального самосознания, и тем, что предписывается государством, гражданами которого они - так уж сложилась жизнь - являются. "Если бы мне нужно было указать на культуру, к которой я принадлежу согласно моему самоощущению, я сказал бы, что принадлежу к гонимому меньшинству. Есть и технические стороны вопроса самоопределения. Например, я - гражданин Израиля, я - араб, я - часть группы, которую принято называть палестинским народом, и, повторюсь, я - израильский гражданин. Как уживаются эти стороны? Я стараюсь поменьше думать об этом", - говорит писатель Саид Кашуа, едва ли не единственный араб-мусульманин, живущий в благополучном иерусалимском районе Рамат-Дения.

Однако "поменьше думать об этом" получается не всегда, проблема прорывается то в одной точке, то в другой. 19 июня депутат Кнессета от блока арабских партий РААМ-ТААЛ (и вице-спикер парламента) Ахмед Тиби обратился к министру науки и технологий религиозному сионисту Даниэлю Гершковичу с просьбой не называть Центр изучения космоса, построенный в населенном исключительно арабами городе Тайбе, именем первого израильского астронавта Илана Рамона, погибшего вместе с другими членами экипажа челнока "Колумбия" 1 февраля 2003 года. Как бы ни относиться к Ахмеду Тиби, который, будучи депутатом Кнессета, представлялся советником Ясира Арафата, проблема, поднятая им, отнюдь не иллюзорна: Илан Рамон - военный летчик, совершавший многочисленные боевые вылеты, самый известный из которых - бомбардировка иракского ядерного реактора в 1981 году.

Как будут чувствовать себя арабские граждане, отводя детей в образовательный центр, названный именем "боевого израильского пилота, наносившего удары по арабам"? Как чувствовали бы себя евреи-израильтяне, отводя своих детей, например, в технологический колледж имени Ихьи Айяша (1966-1996) - уничтоженного в ходе т.н. "точечной ликвидации" способного инженера, собиравшего заряды взрывчатки, использовавшиеся террористами-смертниками в акциях, жертвами которых стали десятки человек в Тель-Авиве и других городах страны. Для палестинских арабов Ихья Айяш - шахид и герой сопротивления, но для израильтян он навсегда останется одним из самых страшных террористов, жертвами инженерного мастерства которого стало множество людей. Илан Рамон не устраивал террористических актов, но длительная карьера военного летчика, участвовавшего в войнах и спецоперациях, не оставляет шанса на то, что никто из арабов не проклинает его как убийцу своих родных. Насколько правильно настаивать на том, чтобы в арабском городе какие-либо объекты носили его имя?

Ахмед Тиби предложил назвать Центр изучения космоса именем Аббаса ибн Фирнаса (810 – 887 гг.) - мусульманского астронома из Андалузии, который считается изобретателем лупы, первых моделей парашюта и дельтаплана, а также модели Солнечной системы. С точки зрения истории науки Аббас ибн Фирнас - человек, без сомнения, более важный, чем Илан Рамон, но в Израиле конструирование коллективной памяти построено таким образом, что вклад мусульман в развитие цивилизации, мягко говоря, не подчеркивается. Это не только несправедливо, но и искажает представления широких слоев еврейского общества о настоящем и прошлом: подавляющее большинство израильтян не отдает себе отчета в том, что выдающиеся еврейские писатели и ученые средневековья, в том числе Саадия Гаон (882-942), Ибн Гвироль (1021-1055), Моше Ибн Эзра (1089-1164), Иехуда а-Леви (1075-1141) и Маймонид (1138-1204), написали свои важнейшие сочинения на арабском языке. Общее культурное и языковое наследие, которое могло бы сблизить евреев, израильских и палестинских арабов и жителей всех приграничных с Израилем стран, замалчивается и игнорируется. В Иордании совсем недавно было выпущено в переводе на арабский язык полное издание Вавилонского Талмуда с комментариями в двадцати томах. Надеяться на аналогичное по масштабу издание корпуса коранической литературы в переводе на иврит совершенно невозможно. Как ни обидно это признавать, но те, кого многие из нас давно заклеймили как "варваров", интересуются нашим духовным наследием куда глубже и обстоятельней, чем мы - интеллектуальным и культурным багажом, накопленным нашими соседями.

Те, кого мы называем "израильские арабы", а они сами и их леворадикальные сторонники из среды израильской профессуры - "палестинцами - жертвами оккупации 1948 года" (оба названия призваны отделить эту группу населения от палестинских арабов, попавших под контроль Израиля в 1967 году), оказываются в очень сложной ситуации, будучи "квартирантами второго сорта" в стране, гражданами которой они формально являются, созданной на земле, которую они считают своей. Арабские граждане многие годы страдают от дискриминации, которая наиболее ярко проявляется в отраслях, где заняты специалисты с высшим образованием. Лишь 1,3% арабов с университетским дипломом трудятся в израильской индустрии высоких технологий. Большинство арабских выпускников вузов вынуждены работать школьными учителями. Число сотрудников-арабов в государственных учреждениях составляет лишь 8%, т.е. в два с половиной раза меньше доли арабов в населении Израиля. За всю историю страны в правительство лишь однажды входил министр-араб, а в Кнессете ни одна арабская партия никогда не приглашалась к участию в правительственных коалициях.19 июня было объявлено о том, что впервые пост президента одного из израильских вузов - Академического колледжа "Ахва" - займет профессор Алеан аль-Кранауи, по происхождению - бедуин. Сразу несколько высокопоставленных чиновников, включая вице-президента колледжа д-ра Мариту Барабаш, выразили недовольство тем, что учебное заведение возглавит мусульманин. "Как мусульманин будет нести ценности, которые колледж в течение многих лет прививает своим студентам, ценности, связанные с любовью к Родине и военной службой?!", - цитировала газета "Едиот ахронот" одного из критиков.

Другой утверждал, что назначение бедуина "превратит вуз в исламское академическое учебное заведение, и еврейские студенты не захотят в нем учиться". Сам профессор аль-Кранауи стремился сгладить острые углы: "Мое назначение является победой демократии и сигнализирует арабам о том, что они могут достигать любых целей и добиваться успеха. Израиль - одна большая семья со множеством мнений. Вместе мы сможем отстаивать интересы нашего вуза". Однако Израиль - не Канада (где несколько лет работал профессор) и не Австралия, здесь идеология мультикультурализма и гражданского либерального равенства считается уделом левых радикалов и "предателей" национальных ценностей. Мариту Барабаш больше всего интересует, будет ли новоизбранный президент вуза исполнять гимн, где воспевается многовековая еврейская тяга к Сиону, и стоять минуту молчания в дни траурных церемоний в память о погибших солдатах ЦАХАЛа. С ее - и отнюдь не только ее - точки зрения, именно эти вопросы необходимо перво-наперво обсуждать с кандидатами на руководящие посты в высших учебных заведениях… "По-моему, даже правый израильтянин вряд ли захочет, чтобы араб пел о еврейской душе у себя в груди. Это насилие - требовать от гражданина страны произносить слова, не имеющие к нему никакого отношения, петь гимн, в котором подчеркивается его отчуждение от страны и ее символов", - говорит Саид Кашуа, явно недооценивая масштаб требований, предъявляемых к его соплеменникам теми, кто чувствует, что Израиль - их и только их страна.

При этом существует и обратная сторона медали. Живущие в Израиле арабские граждане порой вовлекаются в радикальную антигосударственную деятельность, подрывающую основы общественной безопасности. В октябре 2000 года "Хизбаллой" был заманен в ловушку и пленен полковник израильской армии Эльханан Тененбаум; ключевую роль в его похищении сыграл житель арабского города Тайбе Кейс Убейд - внук депутата Кнессета Диаба Убейда (1911-1984). В октябре 2001 года широкую известность получил террористический акт в Нагарии, совершенный Салахом Хушейби, израильским арабом, жителем Галилеи. Впервые в истории страны израильский араб пополнил ряды террористов-самоубийц. Этот теракт унес жизни трех человек, более двадцати получили ранения. С тех пор арабские граждане Израиля спланировали и совершили немалое количество терактов, а еще большее их число было предотвращено израильскими силовиками.

Вопрос о том, как израильскому обществу выстроить отношения с арабским сектором, борясь одновременно и с терроризмом, и с дискриминацией и неравенством - крайне сложный, но уклониться от него невозможно. Израиль - это не только наш дом, но и дом более чем полутора миллионов арабов. Нельзя позволить им сжечь этот дом, но необходимо, чтобы они чувствовали себя в нем равноправными согражданами, а не неуместными квартирантами. Ничего ужасного не произойдет, если Центр изучения космоса в Тайбе будет носить имя Аббаса ибн Фирнаса. Думаю, что если это имя будет носить планетарий в Тель-Авиве, беды тоже не будет - напротив. Чем больше арабские граждане будут видеть и чувствовать, что наследие их народа уважаемо в еврейском государстве, чем больше израильским арабам будет, что терять, тем меньшему их числу захочется пойти на это государство священной войной.

Вместо того, чтобы раскручивать маховик "конфликта национализмов", нужно помнить, что и арабы, и евреи останутся на этой земле навсегда. На своих граждан с танками и бронетранспортерами не пойдешь, а потому равенство и прекращение дискриминации - необходимое условие на пути к вожделенному миру между евреями и арабами в государстве Израиль. Это не значит, что равенство может само по себе гарантировать мир и безопасность, но его отсутствие неминуемо приведет к эскалации межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Защита прав арабских граждан Израиля, в конечном итоге, вызвана заботой о безопасности и выживании самого этого государства, единственного "еврейского демократического государства" в мире.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке