Читайте также
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
- Долги в России, переезд в Израиль: как живет сестра Марка Эйдельштейна
До конца прошлой недели Нафтали Беннет, новый лидер национальной партии «Еврейский дом» (наследник МАФДАЛа и практически всего правого спектра), представлялся как одна из звезд нынешней избирательной кампании, которая может преподнести сюрприз и получить немало мандатов. Беннет казался представителем нового поколения, он добился успехов во время военной службы, был офицером «Саерет МАТКАЛЬ», майором ЦАХАЛа, затем преуспел в бизнесе, будучи совладельцем успешной компании хайтека, которую купили американцы за десятки миллионов долларов.
В отличие от прямолинейных МАФДАЛ, «Тхии», «Ткумы», «Моледета» и прочих, Беннет попытался представить «Байт Йегуди» как вполне демократическое движение светских и «вязаных кип», и затушевать то, что раздражало не только левых, но и центристов из Ликуда. Он казался своего рода альтернативой Яиру Лапиду с куда более подробной и конкретной программой, не отпугивавшей либералов. В какой-то момент в «Ликуд-Бейтейну» почувствовали, что пока усилия их пропаганды направлены на «Атнуа», «Еш Атид» и «Аводу», никем не критикуемый ни слева, ни справа Беннет тихо набирает голоса, о чем еженедельно свидетельствовали опросы. На развалинах старого МАФДАЛа он строил якобы новую партию, с куда более привлекательным умеренным образом. В частности, он сделал акцент в своей кампании на Айелет Шакед - молодую симпатичную девушку из своей команды, знакомую ему еще по работе у Нетаниягу, а затем по хайтеку.
А это, согласитесь, совершенно новое лицо, противоречащее привычному образу бородатого мафдаловца в вязаной кипе, почти хайтековское ноу-хау в политике.
Можно только сожалеть, считают многие в Ликуде, что пути Беннета и Биби разошлись из-за вмешательства супруги премьера. Саре не понравилось, как к ней отнеслись члены команды Нетаниягу - Беннет и Шакед. Но, похоже, ни Нафтали Беннет, ни Сара Нетаниягу не забыли прежних обид. В конце прошлой недели в телеинтервью с Нисимом Мишалем Беннет поскользнулся на арбузной корке. Он заявил (и это не оговорка), что не в состоянии выполнить приказ о выселении людей из их домов. Политические соперники тут же поспешили обвинить председателя «Байт Йегуди» в подстрекательстве солдат к неподчинению приказам. Беннету пришлось выступить с ответным заявлением, где он рассказал о своей 22-летней службе в ЦАХАЛе в качестве солдата и командира, участии в военных операциях, известных и неизвестных широкой публике. В частности, абсолютно в стиле нового МАФДАЛа он сказал: «Приказ о ликвидации арабского и еврейского поселения наносит серьезный удар по самым основным правам человека и создает для солдат дилемму между человеческими ценностями и необходимостью выполнения приказа. Я надеюсь и молюсь, что такой приказ не будет отдан больше никогда, но при этом хочу подчеркнуть: солдат обязан подчиняться приказу».
Слово не воробей и, несмотря на всю словесную эквилибристику, на Беннета обрушился шквал критики. В частности, Биньямин Нетаниягу отреагировал на слова Беннета так: «Я не потерплю отказничества в своем правительстве. Я был возмущен, когда услышал слова Беннета. Моше Яалон был прав, когда сказал, что существование Израиля зависит от ЦАХАЛа, а существование ЦАХАЛа зависит от подчинения приказам»… «Как только мы возведем отказничество в ранг священного принципа, мы развалим государство. Этого в моем правительстве не будет».
Премьер критиковал лидера «Еврейского дома» сразу на трех каналах и, судя по резкости тона, поставил на Нафтали Беннете черную метку: надо понимать, его партия может и не войти в коалицию. Нетаниягу хватает и собственных оппозиционеров, вроде Ципи Хотовели и, конечно же, Моше Фейглина, хватает провокационных фигур вроде Мири Регев, Эли Данона или Ярива Левина. В «Ликуд-Бейтейну» убеждены, что новый лидер «Еврейского дома», наконец, обнаружил свое истинное лицо, и теперь начнется падение его популярности.У «Байт Йегуди» был план привлечь молодых центристов за счет некоторой части электората Лапида и Яхимович. Беннет рассчитывал, по крайней мере, на два таких мандата, но после провокационного выступления можно сказать, что совершенно напрасно. Как бы он ни пытался затушевать свой промах, эта стратегическая ошибка, безусловно, повлияет на рейтинг его партии.
