Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+14+9

Мнения

А
А

К проблеме еврейских беженцев из арабских стран

Израильский МИД начал кампанию под лозунгом "Я беженец". Ее цель - добиться международного признания в качестве беженцев евреев, родившихся в арабских странах.

14.09.2012
Фото: Reuters

Читайте также

Израильский МИД начал кампанию под лозунгом "Я беженец". Ее цель - добиться международного признания в качестве беженцев евреев, родившихся в арабских странах и вынужденных покинуть их в результате антиеврейских преследований. Инициатором этой компании выступил заместитель министра иностранных дел Израиля Дани Аялон.После решения ООН от 29 ноября 1947 года о создании независимого еврейского государства на части британской подмандатной территории Палестина на евреев, проживавших в арабских странах, обрушилась волна погромов и антисемитских преследований. Сотни тысяч евреев бежали из мест, в которых их предки жили веками, оставляя все, что было нажито поколениями. Согласно существующим оценкам в период с 1948 по 1952 год беженцами стали 856 тысяч евреев из арабских стран, подавляющее большинство из них принял Израиль. Меньшая часть переселилась в страны Запада.Евреи жили в Ираке и в Египте задолго до завоевания этих стран арабами, составляя заметную долю их населения. Многочисленные еврейские общины этих стран оказали колоссальное влияние на религиозно-культурный облик современного еврейства. Большая часть современной территории Сирии вообще рассматривалась еврейской традицией, как часть Эрец Исраэль. Древние общины Дамаска и Халеба (Арам-Цова - в еврейской терминологии) считали, что они живут на своей исторической родине. Сейчас в этих странах (как, впрочем, и в других арабских государствах) практически не осталось евреев (Небольшие организованные общины существуют в Марокко и Тунисе. В остальных арабских странах либо совсем нет евреев, либо речь идет отдельных семьях).Массовый исход евреев из арабских стран начался в конце 40-х годов ХХ века, вследствие арабо-израильского конфликта и достиг своего пика в 50-е годы, когда арабские страны покинуло подавляющее большинство их старожильческого еврейского населения. Каждый виток арабо-израильского конфликта приводил к новым преследованиям малочисленных евреев, все еще остававшимся в арабских странах, вынуждая их переселяться в Израиль или на Запад (во Францию, в США и др.).В рамках новой компании израильского МИДа на фейсбуке замминистра Дани Аялона публикуются личные истории израильтян-выходцев из арабских стран, рассказывающих о том, как они стали беженцами. Эти рассказы были зафиксированы специальной рабочей группой израильского МИДа. Не ограничившись этим, Дани Аялон лично призвал еврейских беженцев из арабских стран и их потомков публиковать свои истории в фейсбуке.- "Пришло время исправить продолжающуюся многие годы историческую несправедливость в отношении половины населения Израиля", — заявил замминистра иностранных дел Израиля, "Мы начали поздно, но не слишком поздно. Ради подлинного примирения с нашими соседями-палестинцами необходимо решить проблему еврейских беженцев".Публикация личных историй еврейских беженцев из арабских стран должна, по замыслу Дани Аялона, стать лишь первым этапом новой кампании. В рамках ее следующего этапа уже в конце сентября текущего года в Иерусалиме по инициативе МИД Израиля, министерства по делам граждан-ветеранов и Всемирного Еврейского Конгресса состоится международная конференция юристов и экспертов по данной проблеме. В дальнейшем планируется провести подобную конференцию в Нью-Йорке, в рамках одной из комиссий ООН и представить на ней личные истории еврейских беженцев из арабских стран.Инициатива заместителя министра иностранных дел Дани Аялона вынести на широкое обсуждение проблему еврейских беженцев, которые были вынуждены покинуть арабские страны, вызвала, как и ожидалось, негодование со стороны арабов. Среди прочего израильтян обвиняют в том, что речь идет о "выдумке". Одновременно с этим данная инициатива была положительно воспринята евреями-выходцами из арабских стран. Показательна в этом отношении статья уроженца Ирака, бывшего заместителя генерального директора МИД Израиля Цви Габая, появившаяся на страницах израильской газеты "Гаарец" и носящее достаточно провокационное название "Еврейская накба" (т.е. "катастрофа", как именуют арабы свое поражение в войне Израиля за Независимость 1948 - 1949 гг).По мнению Цви Габая, возмущенная реакция арабов на новую инициативу МИД Израиля была обусловлена среди прочего тем, что на протяжении десятков лет данная проблема вообще не поднималась. "Правительства Израиля игнорировали ее, а израильские СМИ оставили ее на произвол судьбы, относились к ней с пренебрежением", — пишет Габай. По его мнению, они поступали таким образом, опасаясь спровоцировать претензии со стороны палестинцев и нанести ущерб мирному процессу. - "Поэтому-то в мире привыкли реагировать только на "палестинскую Накбу", в результате которой, по данным Агентства ООН по делам беженцев, стали беженцами 650 тысяч палестинцев".Цви Габай обвиняет в том, что проблема палестинских беженцев до сих пор, более 60 лет остается нерешенной, правительства арабских государств, которые, по его словам, "стараются сохранить убожество палестинских беженцев и не дают им возможности наладить свою жизнь и получить гражданство в арабских государствах, в которых они проживают из-за идеологии, согласно которой улучшение положения беженцев выгодно Израилю". Цви Габай отрицает ответственность Израиля за проблему палестинских беженцев, отмечая, что 194 резолюция ООН от 1948 года так же не возлагает ответственность за эту проблему на Израиль.