Читайте также
Приговор Юлии Тимошенко сенсацией не стал. Не для того украинская прокуратура возбуждала против нее уголовное дело, проводила столь мощное расследование и поддерживала обвинение в суде, чтобы затем расписаться в собственном бессилии. Изначально было ясно, что приговор иначе как обвинительным быть не может.
Кроме того, так и не были никем всерьез поставлены под сомнение приводимые следствием факты огромных убытков украинской экономики в результате подписания газового договора 2009 года и того, что Тимошенко оказывала давление на членов делегации, чем превысила свои полномочия, а затем скрывала текст секретных статей договора не только от членов правительства, но даже от президента Ющенко.
Сразу оговоримся, что за исключением инсайдеров, никто не знает, как работает вертикаль власти на Украине. Поэтому не стоит делать вид, что нам известно, будто Янукович напрямую диктует линию поведения следствию и суду, либо, напротив, никак в него не вмешивается, согласно его собственным уверениям. Мы будем оперировать только теми фактами, которые на поверхности, и не станем заниматься гаданиями. Соответственно, когда мы будем употреблять выражения типа "Янукович добился" и т.п., это не будет означать намека на то, что он давил на суд, а следует понимать как результат непреднамеренных действий третьих лиц, помогающих либо мешающих президенту.
Итак, что же выиграл Янукович от приговора суда? Во-первых, Тимошенко надолго (если не будет пересмотра дела в апелляционном суде) выбывает из политики – в идеале на десять лет, семь лет тюремного срока плюс три года последующего поражения в правах. Во-вторых, она скомпрометирована доказанным в суде обвинением в сознательном и корыстном экономическом преступлении. В-третьих, все оппозиционные политики на Украине получили четкий и недвусмысленный сигнал о том, что на них есть управа, и что новая власть шутить не любит. Ее юридическая дееспособность вполне доказана. В-четвертых, показана независимость Киева, как от Москвы, так и от Брюсселя.
На этом благоприобретения нынешней украинской власти заканчиваются.
А вот очевидных невзгод для нее вырисовывается гораздо больше. На недавней встрече в Варшаве в рамках "Восточного партнерства" многие европейские лидеры предупреждали Януковича о самых негативных последствиях вынесения обвинительного приговора Тимошенко. Поэтому реакция Запада на осуждение бывшего премьер-министра не заставила себя ждать. Верховный представитель Евросоюза по внешней политике Кэтрин Эштон заявила, что ЕС глубоко разочарован вердиктом суда: "Евросоюз призывает украинские компетентные власти обеспечить честный, прозрачный и беспристрастный процесс по любой апелляции по делу г-жи Тимошенко и по другим судебным разбирательствам, имеющим отношение к членам бывшего правительства". Эштон подчеркнула возможные отрицательные последствия для двусторонних отношений, включая соглашение об ассоциации, обещавшее украинцам безвизовый въезд в Шенгенскую зону.
По ее мнению, приговор был вынесен после судебного процесса, который "не уважает международные стандарты в отношении справедливого, прозрачного и независимого правового процесса". "К сожалению, это подтверждает избирательное применение закона в политически мотивированном преследовании лидеров оппозиции и членов бывшего правительства. Это особенно разочаровывает в стране, которая в настоящее время занимает пост председателя в комитете министров Совета Европы", – добавила Эштон.
С подобными речами выступили почти все авторитетные лидеры и представители, как общеевропейских структур, так и национальных государств. К ним присоединилась и госсекретарь США Хиллари Клинтон. Уже озвучена угроза отменить намеченный на 20 октября визит Януковича в Брюссель для переговоров с Жозе Мануэлем Баррозу. Даже традиционно поддерживающие Киев эстонцы отменили встречу с министром иностранных дел Украины. Более того, в немецком Бундестаге всерьез обсуждается идея о бойкоте чемпионата Европы по футболу-2012 на Украине.
Для Януковича отношения с Европой принципиально важны, поскольку в последнее время западный вектор в его политике заметно перевешивает восточный. Не удивительно, что украинский президент оправдывался: "Это, безусловно, досадный случай, который сегодня препятствует европейской интеграции Украины... Безусловно, решение суда было в рамках действующего уголовно-процессуального кодекса, но это не окончательное решение – впереди еще апелляционный суд и, безусловно, какое он примет решение и в рамках какого законодательства будет приниматься это решение имеет большое значение".
В любом случае его реноме на Западе нанесен непоправимый ущерб, и даже, если Тимошенко вскоре окажется на свободе, этот случай еще не скоро там забудут.
Но и с Востока Янукович не услышал ничего приятного. "Я не очень понимаю, за что ей дали эти семь лет... По определению цены на газ там применена точно такая же формула, как в аналогичных контрактах с другими европейскими партнерами. Точно такая же формула", – сказал в Пекине Владимир Путин, комментируя по просьбе журналистов приговор Тимошенко.
Даже Геннадий Зюганов, видимо, улавливая пожелания Кремля, заметил: "На мой взгляд, скорее всего, сводят счеты с одним из политиков, которого знают не только в Украине, но и в целом в Европе... Если бы Тимошенко не поставила свою подпись под контрактом, Украина в разгар зимы осталась бы без газа. Миллионы людей – без отопления, что было чревато многочисленными заболеваниями от переохлаждения, а, возможно, и смертями. И в этом случае Тимошенко сегодня бы судили уже за то, что она заморозила всю свою страну".
Таким образом, в решающий момент своего политического развития Украина оказывается "зажатой" сразу с обоих флангов, теряя поддержку и на Западе, и на Востоке.Что же касается реакции внутри страны, то она была вполне предсказуемой – национальная оппозиция приговор осудила, пригрозив акциями протеста. Но вот тут выясняется, что внутри страны у Януковича проблем меньше, чем вовне. Украинские граждане после "оранжевой революции" крайне разочарованы в политике, и отличаются апатией и безразличием (акции протеста возле здания суда в счет не идут) и от них вряд ли стоит ожидать массовой реакции.
С одной стороны, оппозиция пока что лишается своей самой узнаваемой и авторитетной, хотя и спорной, фигуры. С другой, – не видно, чтобы кто-то мог занять место Тимошенко. Ни Яценюк, ни Тягнибок, ни кто-либо другой на это не способны. Убрав Тимошенко, Янукович поставил оппозицию в сложное положение, показав, что у нее нет кадрового резерва.
В завершение коснемся гипотетической темы досрочного освобождения Тимошенко, чего, собственно, ожидает большинство аналитиков. Оно может состояться как в результате рассмотрения ее дела в апелляционном суде, так и в результате декриминализации ее действий с помощью исключения Верховной Радой соответствующей статьи из уголовного кодекса.
Известно, что при Леониде Кучме, отсидев 43 дня в СИЗО, Тимошенко вышла из него как признанный лидер оппозиции и возглавила массовую акцию гражданского неповиновения "Кучму геть!", а еще через год прошла в Раду во главе своего блока. Повторится ли данный успех? Думается, что силы Тимошенко все-таки не безграничны. Уровень ее поддержки падает и будет падать, поскольку она слишком долго пребывает в центре украинской политики без ощутимых результатов. Оба ее премьерских срока не принесли стране никаких особенных достижений. Ее популизм неизбежно ведет к усталости и разочарованию.
В этом смысле освобождение Тимошенко и ее возвращение в украинскую политику парадоксальным образом будет только на руку Януковичу. Имея такого слабого спарринг-партнера, наподобие Зюганова при Путине, он всегда сможет без напряжения выигрывать любые выборы. Пойдет ли он по этому пути – покажет ближайшее будущее.
Максим Артемьев