А что сулят последние опросы остальным? За месяц до выборов политическая карта выглядит так: Ликуд вместе с НДИ, несмотря на последнее дело Либермана, больше не теряют мандатов и могут получить от 35 до 38 мест в Кнессете. Авода продолжает медленно падать. Кое-кто, правда, предрекает ей 20 мандатов, но 18, а то и меньше – более реальная цифра. Избиратели Аводы так и не могут добиться от Шелли Яхимович внятного внешнеполитического курса. Что же касается экономических требований нового руководства Аводы, то мы слышим в основном трескотню популистских лозунгов, а это, несомненно, аукнется на выборах. Единственное, в чем избиратель уверен, это в том, что Яхимович спит и видит себя в коалиционном правительстве, а потому избегает личных нападок на Нетаниягу и заигрывает с правыми. И кому страшен такой политический соперник? В чем альтернатива «Ликуду-Бейтейну»? Декларируемая Шелли любовь к поселенцам вызывает недоумение традиционных левых.
Яир Лапид, на которого полагались многие в начале предвыборной гонки, все больше разочаровывает. У его потенциального избирателя все меньше воодушевления. Мы без всяких выборов знали, что он симпатичный и популярный телеведущий. Но что он конкретного может предложить, кроме общеизвестных лозунгов (а они у всех кандидатов одинаковые), кроме упора на развитие спорта? Кстати о спорте. На 8-м месте в списке Яира Лапида стоит Константин Развозов. Это, к сожалению, уже пограничное место, опросы сулят Яиру Лапиду 7-8 мандатов. Кстати, остальные имена из списка Лапида мне не жалко – ни до Развозова, ни после, кроме экс-разведчика и представителя крупного бизнеса Яакова Пери в партии среднего класса - уж больно серая публика.
Зато двузначный барьер, вероятнее всего, преодолеет Ципи Ливни. В «Атнуа» достаточно привлекательные фигуры, любим мы Ливни или нет, она последовательна, и к ней естественным образом перетекают голоса Яхимович и Лапида. Если тенденция продлится и дальше, Ливни может получить 12-14 мандатов.
Кадима с Шаулем Мофазом переживает полное крушение. 28 шароновских мандатов растаяли как дым, и если рассматривать выборы как последнюю операцию бывшего начальника генштаба и министра обороны, то надо сказать, что его ждет полное Ватерлоо. Общество не согласно сохранить эту партию даже с минимальным представительством в 3-4 мандата в новом Кнессете.
Балансирует на грани вылета крайне правая «Оцма ле-Исраэль», зато мятежный рав Хаим Амсалем со своей «Ам-шалем» может утереть нос партии ШАС. ШАС нынче, несмотря на приход Дери, больше 11 мандатов не весит.
Очень пафосно выглядит Юлия Шамалова-Беркович со своей партией «Калькала», настолько пафосно, что ее даже не вспоминают эти «несерьезные» опросы.
Когда закончилась регистрация партий в избиркоме, многие заговорили об избыточном количестве популярных телеведущих и публицистов во всех списках. Похоже, общество стало от них уставать. Одно дело - задавать вопросы, а другое – на острые вопросы отвечать. Очень бледно выглядит в политике лицо 9 канала Давид Кон. Похоже, он пошел на выборы, так и не выполнив домашнее задание, не представив внятную и привлекательную политическую программу. Отсюда в каждом интервью рассуждения о «стеклянном потолке», о несчастных русских, дискриминации, и все это выглядит уныло и однообразно. О Коне сегодня уже не вспоминает Мина Цемах, обещавшая, что новая русская партия преодолеет электоральный барьер, об «Исарэлим» всерьез пишет только группа «Едиот ахронот», но она явно играет свою игру с целью насолить Нетаниягу, а как следствие - и НДИ.