Читайте также
Островок консерватизма в море инноваций
Израиль - сравнительно молодое государство (29 апреля 2020 года страна отметила 72-ю годовщину со дня подписания Декларации независимости), основанное еврейскими иммигрантами со всего мира - от США и СССР до Эфиопии и Марокко. Строители государства говорили на разных языках, принадлежали к разным традициям, придерживались зачастую диаметрально противоположных политических и религиозных взглядов.
Израиль продолжает принимать иммигрантов и поныне: по данным Центрального статистического бюро Израиля, в 2019 году в страну приехало 34 тыс. человек. Население еврейского государства сегодня - это коренные израильтяне (более 6,5 млн евреев и 1,8 млн арабов), иммигранты, а также представители различных национальных меньшинств (самаритяне, арамеи, копты и т.п.).
С первых дней своего существования Израиль был "плавильным котлом", в котором выплавлялись новые политические и социальные культурные модели, породившие в итоге израильское экономическое чудо - маленькая полоска земли на берегу Средиземного моря стала одной из главных мировых кузниц инноваций. Однако благотворительности преобразования и инновации не коснулись. Третий сектор в Израиле по-прежнему остается глубоко консервативной средой, и главная причина тому - религия.
Дай туда, не скажем куда
Благотворительность в Израиле теснейшим образом связана с религиозной традицией. Как в иудаизме, так и в исламе помощь нуждающимся - не просто акт милосердия или проявление щедрости, но обязательный к выполнению закон.
В иудаизме цдака (дословно - "справедливость") является одной из заповедей и нравственным долгом каждого еврея. В XII веке выдающийся еврейский философ и богослов Моше бен Маймон (также известный как Маймонид или Рамбам) обозначил восемь ступеней цдаки, от низшей до высшей.
Низшая ступень - когда человек помогает нехотя, "отдает без радости", а высшая - когда человек обеспечивает нуждающегося не деньгами, а работой, чтобы бедному больше не требовалась помощь.
Таким образом, предприниматель, соблюдающий иудаизм и создающий в Израиле рабочие места, может не попасть ни в один рейтинг благотворителей, но при этом выполнит заповедь цдаки.
В иерархии, установленной Маймонидом, выше всего ценится максимально непрозрачная, анонимная и безадресная помощь - когда дающий не знает, кому дал, а принимающий не знает, от кого получил.
Обеспечением максимальной непрозрачности процесса жертвования и получения цдаки занимаются сотни общественных организаций в Израиле - от небольших локальных сообществ внутри религиозных кварталов Иерусалима до крупных фондов, принимающих цдаку онлайн с сохранением полной анонимности жертвователя.
"Чистая прибыль" по-исламски
Говоря об исламе, необходимо различать два понятия - закят и садака. Закят (дословно - "очищающий") - это один из пяти столпов ислама, обязательный ежегодный налог, который уплачивается с доходов и имущества в пользу нуждающихся. Выплата закята, согласно шариату, очищает нажитое богатство от греха. Категории тех, кому выплачивается закят, обозначены в Коране. Помимо нищих, к ним относятся, например, путники, те, кто занимается сбором и распространением закята, а также люди, еще слабые в своей религиозности, но стремящиеся укрепиться в вере. Также закят может быть использован для выкупа рабов или в качестве уплаты долгов тех, кто не в состоянии расплатиться самостоятельно.
Согласно исламским религиозным установлениям, закят не выплачивается отцу и матери, бабушке и дедушке, сыну и дочери, внуку и внучке, прадедушке и прабабушке, правнуку и правнучке. Остальным членам семьи (братьям и сестрам, тетям и дядям, племянникам и двоюродным, троюродным родственникам и т.д.) закят выплачивать можно - и даже предпочтительно.
Что же касается садаки, этот термин происходит от того же корня, что и цдака, но, в отличие от иудаизма (в котором понятие благотворительности в современном понимании фактически отсутствует), означает именно добровольную милостыню, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию.
Традиция в цифрах
Понимание того, как функционируют религиозные институты цдаки и закята помогает иначе взглянуть на цифры в исследованиях, посвященных филантропии в Израиле.
В мировом рейтинге Благотворительного фонда развития филантропии CAF 2018 года Израиль занимает 38 место, однако в рейтинге денежных пожертвований страна располагается на 23 позиции: 53% населения положительно ответили на вопрос, совершали ли они денежные пожертвования в течение последнего месяца. И это неудивительно, ведь и концепция цдаки, и концепция закята в первую очередь предполагают именно материальную, финансовую помощь.
Каждый второй израильтянин также сообщил о том, что в течение месяца помогал незнакомому человеку - что, в свою очередь, полностью согласуется с идеей Маймонида об анонимности цдаки.
На связь благотворительности и религии в Израиле указывается и в масштабном исследовании "Philanthropy in Israel: An Updated Picture", проведенном в 2017 году Центром Тауба. Это исследование основано на анализе информации из базы данных Налогового управления Израиля о людях, обратившихся за налоговым вычетом по расходам на благотворительность. База данных Налогового управления не содержит информации о религиозности того или иного человека, но исследователи сопоставили данные о том, насколько щедро жертвовало на благотворительность население того или иного города с данными о количестве голосов, отданных в этом городе за религиозные политические партии на выборах в парламент - Кнессет.
Определив таким образом условную степень религиозности жителей населенного пункта, ученые отметили, что чем эта степень выше, тем активнее вовлеченность людей в благотворительность.
Живешь меньше - платишь больше
Помимо религиозности, на благотворительную активность влияют такие факторы, как семейное положение (люди, состоящие в браке, жертвуют охотнее, чем одинокие, разведенные или овдовевшие), количество детей в семье (наиболее активно жертвуют семьи с тремя детьми; чем больше в семье детей, тем выше степень вовлеченности в благотворительность), а также то, является ли жертвователь коренным жителем Израиля или иммигрантом. Важное значение имеет не столько статус иммигранта сам по себе, сколько количество лет, которое иммигрант прожил в Израиле.
Иммигранты, приехавшие в Израиль менее десяти лет назад, жертвуют значительно охотнее и щедрее, нежели иммигранты, уже прожившие в стране более десяти лет.
По данным 2011 года, репатрианты, прожившие в Израиле менее десяти лет, отдавали на благотворительные цели в среднем 8% своего годового дохода, в то время как у иммигрантов с 20-летним стажем и у коренного населения страны этот показатель не превышал 3,5%.
Авторы исследования Центра Тауба связывают столь высокий показатель вовлеченности в благотворительность у новых репатриантов со стремлением влиться в новое для них общество, почувствовать свою причастность к нему. Кроме того, свою роль играют и филантропические привычки репатриантов из таких государств, как США, Канада, Франция: в первые годы жизни в Израиле они продолжают отдавать на благотворительные цели столько же, сколько отдавали в своей стране рождения. Однако с течением времени иммигранты ассимилируются, и объем пожертвований значительно снижается.
Благотворительность, которую не видно
Что же касается арабского населения Израиля, оно, по данным Израильского центра исследований третьего сектора, вовлечено в филантропическую активность значительно слабее. Согласно официальной статистике, арабы-израильтяне жертвуют на благотворительность в среднем 0,4-0,6% своего годового дохода. Исследователи Центра Тауба объясняют это, во-первых, тем, что арабских или мусульманских НКО в стране значительно меньше, чем еврейских, а во-вторых, тем, что материальное положение арабского меньшинства в Израиле, как правило, заметно хуже.
В то же время, невысокие показатели благотворительной активности арабов-израильтян могут быть связаны с тем, что закят и садака осуществляются неформально, из рук в руки, и потому не могут быть зафиксированы Налоговым управлением.
По данным Тель-Авивского университета, на вопрос об участии в какой-либо благотворительной деятельности положительно ответили около 60% опрошенных представителей этнических меньшинств - и более 90% респондентов еврейского происхождения.
Пожертвование для повышения самооценки
На сегодняшний день в Израиле действуют более 45 тыс. НКО - фондов, благотворительных и общественных организаций. Чаще всего израильтяне жертвуют на религиозные цели, культуру, здравоохранение, образование и научные исследования.
В среднем израильтянин жертвует на благотворительные цели $790 в год.
Пятерка самых распространенных форм жертвования в Израиле:
Милостыня нищим на улице - 58,4% опрошенных
Милостыня "через дверь" сборщикам благотворительных взносов, пришедших к ним домой - 57%
Копилки для цдаки в синагоге - 52,1%
Боксы для пожертвований в супермаркетах - 49,9%
Целевые благотворительные сборы в школе или детском садике - 36,5%.
Самыми распространенными ответами на вопрос о причинах, по которым благотворители совершали пожертвования, стали помощь нуждающимся (так ответили 91,5% респондентов, принявших участие в исследовании Тель-Авивского университета), поддержка организаций, осуществляющих общественно значимую работу (85,5% опрошенных), нравственный долг (75%). Еще 33% обосновали свою благотворительную деятельность необходимостью исполнения религиозной заповеди.
Но самое интересное - то, что, отвечая на этот вопрос, 72% израильтян ответили, что жертвование на благотворительность повышает их самооценку и заставляет чувствовать себя лучше.
Всё как в учении Маймонида о цдаке - отдавать нужно с радостью. Пока израильтяне чувствуют радость от подаяния нищим и бросания мелочи в коробки благотворительных организаций в магазинах, существенных технологических сдвигов в третьем секторе Израиля ожидать не стоит.
Дмитрий Дикман, основатель компании Group 36:
Израильская благотворительность старше самого Государства Израиль. Еврейские НКО возникали еще на территории Палестины, которая в те времена принадлежала Османской империи. Более того, многие из этих организаций разными средствами способствовали появлению еврейского государства, и часть из них продолжает свою работу до сих пор, занимаясь улучшением имиджа страны и прочей деятельностью, направленной на улучшение положения Израиля.
Несмотря на то, что Государство Израиль было создано 72 года назад, значительная часть еврейского населения планеты до сих пор проживает в диаспоре, где и по сей день функционируют многочисленные еврейские фонды и НКО, которые преследуют самые разные цели. И хотя религиозные традиции сыграли решающую роль в сохранении еврейства как исторического феномена, далеко не вся глобальная еврейская благотворительность связана с религией. Многие организации, в том числе существующие и системно работающие в течение многих десятилетий, решают гуманитарные, культурные или образовательные задачи.
Еврейские НКО, интересы которых часто пересекаются, работают по всему миру, взаимодействуя друг с другом и образуя систему устойчивых связей. Израильская благотворительность и Израиль как государство являются частью этой системы. Так, например, проект "Таглит" дает возможность каждому проживающему в диаспоре еврею в возрасте от 18 до 32 лет бесплатно съездить в десятидневную образовательную поездку по Израилю. Проект поддерживается как самим государством, так и многими другими донорами в Израиле и за его пределами, что позволяет всем участникам достигать своих целей: кому-то познакомить новое поколение евреев со страной предков, кому-то привлечь внимание молодежной еврейской аудитории к другим проектам в диаспоре, а кому-то укрепить Израиль в качестве одного из центральных элементов еврейского самосознания.
Такая синергия очень характерна для израильской благотворительности, и как прием, разумеется, может быть использована и за его пределами.
Елена Вольцингер, директор благотворительного фонда "Гилель" в России:
Ключевую роль играет такое понятие как достоинство. Высшей формой цдаки является предоставление возможности человеку самому зарабатывать и таким образом сохранять достоинство, не нуждаясь в помощи и пожертвованиях. Даже для светских евреев участие в благотворительности является нормой и особенно популярны те виды деятельности, которые относятся к сохранению достоинства.
Одна из наиболее крупных организаций в Израиле Яд Сара сфокусирована именно на том, чтобы люди, страдающие хроническими заболеваниями, пожилые и инвалиды, могли жить дома и с максимальным достоинством и независимостью. Для этого их обеспечивают любым оборудованием начиная от простых ходунков, заканчивая дорогой и сложной медицинской аппаратурой. В каждой больнице и медицинском центре работает огромное количество волонтерских организаций, которые помогают не только пациентам, но и поддерживают их родственников, поднимают настроение врачам и медперсоналу.
Есть программы поддержки солдат, особенно так называемых солдат одиночек, тех, у кого в Израиле нет семьи, но приехали из других стран и служат в армии наряду с другими ребятами. Для них создана как институциональная система поддержки, в которой участвует огромное количество частных доноров, так и волонтеров, готовящих домашнюю еду для таких ребят или принимающих их в своих семьях на праздники.
За последние десять лет волонтерство стало более масштабным - практически все школьники задействованы в той или иной форме социальной деятельности. Очень распространено добровольчество в больницах, зоопарках, музеях, и это дает не только полезные навыки самим школьникам, но и прививает привычку к участию в системной благотворительности.
Наблюдая работу Гилеля во всем мире и, в частности в Израиле, можно сказать, что молодые люди от 19 до 26 лет все более активно вовлекаются в системную и длительную волонтерскую деятельность, которая ощутимо влияет на изменение жизни людей или изменение среды. За последние два месяца Гилель во всем мире увидел всплеск волонтерской активности и пожертвований именно среди молодых людей. Это позволяет надеяться на то, что через 10-20 лет, когда это поколение войдет в возраст экономической активности и влияния на национальную экономику, поддержка институциональной и системной благотворительности вырастет.