Читайте также
Итак, 28 ноября стало известно, что Эхуд Ольмерт не будет участвовать в выборах в Кнессет 19 созыва и претендовать на пост премьер-министра. Ольмерт был самым непопулярным главой правительства(3% за него), находился под серией следственных процессов, правда закончившихся для него положительно, недавно оправдан по следующим двум судебным делам о взятках и сейчас еще продолжается самое громкое и раздутое судебное разбирательство, на которое обращены взоры всех и в котором задеты амбиции, престиж и имя руководства прокуратуры. Примечательно, что главным государственным свидетелем этого незаконченного дела является известный преступник и аферист. Правый лагерь ненавидит Ольмерта и готов на многое против него, из-за его попытки разрешить непрекращающийся десятилетиями конфликт с палестинцами, заключить с ними мирный договор и создать два государства для двух народов. Это главная причина постоянных нападок на него, целого ряда судебных дел и, в конечном счете, отстранения от должности главы правительства.
Сейчас, по прошествии времени, больше людей понимает, что Ольмерт был хорошим премьер-министром. Он многое делал правильно, а в большинстве случаев его обвиняли и давали плохую оценку незаслуженно. За период, когда Ольмерт возглавлял правительство, показатели израильской экономики были достаточно высокие: рост ВВП - 5.4%, а безработица опустилась на рекордно низкий уровень - 6.1%. Необходимо учесть, что развязанная правыми беспрецедентная кампания против этого правительства очень осложняла его нормальное функционирование. Это при Ольмерте было заключено соглашение с предпринимателями и профсоюзом об обязательном пенсионном страховании и улучшении условий труда огромной части работников посреднических фирм. В целом, руководство Ольмерта характеризовалось ответственным, взвешенным, серьезным подходом по всем вопросам. Но когда была необходимость, он умел принимать инициативные смелые решения. Он мог договариваться и находить общий язык не только с разными политическими силами внутри Израиля, но и с Абу-Мазеном, у него были превосходные отношения с руководителями многих стран. Ольмерт является одним из самых опытных общественных и государственных деятелей в стране. У него огромный стаж работы на различных должностях в Кнесете (с 1973 года) и в правительствах (с 1981), дважды избирался мэром Иерусалима (с1993).
Ольмерт конечно внес определенный вклад в повышение безопасности страны. Именно при нем была реализована эффективная политика противостояния терроризму и ответа на каждое агрессивное действие, а, с другой стороны, сделана попытка продвижения к оздоровлению и улучшению отношений с палестинцами, выводу конфликта из тупика и созданию более светлой, мирной перспективы. Своевременно и без лишнего шума была блестяще организована операция уничтожения строящегося атомного реактора в Сирии. Были проведены две войны: Вторая Ливанская и операция "Литой свинец" в Газе. Обе войны были относительно успешными, достигли хороших внешнеполитических результатов, имели важное значение для безопасности наших северных и южных границ. Примечательно, что Израиль пользовался большой поддержкой и пониманием мирового сообщества. На длительное время были "успокоены" террористы "Хезболлы" и Газы. Это существенно улучшило ситуацию для граждан приграничных районов, а пришедшему после правительству Нетаниягу позволило четыре года почти ничего не предпринимать, кроме задиристых лозунгов, и обеспечило безмятежное существование.
В результате тех военных действий вскрылись определенные недостатки в ЦАХАЛе. Но Ольмерт не виноват в этом. Немалое значение в столь отрицательных оценках проведенных военных операций имела поднятая политическими противниками правительства шумиха, а также борьба различных группировок в армии. Предвзятость и координированное отрицательное освещение тех событий были явно выражены уже с первых дней, когда еще не было ничего известно. Определенные силы использовали ситуацию для сведения личных счетов и достижения своих интересов. Сами принятые решения политического руководства страны были правильными, вполне обоснованными и решительными.
Рассуждая о последней операции в Газе "Облачный столп", многие комментаторы, ведущие военные и политики неоднократно приводят как успешный пример военные операции, которые были при Ольмерте: на северной границе шесть лет тишина, Х.Насралла не выходит из бункера, а на юге тоже два года было относительное спокойно. Нужно напомнить, что тогда все кому не лень критиковали и обвиняли Ольмерта именно за эти операции. События, связанные с операцией "Облачный столп", вскрыли всю сложность палестинской проблемы и уже многие положительно оценивают деятельность Ольмерта.
