Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+21+13
Иерусалим
+19+7

Мнения

А
А

Всем опросам вопреки

Да, на этих выборах нет двух альтернативных кандидатов на пост премьера. Нетаниягу может быть абсолютно спокоен, он следующий глава правительства и сформирует его. Наша же задача – сформировать кабинет.

13.01.2013
Источник:Глобус
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

В день выборов, 22 января, настроение будет достаточно праздничным ввиду обязательного выходного. Примечательно, что значительное число граждан пока «сидит на заборе» и так и не определилось, кому отдать свой голос. Мне представляется, что причина - не в отсутствии гражданской позиции и отнюдь не в равнодушии к будущему страны, а в определенной предсказуемости нынешней избирательной кампании по сравнению с предыдущими: некоторым гражданам кажется, что от них ничего не зависит. Отнюдь, господа, именно вы определите расклад сил в будущей коалиции. Да, на этих выборах нет двух альтернативных кандидатов на пост премьера. Нетаниягу может быть абсолютно спокоен, он следующий глава правительства и сформирует его. Наша же задача – сформировать кабинет, отвечающий нашим интересам.

Упорные попытки центристов и левых заблокировать Нетаниягу потерпели поражение. Изначально этот союз был обречен на провал. У лидера «А-Тнуа» Ципи Ливни не было никаких шансов хотя бы гипотетически прозвучать альтернативой Нетаниягу, не заручившись поддержкой Шелли Яхимович и Яира Лапида. Много пишут об уязвленных амбициях, взаимной подозрительности и чрезмерном самолюбии каждого из участников несостоявшегося триумвирата. Все это так, но почему никто не обратил внимания на безосновательность претензий Ципи Ливни его возглавить? Ведь «А-Тнуа» по всем опросам (а цифры чуть ниже) выглядит куда скромнее, чем «Еш Атид» и «Авода». Выходит, госпожа Ливни сама назначила себя лидером всего левоцентристского лагеря.

Согласно всем последним опросам, правые победят с убедительным перевесом и легко сформируют коалицию. Уже сегодня потенциальные партнеры стоят в очереди за портфелями. Нетаниягу попытается сбалансировать влияние крайне правых в своем кабинете и пригласит Яира Лапида в коалицию. Менее вероятно, что он позвонит Ливни, с которой у него плохие отношения, или Шелли Яхимович. Еще неделю назад Шелли пыталась обаять Биби, но после того, как опросы указали на падение ее популярности, изменила стратегию и тактику, обязавшись ни в коем случае не присоединяться к правительству Нетаниягу.

Забавно, насколько у политиков короткая память. Амир Перец брал ее за горло, требуя подобной клятвы. Шелли его проигнорировала, и бывший гистадрутовский вожак-горлопан ушел на то же третье место к Ципи Ливни. Спрашивается, зачем уходил? Может, это был тактический ход, чтобы избавиться от старого лидера? Можно в какой-то степени понять г-жу Яхимович, на которую оказывала давление старая гвардия Аводы, требуя озвучить отношение к мирному процессу и к правому правительству Нетаниягу. Шелли сдалась, но в политическом плане это не был слишком умный шаг, потому что каннибалы Аводы радостно съедают не оправдавшего их надежды нового лидера, а Яхимович на борьбе за социальную справедливость могла электорально и преуспеть. Похоже, ее растерявшийся электорат с удовольствием подобрал Яир Лапид. Именно его единственного Нетаниягу может противопоставить собственному правому крылу, НДИ, Нафтали Беннету и, если не удастся без него обойтись, то и ШАСу. В несбалансированном правительстве крайне правые настроения могут перевесить, и вот это обстоятельство может рикошетом ударить по Шелли. Почему не вошла в правительство, если принципиальных разногласий с Ликудом не было и ты ласково подмигивала поселенцам? Ципи Ливни, уж простите, напоминает мне гордую и испуганную, хоть и скрывает это, кошку, которая так высоко забралась на дерево собственного величия, что не в состоянии с него слезть. Выходит, из всех центристов и левых Лапид единственный понимает, чего хочет народ.

Сын известного журналиста и политика затеял карьерный бег на длинную дистанцию и считает, что серьезное министерское поприще, которое получит «Еш Атид», будет экзаменом и для него, и для партии. Сегодня многие избиратели, особенно старшего возраста, не готовы за него голосовать, считая Яира незрелым политиком, пусть и известной телезвездой. От перезревших политиков тоже мало толку, и Лапид-младший, безусловно, остается надеждой определенной части молодежной аудитории и людей среднего возраста. Существующий достаточно низкий имидж усредненного депутата Кнессета не может служить примером для талантливой молодежи, так что у Яира Лапида есть шанс поломать это клише.

Безусловно, сюрпризами выборов станут Нафтали Беннет и модернизированная им партия «Еврейский дом». Сначала Беннет мог рассчитывать мандатов на десять, не более. Но личная ошибка Биби, начавшего против него довольно агрессивную кампанию, привела к невиданному росту популярности партии «Байт йегуди». Обвинить боевого офицера из «Саерет МАТКАЛЬ» в отказе выполнять свой армейский долг несправедливо, а десять первых мест в списке Беннета - ветераны боевых частей. Вдобавок Беннет удачлив и харизматичен. Он провел косметический ремонт затхлой политической структуры, умело представив в качестве лица партии молодую светскую Айелет Шакед. А за тяжелыми шторами сидят жесткие раввины поселенцев в вязаных кипах, но их не видно, как не видно Орит Строк из Хеврона, более того, Беннет не очень выпячивает «Молодежь холмов», хотя, понятно, вся она за него. Он сфокусировал свою деятельность на молодежи светской, часто посещал клубы и дискотеки, создав о себе впечатление либерального лидера. Крайне правая идеология всю избирательную кампанию была засекречена, как во время операции «Саерет МАТКАЛЬ». Убежден, что только после выборов светская молодежь, поддержавшая принца Беннета и принцессу Шакед, увидит, какие одиозные фундаменталистские фигуры в свите этих инфантов. А пока Беннет эффектно выпячивает свои стартаповские успехи, любовь к русским, социальные вопросы и решение жилищной проблемы отнюдь не на территориях. Если Яир Лапид удачно залез на поле Шелли Яхимович, то Нафтали Беннет снимает урожай в саду «Еш Атид».

Единственное, что может успокоить умеренного избирателя, это некоторое торможение рейтинга «Еврейского дома» за счет подъема прагматичного и правоцентристского списка «Ликуд-Бейтейну». Надо сказать, что объединенный список Ликуда и НДИ не слишком удачно провел избирательную кампанию, и изначальная мощь этого блока сыграла ему не на пользу. Многие избиратели, например, из тех, кто традиционно поддерживает НДИ, видят в этой партии если не альтернативу Ликуду, то силу, способную заставить Нетаниягу пойти на все требования программы Авигдора Либермана. В Ликуде есть аналогичный избиратель, тоже ревнующий к НДИ и считающий, что партия власти под «Наш дом Израиль» «легла». И потом, мне кажется, руководство избирательного штаба не потрудилось доходчиво объяснить избирателю, что Авигдор Либерман таки участвует в выборах, продолжает быть депутатом Кнессета и лидером своей партии, вторым номером объединенного списка, а его уход с поста главы МИДа - временный. После рассмотрения его дела он собирается вернуться и влиять на судьбу страны. В последнее время премьер-министр сделал все от себя возможное, чтобы довести эту мысль до избирателя, в том числе и русскоязычного, в его СМИ, но, наверное, это нужно было сделать значительно раньше. Что же касается Фаины Киршенбаум и других русскоязычных активистов НДИ в объединенном штабе, то они делают все возможное, чтобы донести до каждого потенциального сторонника, что Авигдор Либерман - единственный, на кого они могли бы положиться, и только НДИ представляет русскую алию. Как бы то ни было, за тактические ошибки и недочеты приходится платить. Вопрос в том, хватит ли у пропагандистов «Ликуд-Бейтейну» времени переломить ситуацию до 22 января.

Последние опросы главного фаворита гонки наконец-то обнадеживают. Я намеренно не выпячивал эти цифры подобно моим коллегам, полагая, что 8 дней для бурной политической жизни Израиля - огромный срок, за который успевают погаснуть или зажечься звезды. Однако сегодняшние цифры достаточно интересны, и за единственным исключением вышеозначенного «Ликуда-Бейтейну» все они практически сходятся. В пятницу 3 ведущих печатных издания, «Едиот ахронот», «Исраэль ха-йом» и «Маарив» выдали свои заключения, которые крайне интересно сравнить. Скажем, партия Авода у Мины Цемах (опрос «Едиот ахронот») получает 18 мандатов, у «Исарэль ха-йом» - 17, а по мнению «Маарива» – всего 16. Разбег, согласитесь, небольшой, в пределах допустимой погрешности в 2 мандата.

