Читайте также
Предчувствие нас не обмануло, оставалось только спорить о дате досрочных выборов, которые, как стало известно, пройдут 22 января. Премьер пришел к выводу, что нет никакой возможности провести «ответственный» бюджет, и всю вину за неполную каденцию самой стабильной коалиции в Израиле свалил на коалиционных партнеров.
Дескать, их узкие электоральные интересы не позволяют думать о судьбе страны в целом, когда родина стоит на пороге отчаянного экономического кризиса, а в Тегеране тикает бомба. Правда, он не преминул поведать о том, сколько рабочих мест удалось создать величайшему еврейскому экономическому гению, и как плохо живется в Европе. Огурцы по 18 шекелей за килограмм (три с половиной евро) и помидоры за три евро мне за рубежом видеть не доводилось, как и не удалось набрести в израильских суперах на пармезан по цене 35 шекелей за килограмм.
Если бы наш премьер на протяжении десятилетий не рекламировал себя как великого экономиста, то на одной бомбе, продемонстрированной в ООН, он бы поднял себе рейтинг на небывалую высоту. Но даже нынешняя отметка, чай, мы не в Америке, свидетельствует, что это пик популярности, а дальше на фоне драматических сокращений бюджета и застоя в экономике остается только падать. Следовательно, единственное спасение - это предвыборная кампания в форме блица, и надежда, что грядущие 90 дней политический мир в Израиле не изменят. Реальным и гипотетическим конкурентам просто не хватит времени организоваться. Биби, и не без оснований, верит, что следующее правительство будет в том же коалиционном составе – Ликуд, ШАС, НДИ, правые и ортодоксальные партии. Он не боится ни Эхуда Барака, ни Авигдора Либермана, ни Шелли Яхимович. А уж тем более – Яира Лапида, который пообещал войти в правительство и за ним, премьером, приглядывать. Единственное, что омрачает его сон, это тень Эхуда Ольмерта. Пусть экс-премьера и осудили условно, но теоретически путь в политику не перекрыли, и тот может участвовать в выборах. Против Ольмерта осталось еще одно дело – Холиленд, но адвокаты экс-премьера верят, что и тут он сможет выбраться сухим из воды. Ольмерт устал и пребывает не в лучшей физической форме, но прекрасно понимает, что только он способен изменить баланс сил и вдохнуть жизнь в агонизирующую Кадиму.
В политике все возможно, сейчас, к примеру, мы наблюдаем ренессанс Аводы. Вокруг Ольмерта вьется вся его, было, отчаявшаяся королевская рать, им всем есть что терять и за что бороться. Экс-премьер, естественно, опасается тотальной атаки против него со стороны Ликуда, это будут бои без правил. Не случайно Ципи Хотовели из Ликуда предлагает законопроект, запрещающий осужденным судом по любым обвинениям участвовать в выборах. Таким образом, в Ликуде хотят убить двух зайцев – объявить Ольмерта преступником и свалить еще до того, как он поднимет голову, и предотвратить победное возвращение в ШАС вернувшегося из мест не столь отдаленных Арье Дери. Обычно Хотовели представляет крайне правый лагерь в Ликуде, порой оппозиционный Биби, но на этот раз действует в его интересах. Ольмерт опасен всему Ликуду и бросает тень на будущую коалицию, если заключит договор с Дери. А Дери, замечу, не в пример Ишаю, давний друг Авигдора Либермана - а ну как на пару охмурят?
Тишина из канцелярии юридического советника правительства Йегуды Вайнштейна тоже многим не нравится, реальных аргументов для передачи дела Либермана в суд кот наплакал, да и премьеру нужны голоса НДИ, особенно после показательной порки бывшего главного союзника Эхуда Барака. Но Либерман не был бы Либерманом, если бы не подразнил Биби визитом к Ольмерту, не показал свою независимость и готовность обсуждать любые предложения.
Что же до готовности к досрочным выборам, то все обозреватели единодушно отмечают, что пока, проведи их хоть завтра, во всеоружии только одна партия – «Наш дом Израиль». Опросы для НДИ благоприятны, это плюс-минус (смотря кто их заказывал) 15 мандатов, хотя генеральный секретарь партии Фаина Киршенбаум говорит о 20-ти. Кстати, она единственная, кто четко знает свое место в будущем партийном списке – номер 7, забронированное для генсека. Остальную иерархию формально определит партийная комиссия, но цифры, в конечном итоге, там проставляет один человек – Авигдор Либерман. Он любит сюрпризы и всегда старается привлечь новые лица. В нынешней шкатулке сюрпризом – сын экс-премьера Ицхака Шамира, прославленный летчик, удачливый бизнесмен и менеджер, полковник в отставке и генерал хайтека Яир Шамир. Похоже, он хорош для всего электората НДИ и, вполне возможно, займет второй номер в партийном списке и будет претендовать на министерский портфель.
Даже если гипотетически представить возвращение Ольмерта и его победу над Нетаниягу, то в судьбе НДИ, по большому счету, ничего не меняется – она останется основным коалиционным партнером. Поэтому избирателю крайне важно знать, в чем проявили себя депутаты за истекающую каденцию. Любой внимательный читатель, наверное, вспомнит борьбу Фаины Киршенбаум за прозрачные бюджеты левых общественных организаций, нередко получающих дотации из сомнительных, а то и откровенно враждебных Израилю источников. Но я бы напомнил ее куда менее броские, но жизненно необходимые законопроекты по системе соцобеспечения, облегчению малого и среднего бизнеса, страхованию пенсионных фондов, субсидированию жилья молодым семьям, полисов больничных касс и системе страхования на случай землетрясения, которая у нас практически отсутствует. Напомнил бы, что по ее инициативе изменены драконовские правила «Битуах леуми», когда получающая пособие мать-одиночка не могла выезжать за границу чаще одного раза в год.
В НДИ сейчас царит напряженность в связи с будущим местом Стаса Мисежникова в партийном списке. Все гадают, останется ли он министром. Пеняющим на ретивость и молодость Стаса хочу напомнить, что этот недостаток, увы, быстро проходит, а в сухом остатке, тем не менее, - отмена туристских виз с Россией и Украиной, подписанное соглашение с украинской стороной по пенсиям, что наверняка приведет к прецеденту, когда, независимо от имеющегося гражданства, репатрианты будут получать полную или частичную (в зависимости от проработанного стажа) пенсию из страны исхода. В НДИ говорят о возможной отмене туристических виз с Казахстаном, Азербайджаном, а если кто забыл, то напомню, что в одностороннем порядке отменены для израильтян визы в Молдавию. Не припомню хотя бы одного министра туризма до Стаса Мисежникова, который бы сделал хотя бы десятую часть его работы. Развитие туризма в эпоху экономического кризиса – это, прежде всего, рабочие места, которые в других отраслях постепенно сокращаются.
Неожиданно для всех стало аксиомой, что Софа Ландвер – лучший министр абсорбции. А вы вспомните предыдущих, включая рава Ицхака Переца и даже Ципи Ливни, большого специалиста по сокращениям в министерстве. Вспомните страдающего от собственной недооцененности Зеэва Бойма. Когда это было, чтобы отремонтированное социальное жилье в Лоде, Беэр-Шеве и других городах дожидалось новоселов?
Нет никаких претензий у общества к министру внутренней безопасности Ицхаку Ароновичу. А ведь до него произволом полиции либо предвзятым отношением к целым категориям населения возмущались русские, эфиопы, марокканцы, поселенцы, ортодоксы - сколько было скандалов и душераздирающих кадров. Сегодня наша полиция практически всегда действует по букве закона.
Помимо экономического, нас преследует и жестокий энергетический кризис. Мне представляется, что министр энергетики Узи Ландау абсолютно на своем месте и сдерживает непомерные аппетиты «Хеврат хашмаль». Его дальновидная инициатива по замене электроприборов на более энергосберегающие по льготным ценам достойна всяческих похвал.
Председатель фракции «Наш дом Израиль» в Кнессете Роберт Илатов в равной степени успешно занимается и внешней, и внутренней политикой. Он напрямую занят вопросами выплаты пенсий с представителями РФ, Украины, Молдавии, пробивает пенсии для ветеранов войны и чернобыльцев, а попутно возглавляет лобби в поддержку высоких технологий в Израиле. Реально спасает завод «Фениция» в Галилее, которому угрожает банкротство. Еще недавно робкий новичок Алекс Миллер сегодня курирует комиссию по образованию, культуре и спорту, молодежное и студенческое лобби, это парламентарий будущего, ориентирующийся на высокообразованный средний класс. Особые надежды в борьбе за светские реформы партия НДИ связывает с депутатом Давидом Ротемом. Трудно переоценить тихую, но необходимую работу Лии Шемтов. Она даже голодала в знак протеста против условий труда наемных работников через посреднические фирмы. Нет в законодательной работе мелких тем, г-жа Шемтов требует прекратить взимание платы за провоз детских колясок в общественном транспорте. Думаю, не одна мама или бабушка будет ей за это благодарна.
Ну и грех не упомянуть на нашем дефиле партии НДИ еще двух, безусловно красивых дам. Это Орли Леви, весьма прилежный и трудолюбивый депутат со множеством законопроектов в сфере соцобеспечения, и принцесса Анастасия Михаэли, вокруг которой ломают копья все, включая и нашу редакцию. Я, к примеру, считаю, что Настя вернется домой, к своим истосковавшимся по материнской ласке восьми детям. На мой взгляд, вода из стакана, вылитая на костюм арабского депутата, еще не испарилась и оставила пятно на ее репутации. Но мои коллеги полагают, что этот довольно вульгарный жест в состоянии привлечь крайне правых и непримиримых из электората НДИ, а такие тоже имеются. В конечном итоге остается полагаться на чутье Авигдора Либермана, которое никогда его не подводило.