Читайте также
Каждый, кто заходил в последние дни в супермаркет, обнаруживал, что продовольственные товары вновь подорожали. Сравнительная проверка цен на продукты, проведенная различными средствами массовой информации, показала, что стандартная продуктовая корзина к празднику Рош ха-Шана в нынешнем году будет стоить значительно дороже, чем в прошлом.
Частично это связано с ростом цен на сырьевую продукцию, электричество, воду, горючее, а также с увеличением налогов. Но во многом это связано также и с ослаблением социального протеста. Год назад движение социального протеста угрожало бойкотом крупнейшим производителям продуктов питания - от "Тнувы" до ""Штрауса", от сети супермаркетов "Шуферсаль" до сети продуктовых магазинов "Кооп". В этом году нет никакого протеста, и производители вместе с владельцами торговых сетей могут позволить себе поднять цены.
Неудача, которую потерпели участники движения в данной сфере, – это лишь часть всеобъемлющего провала социального протеста, почти во всех областях, которые затрагивали манифестанты и организаторы бойкотов и демонстраций: жилищная сфера, образование, налогообложение. Но начнем с цен на продукты питания.
В июне 2011 года началась "коттеджевая революция" (речь идет о цене на любимый израильский молочный продукт – зерненый творог "коттедж"), благодаря которой в обществе впервые открыто заговорили о том, что цены на питание в Израиле гораздо выше по сравнению с Европой и США. Протестанты верили в то, что можно снизить цены с помощью общественного давления. Но это сработало лишь частично и на очень короткий срок. Они не понимали, что высокие цены на продукты – это результат крайне высоких пошлин на импорт сырья и готовой продукции, которые не позволяют добиться подлинной конкуренции на внутреннем рынке продовольствия и дают возможность местным производителям постоянно повышать цены на свои изделия.
Комиссия Трахтенберга, которая хорошо понимала, в чем причина данной ситуации, рекомендовала правительству отменить высокие пошлины на импорт продуктов и открыть израильский рынок для подлинной конкуренции. Но этого не могло допустить сельскохозяйственное лобби, которое вместе с производителями продуктов и крупными профсоюзными комитетами, стало оказывать давление на министра финансов Юваля Штайница, чтобы тот не снижал таможенные пошлины на импорт.
Лобби потребовало от главы минфина, чтобы тот пошел лишь на символические уступки в этом вопросе, растянув снижение таможенных пошлин на долгие годы. Что и было сделано. Цены остались на прежнем уровне. На такие продукты, как консервированный тунец и растительное масло таможенные сборы не были снижены вообще. В области молочной продукции также не было сделано почти ничего. Израильское молочное производство по-прежнему остается сферой, которая действует по спущенным сверху планам – как в Советском Союзе (с "производственными квотами" и "целевыми ценами"). Высокие пошлины на импорт молока и молочных продуктов не были снижены ни на одну агору. Нет никакого импорта. И поэтому мы продолжим платить за молоко, сыр и йогурт намного дороже, чем в США и Европе.
После "коттеджевой революции" начался палаточный протест на бульваре Ротшильда, участники которого выступали против высоких цен на аренду и покупку квартир. Они требовали "доступного жилья". Иными словами, государство должно было субсидировать стоимость земли и создание соответствующей инфраструктуры, чтобы протестанты смогли купить дешевые квартиры в Тель-Авиве. Они не понимали, что их давление приведет только к одному результату: будет ускорено строительство субсидированных квартир для ультраортодоксов. И если государство начнет строить "доступное жилье", то оно появится в районах, где живет малоимущее население. Среднему классу от всего этого не перепадет ровным счетом ничего.
Так и происходит. Единственные, кто вскоре будут жить в субсидированных квартирах, это харедим. Вместо того, чтобы внести в список необходимых для получения доступного жилья молодыми семьями критериев пункт "производительный труд", министр строительства Атиас из ультраортодоксальной партии ШАС внес другой "важный" пункт- "брачный стаж". Всем ясно, кто раньше всех вступает в брак в этой стране. Атиаса можно понять: он заботится о своих избирателях.