Читайте также
Лишь считанные разы в мировой истории евреи становились лидерами каких-либо государств диаспоры. Можно вспомнить в этой связи президента Швейцарии Рут Дрейфус и президента Гайаны Джанет Розенберг-Джаган, премьер-министра Франции Леона Блюма и канцлера Австрии Бруно Крайского. Уже очень скоро в этот своеобразный «клуб» может вступить и Чехия: в первых в истории этой парламентской республики прямых президентских выборах участвует кандидат еврейского происхождения: бывший премьер-министр Ян Фишер.
Выборы состоятся в конце этой недели. Согласно социологическим опросам, 62-летний Фишер имеет неплохие шансы выйти во второй тур.
«Фишер - это наш Джо Либерман, - говорит председатель Федерации еврейских общин Чехии Томаш Краус, напоминая о бывшем кандидате на пост вице-президента США. - Мы можем голосовать за него или поддержать кого-то из его соперников, но все чешские евреи им, безусловно, гордятся».
Социологические опросы показывают, что Фишер по популярности среди избирателей балансирует между первым и вторым местами. Политик гордится тем, что Чехия - одно из наиболее дружественных по отношению к Израилю государств мира. В одном из своих выступлений Фишер подчеркнул, что эта традиция возникла еще в 20-х годах прошлого века, когда первый президент независимой Чехословакии Томаш Масарик поддержал создание еврейского государства.Чехия оказалась в числе немногих государств, проголосовавших в конце ноября против повышения статуса Палестинской автономии в ООН. И Фишер, и Милош Земан, его главный соперник на президентских выборах, заявили о том, что поддерживают превентивный удар по Ирану.
«Мне нет необходимости лишний раз заявлять о своей поддержке еврейского государства, поскольку всем заинтересованным лицам об этом и так известно, - заявил Фишер в интервью JTA. - Могу только отметить, что рассматриваю Иран в качестве опасной и экстремистской силы».Биография Яна Фишера может служить иллюстраций трансформаций, произошедших в послевоенный период с еврейскими общинами Центральной Европы. Его отец - еврей, пережил Освенцим, после войны работал в Институте математики Академии наук в Праге. Мать - католичка, работала статистиком. В семье Яна отмечали Рождество, но иногда отец водил его в синагогу. «Отец брал меня с собой в синагогу в праздники Рош а-Шана, Йом Кипур и Пурим. На Песах мы не проводили седер, но маца у нас дома была», - вспоминает политик.
Однако в конце 60-х, после подавления Пражской весны, правящий режим ЧССР ужесточился, о посещении синагоги пришлось забыть. В 1989 году у Фишера родился сын, которого тоже назвали Яном. С самого юного возраста ребенок интересовался своими корнями, много расспрашивал отца о деде, хотя тот умер за 14 лет до его рождения. Благодаря сыну отец тоже заинтересовался иудаизмом.
Хотя с точки зрения Галахи Ян Фишер евреем не является, политик считает трагедию Холокоста определяющей для формирования еврейской идентичности. «Это общая трагедия. И на основе причастности к ней формируется чувство причастности к сообществу», - говорит он.
Даже в довольно либеральной Чехии еврейское происхождение может затруднить карьеру публичного политика. Когда в 2009-2010 годах Фишер занимал пост премьер-министра, в чешском Интернете появлялись антисемитские комментарии.
Тем не менее у большинства чехов происхождение одного из основных кандидатов в президенты просто вызывает любопытство.
Занимая премьерский пост, Фишер активно боролся с экстремистскими националистическими группировками, преследующими цыган и другие этнические меньшинства. Когда в одном из интервью Фишеру был задан вопрос об антисемитизме в современной Чехии, политик ответил так: «Перед нашей страной стоит много актуальных политических проблем, но антисемитизм в их число не входит».Ян Фишер неоднократно резко критиковал зачастую необъективную по отношению к Израилю позицию ЕС. Отвечая на вопрос о своем отношении к резкому осуждению Евросоюзом израильской политики строительства в еврейских поселениях, Фишер отметил: «Позиция Евросоюза по данному вопросу нередко чрезмерно сурова, но далеко не всегда отражает мнение каждой входящей в него страны. Реальность такова, что ЕС не имеет внятного внешнеполитического курса. Еврейские поселения - отнюдь не главная проблема Ближневосточного региона. Иран - вот это действительно проблема».
Некоторые политологи отмечают, что популярности Фишера в глазах избирателей скорее может помешать не его частично еврейское происхождение, а успешная карьера в годы правления Густава Гусака и членство в компартии.
Некоторые отмечают, что Яну Фишеру недостает харизмы, однако раввин Манес Бараш, глава общины ХАБАД в Праге, с ними не согласен: «Очень часто люди, обладающие богатой харизмой, оказываются жуликами и мошенниками. Может быть, это как раз хорошо, что Фишеру харизмы не хватает».
Материал подготовил Роберт Берг