Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+20+10
Иерусалим
+17+8

Мнения

А
А

Британский пример для Израиля

Малые и средние предприятия являются основой нашей экономики, и решение проблем этого сектора является неотъемлемой частью экономического развития Израиля.

03.10.2012
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

На днях в СМИ появилось интересное сообщение о том, что в Великобритании принято решение создать специальный банк для кредитования малого и среднего бизнеса. Капитал новой кредитной организации составит 1 млрд. фунтов стерлингов, при этом власти рассчитывают на общую величину кредитного портфеля в 10 млрд. фунтов стерлингов. Министр по делам бизнеса и развитию инноваций заявил, что новый банк заставит британский бизнес встать с колен. В свою очередь, на британские кредитные учреждения оказывается мощное давление с целью заставить их увеличить объемы кредитования малого и среднего бизнеса вместо трдиционных спекуляций на недвижимости и ценных бумагах.

Подобное решение британских властей явилось следствием того, что, ввиду финансового кризиса, банки практически "перекрыли кислород" малым и средним предприятиям. Однако история циклична: краткий экскурс в историю однозначно указывает на то, что данная ситуация стала неприемлема для Британии еще с конца 70-х годов прошлого столетия. Именно тогда к власти пришли консерваторы во главе с"железной леди" Маргарет Тетчер. И если до этого Великобритания была страной, где большинство населения предпочитало работать в корпорациях и предприятиях государственного сектора, то экономическая программа правительства Тетчер изменила ситуацию в корне. Промышленные гиганты, переставшие быть рентабельными, перестали получать поддержку от правительства. Активно проводилась в жизнь программа по приватизации государственных компаний, а влияние профсоюзов стремительно уменьшалось. Совершенно естественно, что результатом подобной политики стали спад промышленного производства и рост безработицы. Для выхода из глубочайшего кризиса правительство Ее Величества разработало программу, направленную на поддержку малого бизнеса, к тому же предоставило особые полномочия Министерству торговли и промышленности (МТП) для обеспечения интересов малых и средних предприятий.

Несмотря на принятые меры, к середине 90-х годов прошлого столетия заметно снизилась конкурентоспособность Великобритании на международных рынках, и тогда правительство предприняло ряд активных законодательных и организационных мер, позволивших уже к середине 2001 года вывести страну на второе место среди 60 развитых стран по созданию наиболее благоприятных условии для развития предпринимательства. Среди этих мер можно отметить создание в апреле 2000 года специального правительственного органа, ответственного за поддержку и развития мелких и средних предприятий на национальном уровне - "Служба малого бизнеса". Поддержка малых и средних предприятий ежегодно предусматриваются в бюджете Великобритании. Основными направлениями являются улучшение доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам, снижение налогового бремени и административных барьеров, оказание консалтинговых и юридических услуг.

Поскольку проблема финансирования является одной из наиболее важных в данной области, в действие введена программа гарантирования займов малым предприятиям. Смысл программы состоит в том, что "Служба малого бизнеса" гарантирует коммерческому банку возврат до 75% стоимости кредитов или займов в случае неплатежеспособности занимателя. Согласно условиям программы, банк определяет условия займа, а государственные органы лишь принимают решение о возможности выделения гарантий. Кроме этого, финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется также на региональном уровне через различные фонды. Широко распространены различные меценатские организации, предоставляющие льготное кредитование и финансирование предприятиям, которые ведут свою деятельность в слаборазвитых регионах страны. Кстати, действует жесткая система контроля над работой предприятий, которая создает серьезные препятствия для организации и использования бизнеса в мошеннических целях.

Еще одна характерная черта для Великобритании - это связь между малыми предприятиями и крупными корпорациями. Гиганты зачастую финансируют программы развития малого бизнеса в отраслях, которые представляют для них стратегический интерес.

Конечно же, немалая роль отводится обучению предпринимателей. На средства правительственного Агентства по подготовке специалистов для малого предпринимательства действуют курсы, продолжительностью обучения 6-10 недель, которые проводятся в университетах, технических вузах, колледжах, региональных центрах управления и частных консультативных фирмах .

Государственная поддержка британского правительства была нацелена на создание лучших в мире условии развития малых и средних предприятий. Как результат, более 90% вновь зарегистрированных малых фирм работает более года, немногим менее - 70% - три и более лет.

Конечно же, данная статистика с болью воспринимается нашими израильскими предпринимателями. Согласно опубликованной статистике, только порядка 70% новых малых и средних предприятий в Израиле работают больше года, и только порядка 50% переступают через трехлетний барьер. Почему это происходит? Часто можно услышать, что в Израиле не созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса, и государство не делает достаточно для изменения ситуации. Государство (в лице черезчур часто меняющихся правительств) вроде бы признает, что малый бизнес необходимо развивать. Но, с другой стороны, малое предпринимательство воспринимается чиновниками как некий механизм, главной обязанностью которого является выплата налогов и пополнение госбюджета. Насколько это правильно? Британский пример показывает, что есть процессы, которые должны произойти, и есть ошибки, которых невозможно избежать. Проводя аналогии в развитии экономики Великобритании и Израиля, мы придем к выводу, что наша экономика молода, как и наше государство. Наши правительства продвигают экономику вперед, и никто не может сказать, что для ее развития выбираются только неправильные пути. Это касается и малых, и средних предприятий. Среди основных проблем сегодня можно перечислить проблемы с финансированием, бюрократию, недостаточной уровень знаний предпринимателей в области управления бизнесом и маркетинга, отсутствие взаимопонимания со стороны местных органов власти и жесткая конкуренция со стороны крупных сетей и предприятий.

Часть проблем решается. Может быть медленно, но решается. В этом году четыре крупных банка выиграли тендер на право выдавать израильским предпринимателям кредиты на общую сумму 4.2 млрд. шекелей под государственную гарантию. Предприниматели могут обратиться в новый фонд и получить деньги на развитие бизнеса в области производства, реализации и торговли. Воспользоваться услугами смогут многие из частных предпринимателей, которые не имели до сих пор подобных возможностей. Понятно, что намного проще для молодого бизнесмена было бы прийти в банк и попросить ссуду, но решение о выдаче подобной ссуды остается прерогативой банка, и нет смысла ожидать, что государство начнет вмешиваться в работу коммерческих структур.

Есть положительные сдвиги в сферах налогообложения предприятий и социальных прав предпринимателей. Решение некоторых проблем может занять длительное время. Так, например, уровень знаний предпринимателей: не будем забывать, что мы живем в стране, в которой менее 50% школьников получают "багрут". Положа руку на сердце, трудно ожидать, что многие из них станут успешными владельцами фирм без получения дополнительного образования.

Проблемы есть, и их надо решать. Вне всякого сомнения, необходима институция, которая возьмет под свою эгиду все сферы деятельности малых и средних предприятий. Необходимо помнить, что малые и средние предприятия являются основой нашей экономики, и решение проблем этого сектора является неотъемлемой частью экономического развития Израиля.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке