Читайте также
У каждого из нас есть свой праздник Победы над нацизмом. Он может быть только личный. Может быть лишь семейный. Может совпадать с официальной государственной риторикой и настроением в обществе, может - находится с ним в постоянном антагонизме. Равнодушных практически нет. Лично я для себя давно решил, что в эти дни буду просто вспоминать моих погибших и выживших родственников. Буду читать не хвалебные или обличительные, но аналитические обзоры, благо сейчас архивы постепенно открываются и оцифровываются, и в Сети можно найти много интересного.
Есть события и личности, на которых фокусируется наше внимание, так как они превратились в символ эпохи. Витольд Пилецкий родился 13 мая 1901 года. Надо отдать должное современной польской историографии - она не делает из этого безусловно выдающегося человека рыцаря без страха и упрека. Нет, он живой и сомневающийся. Словно сошел со страниц книг Сенкевича - то ли Юранд из Спыхова, то ли пан Скшетуский. Родился в семье ссыльных поляков в карельском Олонце. Из знатного шляхетского рода герба Лелива, то есть Лилия. Кстати, этот герб входит в герб города Тернополь. Полюбопытствуйте… Герой и войны с большевиками, и войны с нацистами. Но главное для нас - именно он добровольно отправился в Освенцим, первым добыл сведения о том, что такое эта фабрика смерти. Задумайтесь над этим. Офицер польской армии в 1940 году сам отправляется в Освенцим, чтобы подтвердить чудовищные слухи, ходившие об этом месте. Он оставался в лагере до 1943 года, переправляя информацию, составившую "Доклад Витольда".
Ян Карский рассказал миру о том, что творится в гетто, а Пилецкий - о том, что намерены нацисты совершить в итоге с евреями. Правительство Польши в изгнании было единственным правительством, говорившим о нацистских расправах с евреями и пытавшимся привлечь внимание Запада. Их не услышали, более важные, видимо, дела были у союзников. Сам Пилецкий предлагал командованию атаковать и захватить Освенцим, но начальство отклонило этот план.
В 1943 году Пилецкий бежал из Освенцима. Затем он участвовал в Варшавском восстании, потом плен, потом - Италия, и по приказу генерала Андерса он в октябре 1945 года возвращается в Варшаву бороться против коммунистов, но в 1947 он был арестован, а 25 мая 1948 года после приговора военного суда расстрелян. Имя его, естественно, находилось под запретом до того момента, когда народ Польши сверг коммунистическое правительство и добился восстановления реальной государственности. В прошлом году Европарламент, выступая против искажения истории Второй Мировой войны, принял резолюцию "О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы", там предложено объявить день смерти Витольда Пилецкого Днем памяти героев борьбы против тоталитаризма. Поддерживаю двумя руками.
Почему важно помнить историю последних дней Пилецкого? Потому что именно она проливает свет на некоторые интереснейшие для нас обстоятельства. В частности, во время так называемого "суда" - а среди судей были и бывшие переметнувшиеся офицеры Армии Крайовой - Витольда Пилецкого обвинили в измене. Он потребовал привлечь свидетелей своего пребывания в Освенциме. И коммунисты выставили Юзефа Циранкевича. Возможно, люди старшего поколения вспомнят эту фамилию. В 1947 году это был молодой сталинист, на 10 лет моложе Пилецкого, принимавший участие в боях с немцами, также некоторое время состоявший в Армии Крайовой. Он попал в Освенцим в конце 1941, и был членом подполья. И вот этот человек заявил на суде, что Пилецкий был просто заключенный без всяких связей с Сопротивлением.
Так вот, мерзость этой истории в том, что именно в те дни Юзеф Циранкевич … стал премьер-министром коммунистической Польши. И был им аж до 1970 года с небольшим перерывом в 1952-54, при пресловутом Беруте. В 1956 санкционировал применение силы против бастующих рабочих. А в 1968 году, кроме угроз студентам и либеральной интеллигенции, "прославился" своими бешеными антисемитскими выступлениями, в ходе которых польские евреи, многие из которых были членами ПОРП и участниками Сопротивления, были ошельмованы, исключены из партии, уволены с работы, и изгнаны из страны. Что интересно, в те дни официальной антисемитской линии руководства Польши противостояли довольно сплоченная малочисленная католическая фракция Сейма Znak, к которой принадлежал и будущий первый некоммунистический премьер Польши Тадеуш Мазовецкий. Именно эти отважные люди, фактически наследники Пилецкого и Карского (они оба, как известно, были верующие католики) защищали права польских евреев на справедливое отношение социалистического польского государства.
А теперь давайте, в рамках исторической памяти, ответим себе честно на вопросы - почему в нашем обществе принято считать Польшу антисемитской страной? Почему некоторые наши министры позволяли себе делать заявление о том, что якобы поляки впитывают антисемитизм с молоком матери? Кто развязал пропагандистскую шумиху и привел нас к тому, что сейчас мы уже не можем считать Польшу, одну из самых влиятельных сил в ЕС, своим союзников в Европе? Казалось бы, память о подвигах Пилецкого, Карского, Ирен Сандлер (а она тоже состояла в Армия Крайовой и выполняла поручения агентства Zegota), память о не менее чем 3000 поляков, убитых немцами за помощь евреям - должна оставаться с нами всегда. Нынешние польские власти всячески подчеркивают свое преклонение перед этими именами, а тех мерзавцев среди поляков, которые убивали евреев, как в Едвабне, никогда не защищают и презирают. Но мы предпочитаем говорить о стереотипах, которые нам навязали коммунисты СССР и Восточной Европы, и их наследники. Как вампиры не выносят солнечного света, так эти наследники кровососов, любящие свое "можем повторить", не выносят память о людях светлых, достойных, честных. О людях, которые идут на смерть и лишения ради других просто потому, что им так приказывает вера, достоинство и честь. Все те качества, которыми обладал герой Польши и герой Израиля Витольд Пилецкий, безусловный Праведник народов мира.
Когда мы вспоминаем победу над нацизмом, и произносим "Никогда больше" - мы должны понимать, что зло и ложь, изрекаемая бандитами, не завладеют нами. Никогда больше. Никогда.