Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Почему в Израиле провалился социальный протест

В 2011 году разразился "палаточный протест", одно из самых ярких социальных движений в истории Израиля. Девиз "Народ требуют социальной справедливости" звучал повсюду.

01.06.2020
Источник:Детали
Zahav.ru zahav.ru

Читайте также

Но вскоре стало очевидно, что лидеры протеста не смогли определить, что именно они понимают под социальной справедливостью и как хотели бы ее добиться. Многие организации с разными программами присоединились к движению, но через несколько недель социальный протест утратил свою остроту.

Причину такого поворота можно найти в книге американского экономиста и философа Томаса Соуэлла "В поисках космической справедливости", написанной 24 года назад, но не утратившей своей актуальности. "Когда мы говорим, что поддерживаем справедливость, не определяя, что именно она означает, мы на самом деле ходим по кругу", - писал он.

"ХаАрец" публикует статью Ариэля Краса, посвященную работам Соуэлла, в связи с переводом вышеуказанной книги на иврит. К сожалению, при всей мировой известности Соуэлла его работы пока не переведены на русский язык, так что это - хороший повод ознакомиться с жизнью и творчеством столь незаурядного мыслителя.

Сама его жизнь является, с одной стороны, примером парадокса, а с другой - воплощением американской мечты. Соуэлл родился в бедной афроамериканской семье и рано осиротел. Исключительные интеллектуальные способности помогли ему поступить в престижную нью-йоркскую среднюю школу, но, как и во многих бедных семьях, ему пришлось прервать образование и пойти на работу.

После военной службы в Корее Соуэлл поступил в Гарвард, а докторат делал в Чикагском университете в период расцвета знаменитой "чикагской школы экономики". Его талант позволил ему сделать блестящую карьеру: он преподавал в лучших вузах Америки и стал автором более 30 книг, из которых наиболее известные - "Основы экономики", трилогия "Раса и культуры", "Черные консерваторы и белые либералы".

Несмотря на тяжелое детство и происхождение, Соуэлл стал одним из самых радикальных консервативных философов, критиком позитивной дискриминации и политкорректности, активно выступает против стереотипов колониализма и империализма и комплекса вины "белого человека" за тяжелое положение национальных меньшинств.

По его мнению, требования социальной справедливости достигли запредельных масштабов, отчего он иронически именует ее "космической". Эти идеи основаны не на фактах, законах или демократии, а на романтической и элитарной концепции. "Ее социальные и экономические издержки огромны, и сомнительно, что сторонники космической справедливости знают о ее широко распространенных последствиях", - писал Соуэлл.

Современная или "космическая" справедливость фокусируется на переходе от обращения с людьми как с равными, которое Соуэлл считает справедливым процессом, к достижению равных результатов, в котором он видит путь к катастрофе.

Позитивная дискриминация является продуктом этого недостижимого идеала, который приводит к вмешательству правительства в таких сферах, как занятость, высшее образование, гендерное представительство, этническая принадлежность и даже сексуальные предпочтения.

Никто не думает, что равенство не является ценностью, но, как утверждает Соуэлл, равенство - это не то, что правительства могут достичь или контролировать, ибо это относится к фундаментальным различиям между людьми. В качестве примера он приводит двух сыновей, выросших в одной семье, которые, казалось бы, находились в равных условиях, но не равных по росту, весу, кулинарным и художественным предпочтениям, интеллектуальным или спортивным способностям и даже отношению к ним родителей.

Таким образом, позитивная дискриминация для некоторых - это дискриминация для многих. Следовательно, космическая справедливость на самом деле является антисоциальной справедливостью.

В качестве объяснения причин устойчивого запроса на "идеал социальной справедливости" Соуэлл выдвигает теорию наличия в обществе двух типов личностей: "помазанников" и реалистов. Первые исходят из обобщенных представлений о добре и зле, преувеличенного представления о воздействии центрального правительства на общество и искаженных эмпирических данных.

Вторые больше полагаются на свободный рынок, правовое государство и конституционные процессы.

Особенно актуальным сегодня на фоне массовых беспорядков афроамериканского населения выглядят рассуждения Соуэлла о негритянской семье, которая благополучно пережила эпоху рабства, гражданской войны, Великой депрессии, Второй мировой войны и теперь стоит на грани распада вследствие политики позитивной дискриминации, повлекшей появление целого слоя людей, живущих на социальные пособия.

Со своей стороны заметим, что, несмотря на справедливость критики Соуэллом теорий социальной справедливости, проблема массового неравенства в отношении распределения материальных благ в современном мире так и остается нерешенной. Так что истина, как заметил еще Аристотель, лежит посередине.

В заключение - несколько цитат из работ Томаса Соуэлла, которые дают представление о его ярких и парадоксальных взглядах (перевод Игоря Веслера).

"Либералы считают, что тем, кто не верит в предлагаемые ими политические решения, по сути наплевать на людей, которым они якобы стремятся помочь".

"В нашу эпоху политкорректности некоторым, похоже, невдомек, что придирки к словам часто означают игнорирование реалий".

"Суть "мультикультурализма" - можно восхвалять любую культуру мира за исключением западной, а обвинять во всех грехах - только западную".

- Большинство читателей "Коммунистического манифеста" вряд ли осознают, что его написали двое молодых людей, не работавших ни одного дня в своей жизни, но, тем не менее, беспардонно выступавших от имени "трудящихся".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке