Читайте также
Более 30 тысяч демонстрантов, в основном резервистов, назвавших себя фраерами, несмотря на жару, провели в минувшую субботу внушительную акцию протеста против двойного стандарта по вопросу призыва в армию. Согласитесь, заставить человека покинуть в июльское пекло кондиционированное помещение может только справедливый гнев. Горячую картофелину, которую подложили Биби неприкасаемые ешиботники и учащиеся колелей, кровь из носу нужно достать из огня до 31 июля. Иначе ввиду отмены БАГАЦем Закона Таля вступает в силу старый добрый закон о всеобщем призыве с 18-летнего возраста. У нас, напомню, 60 тысяч харедим освобождены от призыва, и они успешно пользовались отсрочкой.
Нетаниягу, будучи популярным премьером, обычно трудно принимает решения и вместо этого создает комиссии. Для укрепления статуса Кадимы во главу комиссии был назначен молодой честолюбивый депутат от этой фракции (кстати, имеющий безукоризненную армейскую репутацию) Йоханан Плеснер. Его кандидатура была поддержана начальником генерального штаба Бени Ганцем, который вслед за своим предшественником Габи Ашкенази является сторонником призыва ортодоксов, а потому в комиссию были включены армейские чины. Для того чтобы Плеснер не проявлял излишнюю самостоятельность, к составу комиссии на особых правах был подключен председатель парламентской коалиции, не замеченный в антипатиях к харедим Зеэв Элькин. Плеснер, как выходец из знаменитой «Саерет МАТКАЛЬ», воспринял назначение как «добро» на решительную военную операцию. Элькин, в свою очередь (а они терпеть друг друга не могут), лег костьми, чтобы помешать Плеснеру. Свои выводы председатель комиссии уже публиковал как рядовой депутат, а комиссия была распущена. Следом за Элькиным, напомню, но по совершенно другим причинам, ушел из ее состава и Давид Ротем из НДИ. Особенно возмутила патрона Ротема – Либермана рекомендация по получению отсрочки для харедим до 22-летнего возраста, а в 23 года, по плану Плеснера, ортодоксы должны быть призваны в обязательном порядке. Их служба будет продолжаться 28 месяцев, а те, кто прослужит 32 месяца, получат денежный подарок. На освобождение от службы в армии, по Плеснеру, могут ежегодно претендовать 1500 особо талантливых учащихся йешив. Субсидирование йешив должно быть напрямую увязано с процентом призвавшихся из них в ЦАХАЛ. Арабов комиссия Плеснера рекомендовала призывать в обязательном порядке, но на альтернативную службу, да и то после принятия специального закона до конца 2012 года.Гнев Либермана можно понять: к 23 годам ультраортодокс уже обзаводится двумя-тремя детьми, содержать которых будут обязаны государство и армия. Трудно сказать, каким образом Плеснер планировал штрафовать уклонистов на 120 тысяч шекелей, и где они возьмут эти деньги.
Естественно, харедим подняли дикий гвалт, рав Гафни из «Яхадут ха-Тора» заявил, что если закон будет принят, то его партия разводится с Ликудом, а главный духовный сефардский авторитет рав Овадья Йосеф выступил со специальной проповедью: Израиль спасет от врагов не армия, а изучение Торы. Он даже потребовал отменить традиционные летние каникулы для учащихся религиозных заведений, чтобы те молились «во избежание катастрофы». Под катастрофой, по раву Овадье, следует понимать призыв для ортодоксов: «Мы окружены теми, кто нас ненавидит: Ираном, «Хизбаллой», палестинцами. И кто спасет нас от них? Тора!»
Выводя харедим из-под удара, Биби попытался снять раздел об индивидуальных санкциях, и вместо них предложил наказание для йешив – штраф за каждого уклониста.
Тем самым Биби дал понять харедим, что он найдет способ компенсировать эти финансовые потери дополнительным бюджетом.
Никто не ожидал, что Плеснер будет настроен столь решительно: за один день почти неизвестный депутат стал звездой, и все СМИ стремятся взять у него интервью. Плеснер создал проблему и своему лидеру, Шаулю Мофазу. Мофаз, присоединяясь к коалиции, продекларировал желание Кадимы провести закон о призыве харедим. Он даже пригрозил, что если премьер будет медлить, то бывшая самая большая партия в Кнессете может выйти из коалиции. Биби не очень испугался, ведь на ближайших выборах Кадима под руководством Мофаза может разве что преодолеть электоральный барьер. В самой партии началась суматоха, и роспуск комиссии Плеснера был воспринят как легитимный повод образовать отдельную фракцию. Но холодным потом Биби покрылся не оттого, что Мофаз или его мятежники поставили премьеру ультиматум, а от решительных действий резервистов. Нетаниягу постарался их успокоить и заявил, что он с особым вниманием изучает выводы комиссии Плеснера. Наконец, в минувшее воскресенье фракция Лиуда в Кнессете и министры от этой партии одобрили 5 из 6 главных предложений комиссии Плеснера. Не прошел лишь пункт, касающийся призыва в арабском секторе. Биби в очередной раз заявил, что «мы делаем это спустя 64 года после того, как этой темой не занимались должным образом. Это историческое преобразование». Нетаниягу встретился с Шаулем Мофазом и договорился о формировании группы, которая разработает и предложит законопроект, в чью основу лягут выводы комиссии Плеснера.
Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Реальную угрозу, что «Яхадут ха-Тора», а с меньшей вероятностью, но, возможно, и ШАС выйдут из коалиции. Демарш НДИ и «Еврейского дома», которые настойчиво требуют службы в ЦАХАЛе либо альтернативной службы для арабского сектора. Как ни верти, а Биби приходится выбирать между светским большинством общества или харедим, и если по вопросу арабского призыва в общественном мнении есть расхождения, то по ультраортодоксам – полный консенсус. Их следует призывать.
Не по себе и Мофазу, он удостоился презрительных выкриков в свой адрес на демонстрации, поскольку резко не отреагировал на предложение Нетаниягу уменьшить штрафные санкции против уклонистов и отложить призыв с 22 до 28 лет.Вряд ли Мофаз согласится с премьером, он может растерять последнюю поддержку однопартийцев. А за всей этой кутерьмой, как тигр, ждущий жертву, молча наблюдает Авигдор Либерман. НДИ закусила удила и не отступится от своего требования всеобщего призыва с 18 лет, включая арабский сектор. Понятно, «Наш дом Израиль» проголосует против законопроекта, и тогда Биби придется уволить министров НДИ из правительства. Если ШАС и «Яхадут ха-Тора» тоже выйдут, как и поддержавший НДИ «Еврейский дом», то вместо широкой коалиции мы получим весьма шаткую и недолговечную.
Никогда еще вопрос о призыве харедим не был столь острым в Израиле. От него нынче зависит дальнейшая судьба правительства. Но демография заставляет премьера принимать драматические решения, от которых уже никакими комиссиями не отвертишься.