Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+19+11
Иерусалим
+17+8

Мнения

А
А

Египет сегодня и завтра

Объявление об избрании Мухаммеда Мурси президентом Египта вызвало в Израиле двойственную реакцию. С одной стороны, сбылись самые мрачные прогнозы – во главе государства встал исламист.

04.07.2012
Источник:MIGnews.com
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Объявление об избрании Мухаммеда Мурси президентом Египта вызвало в Израиле двойственную реакцию. С одной стороны, сбылись самые мрачные прогнозы – во главе государства встал исламист, а это означает разрыв мирного договора и войну в ближайшем или отдаленном будущем. С другой, первые шаги самого Мурси и других представителей власти внушают надежду на то, что конфликта можно избежать.

Во-первых, Мурси вышел из движения "Братья-мусульмане", заявив, что он собирается быть президентом всех египтян. Во-вторых, он публично пообещал соблюдать все международные договоры, которые заключил Египет. В-третьих, назвал фальшивкой интервью иранского агентства Fars News Agency, в котором новый египетский президент якобы намерен восстановить отношения с Тегераном. В-четвертых, в ближайшее время ожидается визит госсекретаря Хилари Клинтон в Каир. И наконец, Высший военный совет сохранил за собой, а не за главой государства право объявлять войну, а также назначать и смещать главнокомандующих. Высший военный совет, по-видимому, не собирается прекращать своей деятельности и при правлении Мурси.

Впрочем, именно стремление египетских военных ограничить власть президента беспокоит некоторых аналитиков. Не исключено, что опасность вооруженного конфликта актуальнее, чем кажется, и армейские командиры пытаются ее предотвратить. Война с "сионистским врагом" может послужить спасительным отвлекающим моментом для народа, если новая власть не оправдает его ожиданий. Для армии же война будет катастрофой, поскольку неизбежно закончится разгромом, позором и судом над проигравшими генералами. Неудивительно, что Военный совет хочет сохранить мир с Израилем, но неизвестно, как долго ему удастся контролировать ситуацию. Выбранный накануне парламент распущен, но и в новом большинство, скорее всего, будет и исламистов. Если Мурси захочет избавиться от Военного совета, ему будет на кого опереться.

Главной причиной, пока которой от Мурси пока не ждут радикальных шагов, остается плачевное состояние египетской экономики. Страна разорена оттоком зарубежных инвестиций и падением туризма. Вырос дефицит национального бюджета, увеличилась безработица. Для того чтобы накормить 87 миллионов человек, у египетской экономики нет собственных ресурсов. Это можно сделать только на деньги других стран, прежде всего США и Евросоюза. Арабский мир здесь Египту не помощник – суннитские монархии не станут поддерживать своего конкурента в борьбе за лидерство в регионе, как не делали этого и прежде. Таким образом, у Израиля сохраняется надежда, что Египет, даже управляемый исламистами, будет проводить умеренную внешнюю политику, пока он нуждается в иностранной помощи.

Этой помощи ждут от Хилари Клинтон: ей же адресованы и обещания Мурси соблюдать международные обязательства, в числе которых подразумевается и мирный договор с Израилем от 1979 года.

Впечатление чуть было не испортило "фальшивое" интервью, опубликованное иранским агентством и вызвавшее гнев Мурси. В самом деле, обещание дружбы с Ираном – худший подарок, который Египет мог сделать Белому дому накануне визита госсекретаря.

Было ли интервью Мурси фальшивкой от начала и до конца? Стоят ли за ним некие слова, вырванные из контекста? Или новый египетский лидер действительно говорил о планах расширения связей с Ираном и сердится лишь на то, что они были преданы гласности в неподходящий момент? Последнее вполне вероятно; в ходе предвыборной кампании Мурси высказывал много и противоречащих друг другу мыслей, о которых сейчас предпочитает не вспоминать. Другое дело, нужно ли Египту восстанавливать дипломатические отношения с Ираном. Они были прерваны более тридцати лет назад, после того как Халида Исламбули, убийцу египетского президента Анвара Садата, объявили в Исламской республике шахидом и назвали в его честь улицу в Тегеране. Возможно, повод для разрыва не так важен для нынешней власти Египта, но сближение с Ираном сегодня, когда Исламская республика находится в международной изоляции и открытой конфронтации с суннитским миром, не принесет Каиру ничего, кроме проблем. Правда, Египет, несмотря на трудные времена, не оставляет надежды вернуть себе лидерство в регионе. Этой цели в перспективе может помочь роль посредника между Тегераном и международным сообществом, и тогда налаженные отношения окажутся очень кстати.

Но пока Египту нужно решать собственные проблемы, причем не только экономические. В их числе – напряженность на границах с Суданом и Ливией из-за происходящих в этих странах конфликтов, превращение Синая в базу международного терроризма. По сути, единственным соседом, от которого можно не ждать неприятностей, остается Израиль. Любой здравомыслящий правитель не станет по собственной воле нарушать это хрупкое равновесие.

Мурси показал себя человеком если не здравомыслящим, то дальновидным. После избрания он вышел из движения "Братья-мусульмане", чья программа провозглашает создание халифата с центром в Иерусалиме. Это еще одно косвенное подтверждение того, что воевать с Израилем он пока не собирается.

Но "пока" не означает "никогда". Все будет зависеть от того, как сложится правление нового президента. Для того чтобы начать военный конфликт с Израилем, Египту не обязательно даже расторгать Кемп-Дэвидский договор. Сам Мурси не раз обвинял Израиль в несоблюдении договора, который, по его мнению, предусматривает право палестинцев на самоопределение, а также поддерживал борьбу ХАМАСа с "сионистским образованием". Таким образом, поводом для конфликта может стать не только террористическая вылазка на границе, но и ответная реакция Израиля на обстрелы из Газы.

Мурси не случайно накануне официальной присяги прошел символическую инаугурацию перед тысячами своих избирателей на площади Тахрир. Тахрир хочет, чтобы президент обладал всей полнотой власти, и ненавидит военных, а потому нетрудно предугадать, что дальнейшая стратегия Мухаммеда Мурси будет строиться на постепенном вытеснении Высшего военного совета из руководства страной при безоговорочной поддержке широких масс. На ключевые посты придут радикалы из "Братьев-мусульман" - нет сомнения, что отношения с "Братством" прерваны у Мурси лишь формально. Все это будет происходить без спешки и излишнего афиширования, но Египет, который мы увидим уже через год, может сильно отличаться от того Египта, который сейчас предстанет перед Хилари Клинтон.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке