Читайте также
Европейцам необходимо быть осторожными. Пока нельзя сказать с уверенностью, что американская стратегия будет успешной. Напротив, похоже, что сейчас с ее помощью создается ловушка, в которую может попасть весь Запад.
Возникает вопрос: зачем нужны все эти вроде бы многочисленные эксперты по международной геостратегии, которыми вообще-то должны быть окружены европейские правительства? Как получилось, что ни один из них не представил своему правительству анализа, подвластного перу любого политического журналиста, который интересуется развитием кризиса на Ближнем Востоке и в Персидском заливе?
Неужели эти люди настолько одержимы стремлением во всем следовать за неуклонно идущей к кризису Америкой и даже опережать ее, что они ни на минуту не задумываются о том, что у Европы в этом кризисе достаточно преимуществ, чтобы не давать тащить себя, как ишака, в одном-единственном направлении, указанном США?
Сегодня все внимание сосредотачивается на необходимости свергнуть Башара Асада под предлогом истребления им своего населения, не принимая во внимание, что добрая часть этих массовых убийств – и это признанный наблюдателями факт – совершалась джихадистскими группировками, объединившимися под названием «Сирийская освободительная армия». Для этих группировок, хорошо знакомых с чувствительностью западных народов к защите прав человека, это лучший аргумент для получения поддержки в своем стремлении захватить власть в Сирии, а затем распространить свое влияние на соседние регионы, в первую очередь, Ливан и Иорданию. Сегодня сотни джихадистов, среди которых и те, кто прошел подготовку в Косово, приезжают из Ливии, Египта, Иордании и Ливана. Они укрепляют ряды повстанцев, которых финансируют и вооружают Саудовская Аравия и Катар.
Участие этих двух стран неслучайно. Это результат реализуемой уже давно американской и британской стратегии, направленной на создание послушного суннитского фронта против шиитов, манипулировать которыми сложнее. Блок арабских суннитских стран (в частности, Египет, Саудовская Аравия, страны Персидского залива и Иордания) при участии Израиля должен, по мнению Вашингтона, быть в состоянии одержать победу над иранским шиитским фронтом, в который входят Сирия, движения «Хезболла» и «Хамас», а также различные радикальные силы. После Сирии речь идет о том, чтобы разгромить Иран. Такая американская, или, говоря шире, англосаксонская политика не имеет ничего общего ни с борьбой с шиитским терроризмом, ни даже с защитой Израиля, который участвует в глобальной американской стратегии и каждый день получает новые свидетельства ее будущих рисков. Речь идет о том, чтобы обеспечить себе доступ к нефти и газу в регионе, а также к транспортным путям, по которым они могут экспортироваться. Добавим также интересную подробность – в этом энергетическом плане Сирия также не лишена интереса. Сейчас все больше говорят о том, что в стране есть серьезные запасы газа.
Однако европейцам необходимо быть осторожными. Пока нельзя сказать с уверенностью, что американская стратегия будет успешной. Напротив, похоже, что сейчас с ее помощью создается ловушка, в которую может попасть весь Запад, и США – в первую очередь. Почва, которой им следовало бы остерегаться, уже уходит у них из-под ног. Они перебросили в эту зону уже четыре авианосца, однако так и не обеспечили себе подлинное авиационное и морское превосходство. Вполне вероятно, что они будут неспособны вести длительные наземные действия ни против Башара Асада, ни, впоследствии, против Ирана, несмотря на то, что все друзья и недруги Америки хотели бы, чтобы она встала на этот ведущий к катастрофе путь. Ведь бесспорными победителями таких военных действий стали бы, без сомнения, джихадисты. Они уже воспользовались операцией НАТО в Ливии, чтобы взять под контроль север Мали и зону Сахеля. Они только и ждут ошибки западных стран, чтобы повторить эту операцию на большом Ближнем Востоке. Для этого им не нужны значительные военные средства. Того, что сейчас оплачивают Саудовская Аравия и Катар, им будет вполне достаточно.
К тому же, США – не единственные, кто ведет свою игру в этом регионе. Есть также Россия, которую поддерживает Китай. Эти страны пытаются выстроить шиитский фронт, к которому мог бы подключиться Иран, преследуя похожие, но диаметрально противоположные американским цели. Для них, кроме нефтяного вопроса, крайне важно также не позволить США взять под свой контроль весьма близкую к их разнообразным стратегическим интересам в Средиземноморье и Африке зону. Наивно полагать, что Россия, в том, что ее касается, даст изгнать себя с военной базе в Тартусе, единственной, которой она располагает в этом регионе. Конечно, априори Россия сейчас не готова к прямому столкновению с США, по разным причинам. Однако, принимая во внимание то, что антипутинские активисты, финансируемые американскими службами, не перестают митинговать, в том числе и в мусульманских регионах России, у нее есть довольно много причин для того, чтобы принять превентивные меры до свержения Башара Асада, за которым может последовать триумф джихадистов во всем регионе.
Если кризис будет развиваться из-за, повторюсь, безрассудной (в прямом смысле слова) политики Вашингтона, которую он ведет в основном по предвыборным причинам (обеспечить переизбрание Обамы), Европа не сможет оставаться в стороне. Напряженность (как минимум) с поставками нефти и газа, приход к ее границам бойцов-исламистов – это лишь самые первые угрозы. Однако в долгосрочном периоде гораздо серьезнее риск настроить против себя Россию и, в более общем плане, страны БРИК. Не говоря уже о последствиях для самих европейцев. Ведь нам также сообщают (маленькая, но важная деталь) о растущей напряженности в французских больницах в отношениях между лечащим персоналом и больными, в зависимости от того, причисляют ли они себя к шиитам, суннитам, алавитам или даже ближневосточным христианам.
Однако какова же могла бы быть реакция Европы? - спросите вы. Самое простое – как в ООН, так и за ее пределами не произносить более несдержанных речей, чем Вашингтон, как это делает Франция по неясной пока причине. Кроме этого, необходимо однозначно указать пределы, которые Европа никогда не заставит себя переступить. В частности, не позволит принести в жертву свои отношения с Россией и странами Магриба.
Жан-Поль Бакья, "Mediapart", Франция