Читайте также
Существуют и спорные, и убедительные версии о том, что Маркс разделял многие исламские догмы и даже искал для них научное обоснование
Многие склонны причислять и Карла Маркса, одного из основоположников научного коммунизма, к "исламским мыслителям". Но мы все же возьмем это определение в кавычки. Насколько известно, особого интереса к Исламу или Ближнему Востоку Маркс не проявлял. Так, разрозненные замечания общего характера, несколько статей о резне в Сирии (в Горном Ливане и Дамаске) в 1860 году, госпитализация и оздоровительное путешествие по Алжиру, где он "ни с кем из туземцев не общался".
Единственное, что ближе всего прочего подводит Маркса к мусульманам и арабам, так это прозвище "мавр", которым наделили его друзья за смуглый цвет лица.
В своих первых статьях о религии Маркс выступал против христианства и иудаизма, осуждая их социальную роль и политическое воздействие, но не касаясь содержания и теологических аспектов, в чем мы убедились, штудируя в свое время его работу "К еврейскому вопросу" и совместный с Фридрихом Энгельсом труд "Святое семейство". Это о младогегельянцах и их попытках критически переосмыслить христианскую религию.
Что касается известного марксовского изречения: "Религия – опиум для народа", то оно появилось в его "К критике гегелевской философии права" в контексте рассуждений об использовании религии в качестве инструмента власти над беднотой.
Маркс нередко рассматривал религиозные тексты, их смысл, источники и толкования, как орудие межклассовой борьбы. Он, его ученики и последователи отвергали веру, не страшась скатываться на позиции "вопиющего атеизма" и преследуя благородную цель – обезоружить правящие классы, выбить из-под них религиозную опору, позволяющую безнаказанно грабить рабочий люд и опустошать его души.
Однако редколлегия египетского журнала "Ахбар аль-Адаб" ("Вести литературы") придерживается иного мнения. В номере издания от 27 сентября большой портрет великого немецкого философа и мыслителя предваряет документальный очерк в защиту пророка Мухаммеда от грязной клеветы и инсинуаций, которые выплеснул на мусульман и Ислам известный всем нам фильм.
Под портретом начертаны слова: "Пророчество Мухаммеда распахнуло перед людьми врата новой эры света, науки и познания. Его жизнь и высказывания достойны строгого научного подхода. Его учения – это откровения, и потому все прежние послания утратили всякий смысл. Мы обязаны признать пророчество Мухаммеда и то, что он небесный посланник на Земле".
Публикация подобного сфабрикованного фрагмента вызвала бурю негодований и насмешек в социальных сетях. Многие блоггеры с издевкой комментируют опус журнала, вознесшего одного из величайших теоретиков атеизма в ранг "исламского мыслителя".
В чрезмерном усердии защитить пророка египетский журнал, как утопающий за соломинку, хватается за изречение, приписываемое Карлу Марксу, убежденному и бескомпромиссному атеисту, который признает, что деяния и мысли вслух пророка были не чем иным, как богооткровениями, "каковые следует рассматривать в особом контексте, но лучше предоставить их толкование известным мусульманским богословам".
Все это напоминает методы, к которым прибегают шейхи в глухих деревнях или иные грамотеи, выступающие по спутниковым телеканалам. Они, не колеблясь, расскажут вам небылицу, легенду достаточно дешевого сюжета, все, что угодно, лишь бы убедить легковерных и несведущих в превосходстве ислама над всеми прочими религиями. Все это не настолько безобидно, если учесть тревожный факт – попытки привлечь современную науку для обоснования бредовых идей, так или иначе, к сожалению, относящихся к вере.
Снимаю шляпу перед добрыми намерениями сотрудников журнала "Вести литературы" отстоять честь ислама. Однако хотелось бы и напомнить им, что религия мусульман не нуждается в подобной защите и реабилитации.
В Египте в последнее время все ощутимее проявляется тенденция к сосуществованию политического плюрализма, воцарившегося в стране и в руководстве "национальной печатью", и плюрализма религиозного. Не имеющего ничего общего с духовной нравственностью, но лишь ужесточающего контроль над властью и обществом.
И все же следует признать, что Маркс, вероятно, не желая и не подозревая, выступал как проповедник исламской мысли. Поговаривали же в свое время о том, что он на склоне лет он принял ислам. Я лично в эту версию не верю. Но многие принципы гуманистической и социальной справедливости, нравственности и всестороннего развития, декларируемые идеологией коммунизма, во многом совпадают с соответствующими принципами ислама.
Карл Маркс был знаком с исламом, и можно догадываться о причинах сходства вышеизложенных принципов. Расхожее мнение о том, что религия его не интересовала, не выдерживает критики, если учесть, каким пытливым умом и какой поразительной любознательностью обладал этот человек, чтобы оставаться равнодушным к интереснейшим теологическим аспектам.
Существуют и спорные, и убедительные версии о том, что Маркс разделял многие исламские догмы и даже искал для них научное обоснование. Однако воспользуюсь знаменитым определением Маркса: атеизм в фундаменте всех его учений стал "могильщиком" тех блистательных мыслей, рождение которых могло бы высветить многие стороны ислама и других религий.
А вера в наши "высокотехнологичные и инновационные времена", как ни суди, все же торжествует победу над безверием…
Хусам Итани, "Dar Al-Hayat", Ливан