Одновременно с этим Цви Габай отвергает как лживое отверждение арабской пропаганды, согласно которому евреи не были вынуждены бежать из арабских государств, потому что жили в них спокойно. "Им стоит поучить историю этого конфликта, — пишет Цви Габай, — Тогда они откроют для себя, что в 1947 году, в ходе обсуждения в ООН предложения о разделе Палестины на еврейское и арабское государства их представители (египтянин Гейхал-паша, иракец Фадель аль-Джамали, глава делегации палестинских арабов Джамал Хусейни и др.) не только провозгласили, что "линия раздела будет линией огня и крови", но и объявили, что раздел Палестины поставит еврейские общины в арабских государствах перед смертельной опасностью. Сразу же после 29 ноября - дня, когда было принято решение о разделе - армии арабских государств и банды палестинских арабов начали войну против еврейского населения Палестины и одновременно - погромы против евреев в арабских странах".Из последующих слов Цви Габая, израильского дипломата в отставке и одновременно представителя древней общины иракских евреев, возводящей свои корни к иудейским изгнанникам времен библейского "Вавилонского плена", со всей очевидностью представляется практическая идея, стоящая за новой кампанией израильского МИДа:"Война, начатая арабами, привела к разрушениям и к тяжелой человеческой трагедии. 856 тысяч беззащитных евреев бежали, спасая свои жизни, в Израиль и в другие государства, оставляя позади себя свое частное имущество и имущество своих общин, а 650 тысяч палестинцев покинули свои боевые позиции и свои дома и бежали в арабские страны. Произошел обмен населением между Государством Израиль и арабскими государствами, также как произошел обмен между Индией и Пакистаном".При таком подходе проблема палестинских арабских беженцев, являющаяся одним из камней преткновения в попытках урегулирования арабо-израильского конфликта, теряет свою уникальность и становится еще одним из множества случаев насильственного обмена населением в ходе вооруженных межэтнических и/или межконфессиональных конфликтов ХХ века: например, упомянутого индо-пакистанского конфликта или сравнительно недавнего армяно-азербайджанского конфликта. В ходе подобных конфликтов многие миллионы людей, оказавшихся в роли меньшинства на территориях, контролируемых одной из противоборствующих сторон, были вынуждены покинуть родные места и перебраться на территории, контролируемые представителями их этнической и/или конфессиональной группы, или в третьи страны. Ни одна из таких групп вынужденных переселенцев (беженцев) не привлекла такого внимания международной общественности и не получала от него такой моральной и материальной поддержки, как палестинские арабские беженцы.Цви Габай настаивает на том, что политика ООН и международного сообщества в отношении еврейских беженцев, ставших таковыми из-за арабо-израильского конфликта, была и остается двуличной и несправедливой. "Несмотря на то, что масштабы трагедии евреев арабских стран были больше масштабов трагедии палестинцев, она натолкнулась на игнорирование. Правда Верховный комиссар ООН по делам беженцев признал в 1957 году евреев арабских стран в качестве беженцев, но Генеральная Ассамблея ООН не приняла никаких решений в их пользу. В то же время он приняла 160 резолюций и деклараций в поддержку палестинских беженцев".Обращаясь к израильскому правительству, которое впервые за многие десятилетия занялось проблемой еврейских беженцев из арабских стран, Цви Габай подчеркнул, что "в рамках решения проблемы ближневосточных беженцев - палестинцев и евреев - Израилю следует представить общую картину. Решение должно быть общим для арабских государств, Израиля и международной общественности. Оно должно базироваться на предложении президента Билла Клинтона от 2000 года о создании международного фонда для компенсаций палестинским и еврейским беженцам. От ближневосточного конфликта пострадали не только палестинцы, но и евреи. Справедливость должна быть сделана и видна для обеих сторон ради подлинного мира на Ближнем Востоке".Следует учитывать, что Цви Габай не является просто частным лицом, пусть даже высокопоставленным отставным израильским чиновником восточного (в конкретном случае - иракского) происхождения. Он член правления Центра наследия вавилонского (иракского) еврейства. Основным и широко известным израильской общественности направлениям деятельности данной организации является Музей наследия вавилонского еврейства, открытого в городе Ор-Иегуда в 1988 году. Однако даже музейная деятельность Центра изначально отражала в той или иной форме проблему еврейских беженцев из арабских стран. Так, основатели музея назвали в качестве первой причины его создания необходимость "собрать, сохранить и зафиксировать все, что осталось от наследия древней вавилонской диаспоры после поспешной репатриации 50-х годов, когда из Ирака репатриировалось большинство евреев, не имея возможности взять с собой предметы материальной культуры, документы, картины или вообще любую вещь, наглядно демонстрирующую их прошлое".Как следствие такой позиции, общественная деятельность также была и остается одной из форм активности этого представляющего часть евреев-выходцев из арабских стран Центра, в правлении которого Цви Габай отвечает за внешние связи. Тот факт, что его статья была опубликована именно газетой "Гаарец", не замеченной в симпатиях к нынешнему израильскому правительству и служащей трибуной радикальных сторонников мира с арабами ценой уступок, возможно, указывает на некоторые перемены в ориентации израильского истеблишмента в целом относительно вопроса об урегулировании арабо-израильского конфликта.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке