Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
+18+15

Мнения

А
А

Спасти детей и стариков

Лишь организация активного и всестороннего взаимодействия семей на уровне местной общины может восстановить отношения взаимной заботы и ответственности в семье.

old man hand
Фото: Shutterstock.com

Рост наркомании и других деструктивных зависимостей (алкоголизм, игромания и др. при все большем их разнообразии) во все странах, несмотря на все принимаемые меры карательного и образовательного характера, говорит о необходимости более глубокого анализа этих явлений. Ведь наркомания – одно из следствий тотального отчуждения людей. В условиях развитых рыночных отношений сфера производства, продуктивная деятельность членов семьи оторвана от семейной жизни. Оторванность сфер деятельности и интересов, круга деятельного общения каждого из членов семьи порождают их отчуждение. И без сознательной организации активного взаимодействия и эмоционального сближения членов семьи дальнейший распад семейных отношений и, как следствие, рост наркомании будут неизбежны. Но организация такого взаимодействия внутри семей возможна лишь при налаживании активного сотрудничества семей по месту жительства, т.е. восстановления общинных отношений.

Лишь организация активного и всестороннего взаимодействия семей на уровне местной общины (а к этому идти через взаимодействие в классе, школе) реально может восстановить отношения взаимной заботы и ответственности в семье, при которых скатывание к любым видам деструктивных зависимостей становится, как правило, невозможным.

Главное в профилактике наркомании – формирование дружественных отношений в каждой семье и организация внеучебной активной деятельности детей и подростков. Чтобы у детей и подростков формировались потребности в социально значимой продуктивной деятельности, которой бы курение, алкоголь, наркотики мешали бы. Без этого все запреты действуют в обратную сторону –  запретный плод сладок. 
    
Для этого необходимы качественно новые формы социальной организации: семейные клубы

Существенными недостатками многих программ воспитания нравственности, здорового образа жизни и их финансирования являются:

– их узкая направленность на отдельные группы населения (молодых родителей, подростков, пенсионеров и т.д.),
– фактическое игнорирование этими программами проблем внутрисемейных отношений и внутрисемейной педагогики.

Чем больше внимания, собственных средств и усилий всех членов общества будет вовлекаться в обсуждение и решение конкретных и общих семейных проблем, тем более эффективными и менее затратными будут разрабатываемые программы государственных и общественных организаций.

Семейные клубы, как постоянное, активное и всестороннее сотрудничество самих семей, педагогов и социальных работников, государственных и общественных организаций могут быть организационной формой обсуждения и реализации разрабатываемых социальных программ.

В Израиле особая обостренность социальных проблем характерна для семей новых репатриантов, особенно последней Большой Алии 90-х годов.

Среди взрослых репатриантов из бывшего СССР высшее образование имели 60%.
Среди "русских" детей из семей репатриантов получают багрут только 26%. (По данным, предоставленным порталу IzRus Эли Зархиным, директором Ассоциации в поддержку детей репатриантов). Десятки тысяч подростков из репатриантских семей вообще не ходят в школу.

Одна из основных причин отставания и деградации детей из семей репатриантов – языковая и психологическая ситуация, в которую они попадают в из-раильской школе.

Доказано, что мать общается со своим будущим ребенком на основе материнского языка (это общепринятый психолингвистический термин) за три месяца до его рождения. Материнский язык является основой эмоционального и интеллектуального развития ребенка и освоения им других языков. Для этого материнский язык должен развиваться в течение всего периода детства и взросления.

В государственных детских садах и школах материнский язык детей из семей ре-патриантов (сегодня русский, а ранее идиш, немецкий, румынский, польский) не только не поощряется, но преследуется. Когда наши ребята из русскоязычных семей в 5-6 лет переходят на примитивный иврит и быстро теряют родной язык, они, как правило, обрекают себя на отставание в развитии, учебе и общении.
Многие дети под давлением учителей и сверстников отказываются говорить по-русски, стесняются своих русскоязычных родителей, бабушек и дедушек. Старшие члены семьи теряют свой авторитет в глазах детей и свое влияние на них.

Теряя язык и культуру страны исхода, не имея возможности полноценно овладеть ивритом и войти в культуру Израиля, лишаясь влияния старших членов семьи, дети не получают устойчивой системы ценностей и нравственных ориентиров. Они оставляют школу, уходят в компании отверженных.

Из таких подростков и формируются группы малолетних наркоманов и преступников.

И Израиль – не исключение. По статистике в семьях немцев-репатриантов и евреев-иммигрантов в Германии процент малолетних наркоманов и преступников в 2,5 раза больше, чем в семьях, где материнским языком является немецкий.

Сегодня вероятность того, что каждый наш ребенок если и не станет сам наркоманом и преступником, то окажется их жертвой, куда больше, чем вероятность несчастного случая на дороге или в теракте.

 

Проблемы пенсионеров не менее сложны

Выходя на пенсию, пожилой человек лишается основного вида социальной самореализации и многих дружеских связей, уважения семьи. Он становится перед сложным выбором. Или  смириться со своей невостребованностью, со своим одиночеством и доживать свой, уже пустопорожний век в депрессии, или находить новое применение своим способностям, реализовать их в активной деятельности и получать все новые стимулы к жизни. Большинство ветеранов к этому выбору не готовы. Им необходима помощь психологов, социальной службы, общественных организаций. Этой помощи сегодня нет.

А вот медицинская и экономическая сторона этой проблемы.