В 2008 году руководство "Кадимы" совершило роковую ошибку. Я об этом уже писал в статье, в которой приведены анализ деятельности партии и прогноз на будущее ("Новости Недели", 5 марта 2009). При многолетней организованной атаке на Ольмерта, партии надо было поддержать его и объединиться всем для достижения главной цели – заключение мирного договора с палестинцами. Но такие деятели "Кадимы", как Дихтер, Шитрит и Мофаз думали больше о своих амбициях, поставили личные интересы выше интересов партии и страны. Они подбили Ливни на противостояние с Оьмертом. Если бы не борьба против Ольмерта внутри партии, может быть он устоял бы. Это была единственная возможность созданной центристской партии реализовать ее предназначение. В "Кадиме" не приняли во внимание существенного правого уклона большинства населения, который является решающим. Ясно было, что следующие выборы для левого лагеря будут проигрышными. После отставки Ольмерта указанные деятели продолжали борьбу за руководство в партии и свели "Кадиму" к жалкому положению. Теперь неизвестно, как долго еще появится новая реальная возможность альтернативы правому правительству.
Относительно так называемой коррумпированности Ольмерта необходимо сказать следующее. Во-первых, состоявшаяся серия следствий и судебных процессов показали, что его прегрешения незначительные. Во-вторых, это было такое время. Правомочно ли сейчас осуждать человека за действия, которые тогда были приняты и допустимы, оценивать его бывшее поведение в соответствии с нынешними повышенными общественными стандартами и нравственными требованиями? В-третьих, большинство людей используют тему чистоты политика как им выгодно. Люди рассуждают, что если деятель наш, то это не важно, если не наш, вспоминают о ней. Шарон был очень популярен(38 мандатов), хотя и против него выдвигались предположения в коррумпированности. Религиозные и "мизрахим" простили Дери его взятки. Сам Дери признается, что соблазнился по молодости и нарушил закон, а они до сих пор твердят "гу - закай". Русскоязычные граждане даже не вспоминают Либерману, что он годами находится под следствием, о его миллионах и семейном бизнесе. Но с ярой злобой и завистью твердят о миллионах, якобы полученных Ольмертом. Опыт показывает, что чистота политика для большинства израильтян имеет второстепенное значение.
Окружной суд Иерусалима оправдал Ольмерта по двум пунктам обвинения: в злоупотреблении полномочиями и получении взяток во время избирательной кампании. Он признан виновным лишь в нарушении общественного доверия по делу о политических назначениях, но не в мошенничестве. Кроме того, суд не стал квалифицировать деяния Ольмерта как "позорные", что оставляет за ним право на общественно-политическую деятельность. Таким образом, все трое судей оправдали Ольмерта касательно обвинений в коррупции, в том числе в деле о конвертах с деньгами, по поводу которых так много говорили и из-за которых он был вынужден уйти в отставку. Преднамеренно подбросили прокуратуре психически нездорового деятеля Талански, запутавшегося в своем бизнесе, имеющего какой-то особенный интерес и поэтому согласившегося свидетельствовать против Ольмерта. У многих также вызывают подозрения явно ошибочные действия и нарушения прокуратуры во время следствия.
Вообще же, желательно, чтобы наши законодательная и судебная системы боролись не только с отдельными нарушениями и личностями, а, в основном, с пагубными явлениями с целью изменения условий, способствующих преступлениям и аморальным проступкам. Например, то же явление посредничества ("махеры") в мэриях, о котором давно всем известно, продолжает процветать повсеместно и не уменьшилось. Опять выхватили дело "Холи Ленд" только потому, что там можно достать Ольмерта и раздули его. А сколько еще таких случаев? Никого не интересует, успокоились на одном деле.
Последние годы еще более выявили низкий уровень и слабость израильской политической системы, которая все в большей степени определяется уровнем большинства населения. Проявлением этого является то, как бросается публика на каждую новую "звезду" и очередную партию с громкими названиями и лозунгами. Функционирование даже таких старейших партий как "Ликуд" и "Авода" не соответствует передовым странам с развитым обществом, на что претендует Израиль. В них воспитывается и вырастает мало действительно видных политических деятелей и лидеров. Часто приходится брать со стороны проявивших себя каким-то образом личностей или знаменитостей, например, генералов. Не случайно считается, что среди левоцентристского блока все-таки реальной альтернативой Нетаниягу остается Ольмерт, хотя и очень ослабленный судебными процессами.
Конечно, хотелось бы, чтобы главой правительства был избран самый умный, знающий, опытный и очень честный человек. Но израильская реальность нам этого не дает. Известно, что представлял еще недавно центр "Ликуда", многие из которых в большой мере занимались личными интересами, стремились получить теплые места и продвинуться в карьере. По этой причине часть членов партии во главе с Шароном сбежали из нее, организовав новую партию, чтобы можно было проводить более чистую, прозрачную политику. Ольмерт - человек далеко не идеальный, он тоже "дитя Ликуда" и, в какой-то мере, имеет те же "родимые пятна". Однако, имея некоторые недостатки и допустив в своей длительной общественной деятельности определенные промахи, он на деле проявил и много достоинств. Поэтому, вопреки поднятой в СМИ новой "протестной" ханжеской и предвзятой волны блюстителей высокой нравственности и сторонников максимализма во всем, разумное израильское законодательство позволяет самому избирателю сделать выбор и принять решение, имея полную информацию о кандидате.
Самое главное - Ольмерт не скрывает своих целей и взглядов, его позиция ясная и открытая, он не боится взять на себя ответственность. В отличие от Нетаниягу, у которого никогда не возможно знать, что он действительно хочет, какие его цели. Это касается всего: внешней политики, экономики, социальных вопросов и др. Многое у него зависит от ситуации, конъюнктуры, давления. Такое впечатление, что самое важное для него - власть и удержать коалицию. Нет основных принципов и четкого направления. Пусть Нетаниягу скажет чего он хочет: два государства для двух народов; три государства (одно ХАМАСтан); еврейско-арабское государство; государство для поселенцев; недемократическое государство, в котором многомилионная часть населения является гражданами второго сорта и не лояльна к этому государству? У него все в тайне, скрыто, манипуляции, трюки. Не случайно и руководители многих стран ему не доверяют. Учитывая также склонность Нетаниягу хвастаться, обманывать и делать "зигзаги" я бы предпочел главой правительства вместо него других из руководства "Ликуда", например, Меридор, Анегби, Шалом, Саар, Штайниц, Ливнат, Исраель Кац.
Как уже отмечалось выше, население Израиля сильно поправело. Основную его массу составляют выходцы из восточных стран, бывшего СССР и ортодоксальные религиозные. Они правят бал. Пословица говорит "против лома нет приема". Поэтому низкий политический уровень населения предопределяет и его крайности, и еще одно поражение Ольмерта. Понятно, что шансов победить у Ольмерта было мало. Впереди была бы сумасшедшая нагрузка и работа. Ясно, что благодарности не было бы ни до того, ни тем более после. Опять его чернили бы, осмеивали, издевались, капались во всем личном, выискивали в его жизни что-то плохое. По указке правых в СМИ развернулась бы необузданная кампания клеветы, в ход пошли бы грязные методы, лишь бы его остановить, убрать, чтобы он проиграл. Некоторые, с психологией плебея сказали бы, что он идет на выборы из-за власти, ради денег, мол все ему мало. Разве они поверят, что у человека могут быть иные интересы и принципы, чем власть и деньги? Другие, в лучшем случае, говорили бы, что все это он делает, чтобы удовлетворить свое эго, доказать и утереть нос недоброжелателям. Ольмерт принес бы также огромный вред себе в упомянутом незаконченном судебном процессе "Холи Ленд". Еще более все недруги принялись бы атаковать его. Иначе, чем камикадзе поведение, поступок Ольмерта нельзя было бы определить.
Ольмерт конечно сможет преспокойно быть на пенсии, ездить по миру, болтать с друзьями, жить в свое удовольствие. Все-таки у него была достаточно бурная жизнь, он много достиг, многое успел сделать и заслужил хороший отдых. Я не перестаю поражаться мужеству и силе этого человека. Какая вера в людей, какой здоровый еврейский оптимизм, мудрость и несгибаемость. После того, что произошло - не обидеться, не озлобиться, не разочароваться, не плюнуть на все. Сколько было зависти, неблагодарности и несправедливости. Его осыпали грязью, а он отряхнулся и с улыбкой, с любовью к людям опять был готов бороться за их счастье. Поистине, пример для подражания и почти не реальный человек, а мифический легендарный герой-исполин древности.
И в этот раз, Эхуд Ольмерт проявил разум и силу, сумел правильно оценить свои возможности и принять скрепя сердце не простое решение не участвовать в выборах. Ольмерт - человек дела, а не пустых обещаний, лишь быть во власти, наподобие данных некоторыми о ликвидации ХАМАСа. Опять он проявил ответственность - если участвовать, то только с целью внести существенные изменения, реализовать другую альтернативу. Если бы был реальный шанс, он ринулся бы в бой. Остается надеяться, что судебный процесс по делу "Холи Ленд" закончится так же как два предыдущих и тогда может быть он вернется в политику. Может быть тогда у многих людей произойдет переоценка личности Ольмерта и у него появится возможность отдать последние силы еврейскому народу, Государству Израиль.