«Еврейский дом» у Мины Цемах тянет на 14 голосов, у «Исраэль ха-йом - аналогично, «Маарив» дает на 1 мандат меньше – 13. Тоже нормально. «Еш Атид» Яира Лапида у Мины Цемах весит 11 кресел в будущем Кнессете, «Исарэль ха-йом» подтверждает эту цифру, а «Маарив» предрекает лишь 8. Теперь ШАС. Мина Цемах – 10, «Исраэль ха-йом» - 11 и «Маарив» – 12. Не бог весть какое расхождение. «Атнуа» Ципи Ливни, по мнению главы института «Дахаф» - 8, «Исраэль ха-йом» – 9 и у нещедрого «Маарива» – 7. Правда, похоже? МЕРЕЦ у Цемах - 6, у «Исраэль ха-йом» – 4, а у «Маарива» - 5, та же картина. «Яхадут ха-Тора», соответственно, 5, 6 и 6. И, наконец, Кадима - 2, 2 и 3. Крайне правая «Оцма ле-Исраэль» только у Мины Цемах приближается к электоральному барьеру – 2, а по остальным данным не проходит. К моему глубокому огорчению, у партии «Ам шалем» раввина Амсалема нет никаких шансов попасть в Кнессет. Полное единодушие и в оценке арабских партий: 10-11 депутатов на всех.

Так в чем же интрига? В принципиальном расхождении трех источников по поводу «Ликуд-Бейтейну». Какой же должен быть допустимый предел погрешности, если г-жа Мина Цемах дает объединенному блоку всего 33 мандата, «Маарив» щедро пророчит ему все 38, а «Исраэль ха-йом» выбрал золотую середину в 35 мандатов. Я никоим образом не хочу бросить тень на уважаемый институт «Дахаф». Но странная тенденция его главы в отношении Биньямина Нетаниягу имеет давнюю традицию. Пусть через 8 дней время нас рассудит.

А пока г-жа Цемах публикует очередной опрос распределения русских голосов по партиям. Это достаточно интересные цифры, говорю без всякой иронии. Она считает, что только 37% старых и новых репатриантов проголосуют за «Ликуд-Бейтейну», 9% отдадут предпочтение Ципи Ливни, столько же – Яиру Лапиду, Аводе достанется 4% голосов, как, впрочем, и «Еврейскому дому». Столько же (4%) возьмет партия «Исраэлим» Давида Кона, МЕРЕЦу перепадет еще 2%, «Але ярок» с ее сторонниками легализации легких наркотиков, как и ШАСу, достанется 1%.

Увы, нет упоминания о партии «Калькала» Юлии Шамаловой-Беркович, что не помешало ей на бывшем рабочем месте - 9 канале дать интервью и призвать голосовать не за секторальные партии вроде «Исраэлим» своего недавнего подчиненного Давида Кона. Если принять погрешность при опросах на уровне 4,5%, то шансы экс-ведущего «Девятки» (впрочем, как знать) крайне невелики. Боюсь, что эти голоса пропадут втуне. Вот в отношении крайне правой части алии, для которых Нетаниягу и Либерман слишком либеральны, я готов согласиться, что Нафтали Беннет соберет на этом поле свой урожай, пусть и не очень щедрый. Не удивляюсь и одному проценту сторонников ШАС – это выходцы из южных регионов бывшего СССР, упорно соблюдающие кашрут и еврейские традиции. У Амнона Коэна на них большая надежда.

Определенное сомнение вызывают у меня и щедрые цифры г-жи Цемах в отношении Шелли Яхимович. Не секрет, что в Аводе следуют своей многолетней недоброй традиции не замечать русскоязычного избирателя. Согласитесь, деятельность «русских» парламентских помощников Шелли просто смешна, а потому Нино Абесадзе, которая в первую очередь апеллировала к сексуальным меньшинствам и только недавно и достаточно поздно переключилась на собственную общину, может остаться за пределами списка депутатов.