Одиночество и депрессии пожилых людей приводят их к тяжким нервным болезням – Альцгеймера, Паркинсона и другим. Болезнью Альцгеймера сейчас в Израиле страдает 22 тыс. пожилых людей. На их лечение затрачивается 330 млн. шек. в год.
Ученые считают, что если бы сегодняшние больные в свое время вели активный образ жизни, 40% из них избежали бы недуга.
При отсутствии необходимого круга общения и деятельности у пожилых возникает ипохондрия – чрезмерно тревожное наблюдение за собой и страх за свое здоровье. Ипохондрики начинают «ходить по врачам», ищут доктора, который бы подтвердил диагноз несуществующих болезней и прописал лекарства, которые еще больше разрушают их здоровье. А это – тоже десятки миллионов шекелей из государственного бюджета и пенсий или пособий.

Если мы организуем достойную, деятельную жизнь наших ветеранов, в том числе их активное участие в воспитании наших детей, то не только наполним их жизнь новым содержанием и радостью, сохраним их здоровье, но и сократим за-траты на их лечение на сотни миллионов шекелей в год.

Пожилые репатрианты сталкиваются с особыми трудностями в овладении ивритом. Им очень трудно включиться в культуру новой страны, и они больше других страдают от одиночества и сопутствующих им нервных заболеваний.

Качественные изменения в условиях развития наших детей, их дедушек и бабушек должны стать главной задачей, совместно решаемой в творческом сотрудничестве педагогов, социальных работников, всех взрослых членов каждой семьи и самих детей и подростков.
Одной из форм такого сотрудничества могут быть семейные клубы. Семейные клубы прежде всего при школах и детских садах (а также при любых клубных, творческих и общественных организациях) могут стать центрами активного общения детей и взрослых. В небольшом микрорайоне, включающем школу и несколько детских садов, вполне реально осуществить программу гармонизации внутри-семейных и общинных отношений.

Программа деятельности семейных клубов может начинаться с регулярных семейных праздников по классам школы и группам детских садов, на основе любых детских или взрослых творческих коллективов при клубных учреждениях. На этих праздниках в активном общении ребята с помощью взрослых демонстрировали бы свои достижения в учебе и другой деятельности, знакомили бы своих товарищей с наиболее яркими эпизодами из жизни своих родителей, дедушек и бабушек, с историей своей семьи.

На основе общей заинтересованности в подготовке семейных праздников и сближения жителей микрорайона станет возможным создание Фонда сотрудничества и взаимопомощи класса, школы, микрорайона...  Важнейшим источником средств при организации Фонда должны быть добровольные взносы родителей. И это опора не только материальная, но и духовная. Лишь дело, в которое вкладываются собствен-ные силы и средства, становится для каждого дорогим и важным. А что ничего не стоит, то, как правило, и не ценится.

На основе Фонда и с использованием помещений и материальной базы школы и детских садов микрорайона, клубных учреждений будет возможна организация факультативов, кружков и студий, спортивных секций для детей и взрослых, которыми руководили бы специалисты за  достойную заработную плату. Очень важно при этом всячески вовлекать в эту работу взрослых жителей микрорайона при оплате труда, соответствующей их квалификации и, если требуется, обучении.

Именно на основе семейного клуба в микрорайоне можно создать максимум усло-вий для развития языков и культур стран исхода, овладения ивритом, в том числе с помощью  системы клубных, игровых форм общения, в которых бы сотрудничали преподаватели иврита, старшие члены семей, их дети и внуки. При этом легче снимаются психологические и языковые барьеры между представителями разных возрастных, этнических и религиозных групп, проживающих в микрорайоне.

Семейный клуб с помощью психологов поможет подросткам определить ведущую направленность их деятельности и сможет организовать эту деятельность с тем, чтобы каждый ребенок и подросток чувствовал радость своих достижений, избавлялся от комплексов и внутренней напряженности, которые и составляют основу подростковой наркомании и преступности. Семейный же клуб поможет пенсионерам найти свое место в деятельности клуба, избавившись от одиночества и депрессий.

Многим пенсионерам очень трудно жить вместе с детьми и внуками. Они бы с радостью согласились жить «рядом, но не вместе». В рамках семейного клуба силами общественного совета и профессионального психолога можно подбирать компаньонов  для совместного съема жилья пенсионерами или молодыми семьями.

При совете микрорайона можно создать комиссию по трудоустройству, которая помогала бы обеспечивать работой жителей микрорайона, в том числе пенсионеров и подростков, помогала бы разрешать конфликты на производстве, гармонизировать производственные отношения.

Очень важно организовать в микрорайоне благотворительную деятельность, помощь больным, инвалидам и престарелым. И, прежде всего, силами подростков и молодежи под руководством пожилых жителей микрорайона.

Может дать неплохой эффект организация соревнование между детьми многоквартирных домов и кварталов коттеджей за улучшение благоустройства и чистоты.

Во всей этой работе ключевую роль могут сыграть дедушки и бабушки. Их свободное время, любовь и жизненный, производственный опыт смогут в полной мере реализоваться в рамках семейных клубов. Ведь если у пожилых людей много добрых забот, если они реализуют себя в любимых внуках, то у них и настроение выше, и чувствуют они себя моложе и здоровее. А огромные резервы любви и дея-тельной заботы бабушек и дедушек так нужны сегодня нашим детям!

Некоторые конкретные предложения по социально-психологической работе, на наш взгляд, могут без особых затрат уже сегодня быть реализованы и снизить остроту жилищных и социальных проблем многих семей.

Авторы – составители и ведущие тематических и художественных программ Та-тьяна Кракович и Виктор Глезер

Источник: zahav.ru

Метки:

Читайте также