Читайте также
Политическая бомба, которую в минувший четверг взорвали Нетаниягу и Либерман, возбудила донельзя весь Израиль. Осколки этой бомбы до сих пор разлетаются в разные стороны, отскакивают рикошетом, и трудно предугадать, каким причудливым образом изменятся приоритеты в политике. Как бы то ни было, Нетаниягу и Либерман провели блестящий политический маневр. Это объединение, по мнению всех комментаторов, обеспечит основу для следующего правительства, которое, естественно, возглавит Биби. Противники Нетаниягу заявляют, что НДИ поглотила Ликуд, но Нетаниягу в ближайшей перспективе может спать спокойно: нет угрозы, что Либерман каким-то образом сможет войти в коалицию с центристскими партиями, в том числе затеять сложную игру со своим давним другом Арье Дери. Биби беспокоила гипотетическая возможность гражданских реформ Либермана, продвижение которых тому могли пообещать конкуренты.Авигдор Либерман также оказался в выигрыше, но в более отдаленной перспективе. Он может стать наследником Нетаниягу во главе Ликуда Бейтейну, и если их избирательная кампания пройдет успешно, то в дальнейшем осуществится полное политическое объединение. Либерман пользуется основательной поддержкой выходцев из СНГ и вдобавок получит хорошее наследство более чем в миллион избирателей Ликуда. Противники этого объединения в национальном лагере могут негодовать и попытаться устроить путч в Центре Ликуда, однако есть ли там фигура, рейтинг которой у народа выше, чем рейтинг Либермана? Понятно, что среди лидеров второго эшелона (говорю это вовсе не из желания их обидеть) многие считали себя потенциальными (годика через четыре) наследниками Биби: тот же Гидеон Саар, Исраэль Кац, Гилад Эрдан и изрядно поблекший Сильван Шалом. Но бывший гендиректор Ликуда возвращается в родные пенаты на белом коне. В свое время он спас Ликуд от разорения и, не удовлетворившись постом серого кардинала, пошел своей дорогой, а вот сегодня тянет за узды весь правый лагерь.
Самое удивительное, что когда стороны хотят, утечки информации не бывает. Переговоры шли не только втайне от прессы, но, очевидно, и от влиятельных политических фигур в своих партиях. Артур Финкельштейн, стратегический советник Либермана, - ключевая фигура в этом пасьянсе. Человек, который разработал для Биби стратегию победы над Шимоном Пересом в 1996 году, нашел выход и в 2012-м. Финкельштейн верит, что объединение приведет к увеличению политической массы нового союза. Сегодня у них вместе 42 мандата, а на выборах они рассчитывают получить минимум 45. В любом случае, с таким числом голосов можно смело идти к президенту за полномочиями на формирование нового правительства. Либерману, как второму номеру в списке Биби, будет что сказать при выборе партнеров по коалиции и торговле с ними.
Совместный список будет составлен по «принципу молнии». Нетаниягу, понятно, первый, Либерман второй, третье и четвертое места за Ликудом, пятое за НДИ, а вот дальше - весьма сложно и достаточно скандально. В Ликуде пройдут праймериз, где ожидается тяжелая драка за каждое проходное место, почитай, около ста кандидатов будут бороться за 26-30 реальных мандатов. Нетаниягу надеется нейтрализовать крайне правое крыло Ликуда во главе с Моше Фейглиным, министры, правда, пока молчат, но это молчание выглядит угрожающим. Открыто против выступил Михаэль Эйтан. Члены кабинета от Ликуда отказываются обсуждать эту тему с прессой, но из близких им источников постоянно сливается информация о том, что Биби продал Ликуд «партии свиноедов». Только, ради бога, никаких цитат, просят они. Чего они больше боятся – что союз с НДИ ослабит Ликуд и уйдут правые традиционалисты, в том числе восточных общин, или перспективы оказаться благодаря этому «принципу молнии» на непроходном месте? Но любое решение конференции Ликуда (а мы закрываем номер до начала ее проведения), кроме предполагаемой победы Нетаниягу, создаст для него и проблему. Новый медовый месяц в отношениях двух лидеров отнюдь не отодвигает на задний план разный подход ко многим ключевым темам. НДИ выступает за изменение системы власти, укрупнение политических партий, армейский призыв для всех, включая арабов и харедим, гражданское законодательство, облегчение гиюра и светские браки. Если кто-то позабыл, напомню: Нетаниягу два месяца назад ликвидировал союз с Кадимой именно из-за вопроса мобилизации харедим. Решение Биби пойти вслед за Либерманом по пути гражданских реформ может стать толчком к разрыву союза с партией ШАС. Не случайно в ШАСе решили вернуться к прежней тактике борьбы с НДИ (а ведь, было, от нее отказались). По внешнеполитическим вопросам также есть разногласия: Либерман против переговоров с Абу Мазеном, а Биби, несмотря ни на что, считает его единственным партнером с палестинской стороны.
Как это объединение воспримет русская улица? На первый взгляд представляется, что русские только выиграют от союза. Проблемы русской алии окажутся в повестке заседаний правительства, а не только на столе у Софы Ландвер. В такой ситуации коллегам-министрам и чиновникам трудно будет игнорировать нужды пенсионеров, матерей-одиночек, солдат-репатриантов.
В НДИ, как известно, праймериз не предусмотрены и, понятно, всем интересны предпочтения Либермана. Станет ли Яир Шамир его вторым номером, останется ли в списке популярный министр внутренней безопасности Ицхак Аронович, и как повлияли скандалы на положение лучшего за всю историю этой отрасли министра туризма Стаса Мисежникова? Точно можно сказать, что за столом будущего правительства мы увидим Фаину Киршенбаум, одну из самых заметных фигур в нынешнем Кнессете. Если бы Кнессет был так активен, как она, столь же энергичен, последователен и прилежен в социальных и экономических вопросах, мы, как говорит Авигдор Либерман, жили бы как в раю. В раю – не в раю, но явно получше. В списке НДИ, кроме Киршенбаум и Ландвер, вполне успешна еще одна женщина - дочь Давида Леви Орли Леви-Абуксис. А вот Анастасии Михаэли объединенное движение Ликуд Бейтейну скандалов точно не простит. И вполне убедительно, как марафонцы на длинной политической дистанции, набирают очки молодые перспективные Роберт Илатов и Алекс Миллер.
Как отреагировали на это сенсационное объединение конкуренты? Дружно, скандально и… однообразно. Заава Гальон (МЕРЕЦ) назвала новый блок «Биберманом», вскрыла его «фашистскую» суть и призвала к тройственному союзу вместе с «Еш Атид» и Аводой. Яир Лапид поздравил Авигдора Либермана с возвращением домой в Ликуд, куда уже давно зовет его сердце, и объявил себя главным защитником русскоязычной общины. Шелли Яхимович льет фальшивые слезы по интеллигентным умеренным ликудникам, и в качестве второго дома на родине массово предлагает им Аводу. И даже Шауль Мофаз с рейтингом ниже плинтуса сказал, что НДИ превратит партию Нетаниягу в крайне правую и националистическую. Все в Кадиму! И таким образом перепрыгнем электоральный барьер. А пока целые делегации обивают пороги Ольмерта и Ливни, предлагая им всем слезть с забора.
Не знаю, как хорошими новостями, но разными нас политики обеспечат с лихвой.