Лидер Аводы теперь может только сожалеть, что игнорировала русские голоса и фактически изгнала из Рабочей партии 6000 активистов вместе со штабом Леонида Литинецкого. Теперь они все как один (а это серьезная структура) будут голосовать за «Ликуд-Бейтейну» и, надеюсь, обеспечат реальное место Литинецкому. Буду только рад, если этот выдержанный политик с его социальной программой скажет свое слово в израильской политике.

Не вполне уверен в 9% «русских», которые институт Дахаф отвесил Яиру Лапиду. Русская улица была щедра к его отцу Томи благодаря его антиклерикальной идеологии, но и разочарована практической деятельностью партии Шинуй. Лапид-младший бурно начал свою кампанию, но, видимо, из-за экономических трудностей решил на последних неделях притормозить на русской улице и, возможно, это приведет к оттоку голосов.

9% по версии Мины Цемах – это хороший результат для Ципи Ливни, однако если она в целом падает в опросах, то почему к ней потянулись русские избиратели?

Среди секторальных партий есть, на мой взгляд, одна довольно симпатичная, это Партия пенсионеров во главе с Эфраимом Лапидом. На выборах в Кнессет 17 созыва партия пенсионеров Рафи Эйтана, напомню, получила 7 мандатов, и это стало сенсацией. На прошлых выборах пенсионеры не преодолели электоральный барьер, и вот теперь его собирается перепрыгнуть Эфраим Лапид – бывший высокопоставленный офицер отдела разведки ЦАХАЛа, человек талантливый, энергичный, которому близки проблемы людей золотого возраста.

В чем я определенно соглашусь с г-жой Цемах, так это в оценке Кадимы. Этой партии у русских ничего не светит, и с уходом Марины Солодкиной русская страница бывшей партии власти окончательно закрылась. Даже если Кадима каким-то чудом преодолеет электоральный барьер, то будет влачить жалкое существование.

Вышеозначенные симпатии русской улицы в цифрах выглядят довольно внушительно только на первый взгляд, поскольку они растворятся в общем котле. И боюсь, что избиратель, которого впечатлили новые лица, может поддаться соблазну проголосовать за карликовые партии, не вполне отдавая себе отчет, что он поддержал очередную партию-однодневку. Они быстро появляются и столь же быстро исчезают, не выдерживая проверки временем и делами.

На прошлой неделе мы писали о наметившемся дисбалансе в освещении избирательной кампании 9 каналом. Руководство «Девятки» отреагировало крайне гневно, критикуя и автора, и его статью в «Глобусе». Я как журналист переживал на выборах и не такое, но с удовлетворением должен отметить, что в последние семь дней передачи были более сбалансированы в своих оценках. И если это произошло благодаря нам, если мы повлияли хоть немного, то остается только радоваться и за себя, и за канал, и за избирателя.

Вопреки мнению руководства 9 канала, газета «Глобус» вовсе не враждебна к нему и готова отметить все достижения, передачи высокого уровня, но при этом отнюдь не отказывается от критики тех передач, которые не имеют рейтинга. Редакция считает, что русскоязычный телезритель достоин интеллектуального и качественного телеканала, где будут отражаться все мнения и весь политический спектр, а вкусовщина телередакции не будет довлеть над объективностью. Мы с большим интересом и без обид принимаем и ответную критику, вовсе не считая свои статьи идеальными.

Израильские СМИ, в том числе и русскоязычные, переживают нелегкие времена, и 9 канал, как может, борется за выживание. Лицензия на его вещание заканчивается в 2017 году, и, как нам стало известно, владелец Лев Леваев ищет покупателя. Ничего странного в этом нет, по мнению ведущих телемагнатов, каналы для того и создаются, чтобы их впоследствии выгодно продать. Правда, пока, по слухам, заинтересованность проявил один из крупных российских развлекательных холдингов. Вскоре должно стать ясно, произойдет ли смена владельца канала. В недавнем прошлом мы с огорчением констатировали предкоматозное состояние израильской студии RTVi Владимира Гусинского. Не хотелось бы, чтобы аналогичная судьба постигла 9 канал, и он стал похож на российский развлекательный канал «Перец» с его девизом «Держись за перец». Еврейские мозги достойны лучшего. Как в сфере СМИ, так, кстати, и в политике.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке