Читайте также
Попытка экспорта американской демократии, более известная как "арабская весна", дорого обошлась североафриканским и ближневосточным странам. По разным оценкам, каждый день в арабском мире погибали до полусотни человек.
За прошедший год ни одна из стран, где происходили события "арабской весны" не смогла справиться с последствиями революционного времени: экономика по-прежнему находится в упадке, а безработное и недовольное население готово по новому кругу запустить череду кровавых революций.
Началом "арабской весны" условно считают 18 декабря 2010 года – когда начались первые выступления противников власти в Тунисе. Революция в стране была молниеносной и кровавой. За 28 дней беспорядков и столкновений погибли 338 человек. Две недели революции в Египте стоили жизни почти 900 гражданам страны. В Йемене волнения продолжались почти год. Каждый день борьбы за демократию обходился стране в 5 человеческих жизней и 17 миллионов долларов.
Инфляция выросла в 2 раза, а темпы роста ВВП снизились на 10%. Всего в декабре 2010-го - январе 2011-го, в самый разгар "арабской весны", погибли около 1700 человек. 9-месячная ливийская революция унесла жизни более чем 50 тысяч человек. А в Сирии, где до сих пор идут бои между правительственными войсками и сторонниками оппозиции, уже погибли более 60 тысяч.
Эксперты много говорили об экономической и социальной подоплеке арабских революций – люди вышли на улицы, потому что хотели лучшей жизни, потому что у них не было работы. По факту после свержения власти жизнь стала только хуже. Новые власти слишком заняты решением политических проблем, возможно, потому что экономические их пугают, заявила руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Елена Супонина:
"Более 40% населения Египта, Йемена живут менее чем на 2 доллара в день. Чуть получше ситуация в Тунисе, но и там есть очень похожие проблемы. Молодежи становится все больше и больше, а обеспечить их работой не получается. По оценкам Международного валютного фонда за 10 лет в 10 арабских странах надо создать примерно 70 миллионов рабочих мест. Сделать это практически невозможно. Ни одно правительство: ни исламисты, ни технократы, ни либералы – не справятся с этими задачами".
Кроме того, не уменьшается поток беженцев, стремящихся покинуть "демократизированные" страны. Раньше эксперты полагали, что пиком его была осень 2011 года, когда на итальянский остров Лампедуза ежедневно прибывали несколько сотен нелегальных мигрантов. Они бежали из Туниса, Египта и Ливии, переплывая Средиземное море на хлипких лодках. Но лучше ситуация не стала. Европейские посольства все равно ежедневно получают заявки на визы от сотен жителей арабских стран. Некоторые уезжают в государства, где действует упрощенный визовый режим. Так в Москву начали прибывать беженцы из Египта – курды-христиане.
Если в 2011 году многие бежали от самих пугающих революционных событий, то теперь люди бегут от победившей власти, рассказал один из беженцев Рид Фаузи:
"Они заставляют нас насильно принимать ислам. Но это наши убеждения и наша религия, они не имеют права лишать нас этого. Наших девушек заставляют стричь волосы или надевать паранджу".
Главная проблема арабских стран остается неизменной – бедный рынок труда и тысячи безработных. Одной из самых прибыльных и трудоемких отраслей в этом регионе традиционно был туризм. Например, в Египте за неделю отдыха один турист тратил от 400 до 700 долларов, не считая перелета и проживания. Но так как страна в год принимала около 15 миллионов иностранных граждан, бюджет ее обогащался на 13-15 миллиардов долларов. После революции туристическая отрасль ощутимо обеднела. 2011 год стал провальным для арабского туризма. 2012 продемонстрировал слабое улучшение ситуации. Тот же Египет по-прежнему имеет плохую репутацию, отметила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе:
"По оценкам операторов, прирост составил от 10 до 20%. Но спрос сейчас относительно дореволюционного периода ниже на 25%. В принципе, это неплохой результат. Страну лихорадило и в течение всего этого года. И в зимний сезон, который для Египта является достаточно высоким, также не обошелся без сообщений о выступлениях и столкновениях на улицах египетских городов".
Проблема демократии в арабских странах так и осталась нерешенной. Поэтому в ближайшее время, предсказывают эксперты, революция может пойти по второму кругу. В Тунисе новый политический кризис, вызванный убийством оппозиционного политика Шокри Белаида. В Египте оппозиционные силы готовы перенести борьбу друг с другом на улицы. Экономисты отшучиваются, что при таком пренебрежении экономическими проблемами революции в этих странах станут неотъемлемой частью политического цикла: только ситуация успокоится, население поймет, что проблем в экономике много, начнет протестовать и свергать власть.