Читайте также
«Я не выбирал себе национальности, - неожиданно сказал он прерывающимся голосом. - Я еврей, жид. Временами мне кажется, что я могу понять все. Но одного я никогда не пойму - причину той черной подлости, которую так скучно зовут антисемитизмом».
Константин Паустовский «Рассказы о Бабеле»
«Любовь как зрелый ответ на проблему существования…»
Эрих Фромм
***
Вообще-то все началось с того, что мир был создан в высшей степени безобразно. И главной неудачей в нем оказался, конечно же, человек. Его поначалу вполне невинные свойства, развиваясь, становятся источником всяческой порчи.
Например: способность познавать все только в сравнении приносит человеку детское удовольствие, когда ему лучше, чем другим. Развиваясь, это превращается в «потому, что лучше, чем другим», и, в результате, в способность испытывать удовольствие, когда другим хуже, чем тебе. Большая редкость в природе. Встречается только у человека.
Далее. Достичь чего-то стоящего можно только с помощью других людей. Нормальная функция социальности. Но развитие идет, желаний все больше, мы используем друг друга все интенсивнее. Окружающие постепенно становятся для человека средством, а то и расходным материалом.
Короче, все сделано так, что люди просто вынуждены использовать друг друга. Что и является причиной страданий.
Поэтому главным вопросом, неразрешимой загадкой существования всегда было: как избавиться от страданий, на которые мы обречены по своей природе.
***
Спасти положение можно было, только переставив все с ног на голову. Вот евреи и переставили. Назвав переворот «Возлюби ближнего, как самого себя». С тех пор для лечения всех болезней социума ничего реальней этой максимы не придумано.
Механизм ее довольно прост. Вот один эксперимент, смешной, зато предметный.
Возьмите с товарищем по куску торта и попробуйте накормить друг друга одновременно, одной рукой. Вы быстро убедитесь, что следить за «своим» куском и ловить его ртом, означает остаться обоим полуголодными и вымазанными до неприличия.
Нужно, сделав над собой усилие, забыть о себе и все внимание сосредоточить на том, чтобы накормить «ближнего своего». А самому в это время жевать, что дают.
Удастся - выйдете из дела чистенькие и сытые, как младенцы у заботливой мамочки. Потому что у мамочки есть небольшой секрет: она получает удовольствие, когда кормит младенца и когда ее младенец сыт.
Любовь - это вообще когда любят удовлетворение другого. Все прочие отношения и к ближнему, и к дальнему - это явное или скрытое использование его.
Но главное достоинство метода любви - спасительная уверенность в том, что другие думают о тебе. Сила этой уверенности позволяет человеку перенести все и даже отказаться от природной склонности использовать других.
Таким образом, принцип, открытый евреями - единственная возможность вырваться из ловушки взаимного беспардонного использования, решить тот самый, главный вопрос: как жить без страданий.
***
Итак, у мира проблема, у евреев - авторские права на решение. Как тут не появиться особому отношению к ним? И пусть метод не был скрыт, бери и пользуйся, но…
Понять, что болен, и захотеть исцеления - к этому надо созреть. И еще: метод - не таблетка, его еще нужно правильно применить.
«Созревание» означает: проблемы жизни все отчетливей, и все сильнее желание их решить. Этот верно и для человека, и для всего человечества.
Поэтому «новая эра» действительно нова - у части человечества созрели осознание порчи человеческой природы и потребность в исцелении. Первым решило «взять и пользоваться», отпочковавшись от евреев, христианство.
А до того… Для греков и римлян проблемы межчеловеческих отношений были, как позднее для советских идеологов, «отдельными нетипичными недостатками». Они высмеивали их в своих комедиях и с легкой душой шли пить вино. А евреи, не признававшие святости их государства, слыли у римлян выродками и бузотерами.
Было ли это антисемитизмом? Разве что в мере представления римлян о своей миссии по исправлению мира под властью Рима. Настоящий антисемитизм порождается потребностью найти ответ на главный вопрос существования.
Вторая волна попытки решить вопрос с проблемной природой человека прокатилась по миру в виде ислама. Обе попытки - и христианство, и ислам - возникли как эманация все того же древнего еврейского принципа любви к ближнему.
Остальное человечество, даже восходя к осознанию проблемы взаимоотношений между людьми, предпочитало не возбуждать этот вопрос, выбирая путь ухода от страданий. Поэтому ни в какой любви, кроме Камасутры, там, до недавнего времени, не было нужды.
***
Как же применять метод любви? Он, как уже понятно, основан на взаимности. Те, кто нашли его у евреев и хотели внедрить у себя, понимали, что без взаимности «ближний» не только твой кусок торта проглотит, но и тебя вместе с ним. Значит, надо чтобы он боялся это сделать! Чтоб боялись, и чтоб сделать метод обязательным для всех, нужно было освятить его высшим авторитетом.
Тем более, что принцип действительно божественный: всеобщий и универсальный. Евреи и описали его как повеление свыше.
Так начался этап в две тысячи лет. Попытка применить природный принцип любви в религиозных, тоталитарных и других принудительных формах.
Но небеса далеко, начальство высоко, а ближний, на тебя рот разевающий, - вот он. А желания человека-хищника все растут, и конца этому не видно. И противоречие это только увеличивает страдания. Потому что у «человека осознавшего» страдания на порядок горше, объемнее: он не видит выхода и избавления ни для себя, ни для окружающих, ни для будущих поколений.
***
Драма налицо: чувствуют, что копают правильно, золотая жила, истина, избавление здесь - а все не находят.
А евреи, тут же, рядом, и сколько ни вопи, что бог передал их копирайт нам, как ни решай их вопрос, - не работает. И чутье страдающего человечества, говорящее ему, что секрет, самую соль метода ему так и не передали, вызывает ненависть к автору метода.
И в ход идут все те же первородные человеческие склонности: использовав другого, унизить, чтобы почувствовать себя выше и лучше него, что всю историю и проделывали с евреями.
Но секрет в том, что - вначале научись «не делать другому то, что ненавистно тебе». Потом уже и «возлюби» получится. Вживую. «Как самого себя». Как в опыте с тортиком, но только во всех сферах жизни.
Но кто на такое готов? Смотреть куда-то вверх - да, но в глаза ближнему…
И все же, насколько вечна цель - избавиться от страданий, причиняемых эгоизмом, настолько вечны их претензии и ненависть к нам. Пока не откроем секрет, - они не отстанут.