Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+16+8

Мнения

А
А

Пересматривая "Список Шиндлера"

"Список Шиндлера" признается самым реалистичным изображением Холокоста. Однако историческая достоверность картины не становилась предметом серьезной дискуссии.

08.07.2012
Источник:Jewish.ru
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера" и сегодня, спустя почти 20 лет после премьеры, признается и зрителями, и специалистами наиболее реалистичным и масштабным изображением Холокоста в мировом кинематографе. При этом историческая достоверность картины до последнего времени не становилась предметом серьезной дискуссии с участием экспертов.

Критику содержания фильма с точки зрения ее исторической достоверности опубликовал на страницах издания New Eastern Europe исследователь Филип Мазурчак из Университета Джорджа Вашингтона (Вашингтон, округ Колумбия). Изображение польско-еврейских отношений в фильме представляется Мазурчаку чрезвычайно односторонним: все поляки-христиане изображены нацистскими прихвостнями и антисемитами. Такой взгляд, как считает исследователь, не соответствует фактам.

С самых первых кадров Спилберг изображает поляков, отмечает Мазурчак, как нацистских прислужников и фанатичных антисемитов, не оказывающих сопротивления оккупантам. Конечно, "Список Шиндлера" — это не документальный фильм, и его авторы имеют право на собственную интерпретацию. Однако, как пишет Мазурчак, в ряде случаев они прямо погрешили против истины. В одном из пояснительных титров в самом начале картины сообщается, что вермахт разгромил польскую армию за две недели. В действительности же польская кампания продолжалась с 1 сентября по 5 октября 1939 года, то есть пять недель. Кроме того, хотя силы были несопоставимы, польская армия не сдалась просто так, а оказала определенное сопротивление, в результате которого немцы понесли серьезные потери. Кроме того, 17 сентября в восточные районы Польши вошла Красная армия (Спилберг этот факт проигнорировал). Хотя Польше пришлось вести войну на два фронту, она оказала гитлеровцам более серьезное сопротивление, чем другие страны Центральной и Южной Европы.

Одна из наиболее драматичных сцен фильма — та, где поляки на улицах Кракова бросают грязь и выкрикивают проклятия в адрес своих еврейских соседей, переселяющихся в гетто. Фрагмент выглядит вполне реалистично и вполне возможно, что все так и было на самом деле, отмечает Мазурчак. Однако он призывает зрителя иметь в виду исторический контекст. В средневековой Польше к евреям относились гораздо терпимее, чем в большинстве других стран Европы. Так продолжалось вплоть до разделов (1772, 1793, 1795), приведших к ликвидации польской государственности.

Антисемитизм стал заметно усиливаться в Польше в начале XX века. Польское государство было возрождено после окончания Первой мировой войны. Его фактическим правителем вплоть до своей смерти в 1935 году оставался Юзеф Пилсудский. Пилсудский пытался противостоять антисемитским тенденциям, но после его кончины они резко усилились. Были введены новые налоги, в результате которых многие предприниматели-евреи разорились. Во многих вузах была введена процентная норма для студентов иудейского вероисповедания. Консервативные партии призывали к бойкоту еврейских магазинов. При этом на государственную службу евреи также почти не допускались. Все это приводило к массовому разорению еврейских масс. В 30-е годы также заметно усилилась еврейская эмиграция из Польши.

В общем, как считает Мазурчак, хотя сцена "Прощайте, жиды!" выглядит вполне реалистично, она не отображает всей сложности в отношениях поляков и евреев, сложившихся в первые десятилетия XX века. В этой связи уместно вспомнить польско-еврейского историка Эммануэля Рингельблюма. Во время пребывания в Варшавском гетто Рингельблюм написал масштабную работу "Польско-еврейские отношения во время Второй мировой войны". Рингельблюм с горечью пишет о распространенности антисемитизма в польской среде. При этом он отмечает такие исторические моменты, как солидарность евреев и поляков в ходе восстания против царизма в 1863 году, после подавления которого многие евреи были сосланы в Сибирь. Принимавшие участие в восстании варшавские евреи сражались за свободу своей родины — Польши. Точно так же во время нацистской оккупации многие поляки, в том числе не свободные от антисемитских предрассудков, сражались вместе с евреями в антинацистском подполье.

Далее Мазурчак обращается к создаваемой в фильме картине того, что поляки в массе своей выступали пассивными пособниками оккупационных властей. Согласно принятому в рейхе расовому учению, славяне (и в том числе поляки) являются по отношению к германцам низшей расой, хотя задачи их поголовного уничтожения, как евреев и цыган, не ставилось. При этом, однако, в Германии заявлялось, что захваченные славянские территории следует заселить немецкими колонистами. Предполагалось часть поляков истребить, а тех, кто соответствует определенным "расовым критериям", — "ариизировать".

Оккупационные власти ставили задачу целенаправленного уничтожения польской интеллигенции. За годы оккупации было истреблено около 50 процентов врачей-поляков, 57 процентов юристов, 40 процентов преподавателей университетов и 18 процентов католического духовенства. Накануне вторжения Гитлер заявил, что нацисты преследуют цель полностью уничтожить польскую культуру.

В отличие от других оккупированных стран, в Польше не было политиков-коллаборационистов (как, например, норвежский Квислинг, имя которого стало нарицательным). Конечно, случаи сотрудничества рядовых поляков с оккупантами и участия в карательных акциях были. Так, в июле 1941 года произошел погром в местечке Едвабне, в ходе которого поляки без участия немцев сожгли заживо более полутора тысяч местных евреев.

В финальном титре фильма утверждается, что число евреев, спасенных Шиндлером, и их потомков (6 тысяч) превышает количество всего еврейского населения в современной Польше (4 тысячи). Здесь, считает Мазурчак, тоже есть с чем поспорить. По утверждению действующего главного раввина Польши Михаэля Шудриха, еврейское население страны в настоящее время составляет около 20 тысяч человек. Раввин подчеркивает, что в последние десятилетия многие поляки с немалым удивлением узнали о собственном еврейском происхождении. Подобную информацию часто скрывали, опасаясь антисемитизма. Следует также учитывать демографические процессы в период между окончанием войны и съемками фильма. В 1945 году еврейское население Польши составляло примерно 350 тысяч (в большинстве это были беженцы, вернувшиеся после освобождения страны из СССР). В послевоенные годы, однако, подавляющее их большинство эмигрировало из страны. В любом случае численность еврейского населения Польши значительно превышает четыре тысячи человек.

Действительно ли все поляки поголовно отказывались от помощи преследуемым евреям? Мазурчак утверждает, что такое мнение весьма далеко от действительности. Интересно, что помощь евреям оказывали даже люди, до войны известные своими антисемитскими взглядами. Так, писательница Зофья Коссак-Шуцкая, известная своим консерватизмом и национализмом, во время войны являлась соучредителем организации помощи евреям "Зегота". Ксендз Марсель Годлевский до войны часто активно выступал перед прихожанами с антисемитскими проповедями. Собор, в котором он служил, примыкал к Варшавскому гетто. Став свидетелем грандиозной трагедии еврейского народа, Годлевский изменил свои взгляды и начал оказывать помощь жертвам геноцида.

Польша занимает первое место по числу признанных "Яд Вашемом" Праведников народов мира. Конечно, в таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Франция в годы оккупации спаслось значительно большее число евреев, чем в Польше. Однако здесь следует иметь в виду, что нацисты проводили в этих странах значительно более мягкую оккупационную политику. Кроме того, евреи в Западной Европе были значительно более ассимилированы, а это облегчало возможность спастись среди христианского населения.

Безусловно, подчеркивает исследователь, "Список Шиндлера" является одним из крупнейших шедевров американского кинематографа. Однако для специалиста-историка, знакомого с контекстом, трактовка польско-еврейских отношений, предлагаемая в картине, представляется упрощенной. Спилберг, безусловно, снимал не документальный фильм. Каждый художник имеет право на свободу творческого самовыражения. Проблема, однако, заключается в том, что именно по "Списку Шиндлера" миллионы людей во всем мире представляют себе Вторую мировую войну и Холокост на территории Польши.

Материал подготовил Роберт Берг

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке