Водные фантазии Шели Яхимович
Фото: mnenia.zahav.ru
Водные фантазии Шели Яхимович

На прошлой неделе тема подорожания товаров и услуг вновь вернулась на первые страницы газет. Со всех сторон несутся угрозы, что вот-вот нас накроет очередная волна подорожаний – электроэнергии, воды, хлеба, молока, куриного мяса, рыбы, круп, общественного транспорта, сигарет, алкоголя, квартир и муниципального налога. Просто невозможно будет уложиться в зарплату.

Ничего нового. Это национальный вид спорта израильских политиков и средств массовой информации, которые обожают пугающие заголовки – это притягивает внимание читателей. Так было в 2012 году,  когда заголовки еженедельно сообщали об ожидаемом подорожании всего и вся на десятки процентов. Однако все эти жуткие прогнозы закончились тем, что к концу минувшего года цены выросли в целом всего на 1,5%.

При этом продукты питания подорожали на 3%, овощи и фрукты – на 0,6%. А одежда и обувь, напротив, подешевели на 4,6%. Расходы на культурный досуг и образование также снизились на 2,9%. Так, может быть, пришло время понять, что нам просто-напросто дурят голову? На сегодняшний день верными являются данные о подорожании двух видов услуг  – муниципального налога (2,3%) и тарифов на воду (2,8%). Давайте поговорим о воде.

В последние два года стоимость воды выросла на 35%, что, безусловно, является подорожанием из ряда вон выходящим. Если вы спросите глав муниципалитетов, они в один голос скажут вам, что вина за это лежит на компаниях, обеспечивающих поставку воды. Когда они, мэры городов, занимались этим,  все было дешево и прекрасно. Как только эта сфера перешла в руки водных компаний, цены взлетели до небес. Поэтому следует расформировать эти учреждения и вновь передать водоснабжение в руки муниципалитетов.

Когда об этом спросили Шели Яхимович, та ответила, что «подорожание является результатом продуманного решения Нетаниягу о приватизации водного хозяйства». Вот вам еще один пример «ужасной приватизации».

Что ж, ответим Яхимович. Нет никакой связи между ее словами и реальным положением дел. Водные компании не были приватизированы. Хотя формально речь идет о концернах, считающихся частными, их фактическими владельцами являются... муниципалитеты. Мэрия назначает состав совета директоров, она полностью контролирует концерн – вместе с государственным управлением водными ресурсами. Частный капитал не задействован в этом процессе. Все принадлежит государству. Но зачем портить скучными фактами красивую теорию Яхимович?

Главы муниципальных советов тоже немного лукавят. Они обвиняют водные компании в увеличении тарифов, поскольку были лишены очень мощного политического ресурса. Наши мэры привыкли к тому, что немалую часть доходов от водоснабжения можно использовать для финансирования целей, никак не связанных с водным хозяйством:  кадровые вопросы, образование, развлекательные представления в городских парках.

Муниципалитеты не инвестировали в водную инфраструктуру ни гроша, поэтому водная и канализационная система во многих населенных пунктах пришла в полную негодность – прогнившие трубы, постоянные поломки, приводящие к потере огромного количества воды, вонючие сточные воды, растекающиеся по улицам. Водоочистительные сооружения также были запущены в течение многих лет. Все это стало главной причиной того, что сфера муниципального водоснабжения была передана частным концернам, которые вкладывают миллиарды шекелей в приведение в порядок соответствующей инфраструктуры.

Государство также приняло решение о прекращении субсидирования муниципального водоснабжения из бюджетных средств и стала взимать с водных компаний НДС – это привело к значительному росту тарифов. К этому сдедует добавить новые предприятия по опреснению морской воды, которые производят воду по весьма высокой цене. Результат – 35-процентное подорожание в течение двух лет.

Но есть проблемы, которые не были решены. Частный потребитель был и остается дойной коровой водной отрасли. Он и сегодня, из своего кармана, субсидирует поставки воды сельскому хозяйству, промышленности и гостиничному бизнесу. И поэтому он платит на 10% больше, чем следовало бы. Кроме того, были созданы 53 водных концерна – вместо запланированных пятнадцати. Таков результат мощного давления, оказанного на правительство главами органов местного самоуправления.

Результат? Еще 7% роста цен на воду для частного потребителя – ведь у каждого концерна есть офис, совет директоров, генеральный директор, администрация, инженеры, экономисты, адвокаты и личные автомобили. Все это надо как-то финансировать. Яркий пример: вскоре будет создан новый водный концерн, который будет обслуживать поселок Ганей-Тиква, где проживает всего 13 тысяч жителей. Это чистой воды разбазаривание средств.

counter
Comments system Cackle