Читайте также
Несмотря на неоднозначно оцениваемые итоги операции «Облачный столп», она стала большим достижением Израиля в сфере информационной войны. Пожалуй, впервые можно констатировать, что эту войну Израиль не проиграл. В поддержку его права на самооборону высказались президент и госсекретарь США, генсек ООН, комиссар по внешнеполитическим делам Евросоюза, министры иностранных дел многих стран. Несмотря на давление арабских стран, ООН не принял ни одной антиизраильской резолюции.
Одним из сюрпризов стала поддержка Израиля гражданами России и стран СНГ - не массовая, но все же более активная, чем во время других израильских антитеррористических операций. Никогда прежде мы не видели фотографий людей из разных городов с самодельными плакатами на русском языке «За Израиль!». В русскоязычной блогосфере тоже было много выражений сочувствия и одобрения, и хотя антисемитских, антиизраильских и проарабских выпадов, как всегда, хватало – их оппонентов стало намного больше.
Почему же российская, а точнее, русскоязычная общественность повернулась лицом к Израилю? Неужели она стала лучше разбираться в событиях, происходящих в регионе? Как ни удивительно – да. И на это есть целый ряд причин, как внешних, так и внутренних.
Одна из них – события арабской весны. Они наглядно показали, что камнем преткновения для арабского мира является не существование Израиля, а засилие исламизма, внутренние раздоры, неумение договориться между собой и неспособность построить демократическое общество. Многие начали догадываться, что палестинский вопрос создан искусственно теми, кто зарабатывает на нем политический и финансовый капитал.
Чем дальше, тем очевиднее для россиян становится бессмысленность поддержки правящих режимов Сирии и Ирана. В самой России происходят процессы, углубляющие пропасть между пропалестинской официальной политикой и общественным мнением. К тому же простые люди сегодня знают об Израиле гораздо больше, чем раньше. После вступления в силу безвизового режима с Россией (2008) и Украиной (2010) тысячи русскоязычных туристов посетили и полюбили нашу страну.
Сама Россия из-за отхода от демократических принципов постепенно становится изгоем цивилизованного мира. Соответственно, растут и симпатии ее населения к другому изгою – еврейскому государству.
С другой стороны, и в Израиле наконец поняли всю важность информационной войны. После завершения операции «Облачный столп» глава МИД Авигдор Либерман отчитался о проведенной дипломатическим ведомством разъяснительной кампании, включавшей сотни интервью, пресс-конференций, брифингов, публикаций в прессе и интернете.
На роли интернета стоит остановиться отдельно. Израильские блоггеры, в том числе и русскоязычные, начали сражаться за имидж своей страны задолго до того, как этой задачей озаботились официальные органы. Еще во время Второй Ливанской войны тысячи людей узнавали правду из интернет-дневников израильтян – жителей обстреливаемого Севера. В начале операции «Литой свинец» в «Живом журнале» появилось русскоязычное сообщество «Gaza -2009», а в социальной сети «Одноклассники» - группа "Я - за операцию в Газе". Израильские популярные авторы кулинарных, фотографических и других «мирных» блогов отошли от привычных тем и рассказывали о том, что происходит вокруг них, давали ссылки на документальные съемки и материалы. В их журналах велись жаркие дискуссии, в ходе которых многие люди начинали лучше понимать, что происходит в Израиле и в Газе.
В начале 2009 года Министерство абсорбции совместно с Отделом пропаганды МИД объявило о наборе добровольцев, знающих иностранные языки, для участия в израильской разъяснительной кампании через интернет-ресурсы. Из откликнувшихся на призыв больше всего оказалось русскоязычных пользователей – жителей Израиля, евреев, проживающих за границей и даже неевреев, поддерживающих Израиль. Но большинство бойцов «виртуального фронта» продолжало сражаться за свою страну самостоятельно. Так, весной 2010 года, после инцидента с судном «Мави Мармара» интернет-общественность по всему миру занялась анализом и разъяснением ситуации гораздо раньше, чем была обнародована официальная реакция МИД и пресс-службы ЦАХАЛа.
К началу операции «Облачный столп» МИД развернул большую активность на портале обмена видеороликами YouTube, который прежде вел целенаправленную антиизраильскую кампанию. Жителей Юга просили выкладывать в сеть снятые кадры и ролики обстрелов, падения ракет, разрушений.
Международная радиовещательная организация «Радио Свобода» создала проект "Израильские дневники", в рамках которого публиковались заметки и фотографии русскоязычных израильтян, живущих в зоне ракетных обстрелов из сектора Газа.
В интерет-войне большое внимание уделялось разоблачению пропагандистских фальшивок, распространяемых пропалестинскими и так называемыми нейтральными источниками. В связи с этими разоблачениями доверие к традиционным СМИ все больше падало, а к интернет-авторам, наоборот, росло. После нескольких громких скандалов мыслящие люди уже не сомневаются, что фото- и видеосвидетельства часто оказываются постановочными. По всему интернету прошли кадры репортажа из Газы, где убитый палестинец «оживает» через 30 секунд. Подделкой оказалась и фотография раненного ребенка, опубликованная корреспондентом BBC Джоном Донисоном с подписью «Страдания в Газе» - как выяснилось, она была сделана в Сирии. За один день информацию об этой фальшивке распространили в сети почти 15 тысяч человек.
Много шума было поднято, после того как израильская ракета разрушила корпункт российского телеканала Russia Today в секторе Газа. Сотрудники канала обвинили ЦАХАЛ в том, что он «слепо бьет по мишеням, несмотря на то, что страдает мирное население и журналисты». Тут же в интернете были опубликованы доказательства того, что на крыше медиацентра располагалась ракетная установка террористов. Тот же Russia Today ранее сообщал, что Израиль разбомбил в Газе стадион на 1000 мест, умолчав о том, что с этого стадиона запускались ракеты по еврейским городам.
Разумеется, в мире хватает убежденных антисемитов, которые никогда не поверят, что Израиль может быть в чем-то не виноват. Но благодаря распространению интернета и других технологий информацию можно получить из первых рук, от непосредственных свидетелей и участников, и пропагандистским машинам все труднее обманывать людей, которые хотят знать правду.