Читайте также
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
- Долги в России, переезд в Израиль: как живет сестра Марка Эйдельштейна
- Израильтяне устремились в Таиланд
По мнению Нахума Барнеа, «…итоги выборов свидетельствуют о том, что премьер-министр должен созвать пресс-конференцию и объявить о своем уходе из политики».
На первый взгляд кажется удивительным: как пресса из факта, всем понятного, однозначного и не вызывающего никаких сомнений, – как сумела она сделать столь странные и противоречащие логике выводы. Как событие, о котором все знают не понаслышке, которое рассмотрено со всех сторон, у журналистов обернулось парадоксом: победа оказывается равна поражению. И потом читателю с большим трудом удается из сомнительных и взаимоисключающих выводов и умозаключений, из множества субъективных правд вывести свою истину.
Понятно, что говорим мы о прошедших в Израиле выборах.
Ну что такого уж сенсационного и ошеломляющего нашли политические обозреватели в том факте, что Ликуд НДИ набрал 31 мандат? Почему нужно делать круглые глаза и кричать о поражении? Неужели журналисты забыли, как тщательно утюжили общественное мнение, как с цифрами в руках доказывали, что слияние партий нанесло им вред, как все опросы общественного мнения кричали о потере лидерства. Да и динамика опросов оставалась на протяжение последних недель отрицательной. Если поначалу опросы сулили Ликуду 37-38 мандатов, то последующие показывали падение до 32.
Что же такого необычного дали выборы, если те же опросы неизменно рисовали положительную динамику голосования за новые партии «Еш Атид» и «Еврейский дом». Если газеты восславили молодых лидеров: Яира Лапида и Нафтали Беннета - то избиратели не могли не отреагировать.
По мнению Габриэля Вольфсона: «…итоги выборов 2013 года: поражение правящей партии. И тот факт, что Нетаниягу, возможно, останется на посту премьер-министра – ничего не меняет».
Тем более прежнее правительство, действительно, не оправдало доверия.
Судя по тому, что и в прошлой каденции Нетаниягу стремился только к одной вожделенной цели: остаться у власти любой ценой; то думается, и дальше он будет гнуть ту же политическую линию. Ни влево – ни вправо, и только по центру. Не принимать как можно дольше никаких острых решений. Избегать решительного выбора и резких движений. Не показывать открыто свои предпочтения ни светским, ни религиозным. Оттягивать подписание любых договоров, тем более что и противная сторона не готова сесть за стол переговоров.
Было бы полбеды, если бы левая пресса делала лишь сомнительные выводы и строила на их основе виртуальные прогнозы. Беда в том, что она навязывает свое видение и делает его расхожим. Исходя из этого, победу Ликуда называют унизительной, пирровой, вялой, неубедительной, разочаровывающей, зато 19 мандатов «Еш Атид» - победой настоящей, разгромной, блистательной, показательной.
Или другой не менее удивительный вывод был сделан после выборов. Пишут, нимало в том не сомневаясь, будто левый блок почти догнал правый, хотя ранее все прогнозы давали правому лагерю явное преимущество. Действительно, правые набрали голосов меньше, чем ожидалось. Однако, почему постоянно делается такое допущение: к левому лагерю приписывают те мандаты, которые собрали вместе арабские партии. Разве постоянное нахождение их в оппозиции дает журналистам право автоматически прибавлять их к Мерецу и Аводе?
Пословам израильских обозревателей:, «…выборы в кнессет 19-го созыва запомнятся партии Ликуд как одно из самых серьезных разочарований последнего времен».
Однако настоящие обескураживающие выводы, которые следовало бы извлечь из урока выборов, журналисты почему-то проигнорировали.
Оказывается, любое объединение партий в крупные блоки ведет в Израиле не к успеху, а к поражению. Более того, беспощадно высмеивается, хотя никто так ясно не понимает необходимость объединения секторальных партий в общенациональные блоки, как политические обозреватели. Но любая попытка такого рода – немедленно бывает наказуема. Как показывали опросы, по отдельности Ликуд и НДИ набирали свыше 40 мандатов. Вместе – едва перевалили за 30.
Зато слабая попытка объединить левые партии в единый крупный блок была встречена СМИ восторженно. Вожделенная мысль о слиянии и создании противовеса правым кружила головы, но, увы, она не просто провалилась. Она лопнула с треском, так как изначально не имела никаких шансов на реализацию.
«Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют». То, что приветствовалось и поощрялось у левых – вызвало насмешки и порицание у правых. Но как показали результаты выборов, объединение не самый эффективный способ завоевания сердец израильского избирателя.
По мнению Шалома Ерушалми: "Нетаньяху, назначившему досрочные выборы в надежде укрепить свою власть, удалось добиться обратного результата. Я уверен, что он войдет в историю Израиля как самый слабый его премьер".
Первая часть не афишируемого плана левой прессы: представить победу правых как горькое поражение, прошла более чем успешно. Когда же общественное мнение утвердилось в этом мнении – на очереди встала вторая часть израильского политического спектакля.
Теперь следовало внушить как обществу, так и ведущейпартии мысль о правильной конфигурации будущей коалиции. Ясное дело, слабый и растерявшийся Ликуд просто обязан поделить власть с амбициозной и набирающей силу партией Яира Лапида.
Даже мельчайшая капля воды, которая терпеливо долбит и долбит камень, разрушает его. Так и общественное мнение поддается и гнется под беспрестанным иежедневным нажимом прессы. Следуя внушенной ему мысли о ложной победе, Биньямину Нетаниягу ничего не остается, как сдаться на милость одолевшей его тактически левой прессы.
Помнению Ари Шавита: «На нынешних парламентских выборах гражданам Израиля не пришлось выбирать премьер-министра: в отсутствие реальной альтернативы народ выбирал лишь то, какое правительство в итоге возглавит Биньямин Нетаниягу - ультраправое или центристское».
И последний напрашивающийся вывод: заметное падение интереса избирателей к старым партиям - Ликуду, Кадиме и Аводе. Предпочтение вроде бы отдано новым движениям: «Еш Атид» и «Еврейский дом». Новые лидеры вышли на политический подиум. Однако на самом деле никакого изменения политического вектора не произошло. Произошла просто перегруппировка сил: вместо старых правых-левых появились новые правые-левые. Никакой революции в голосовании не произошло – по-прежнему страна разделена на строго очерченные секторы, которые опираются на свою электоральную базу.