Читайте также
Если не считать успехов Туркмении и Северной Кореи, одержавших убедительную победу над вирусом, точнее, над статистикой, то в списке стран, сравнительно легко справившихся с новым мором, лидируют Германия, где все делалось в соответствии с установленными правилами, и Израиль, где все делалось вопреки правилам.
Впрочем, у Израиля, в сравнении с другими западными странами, оказалось два существенных преимущества. Что называется, не было бы счастья – несчастье помогло. Со дня своего основания в мае 1948 года Израиль находится в блокаде и связан с внешним миром только воздушным и морским путями. Властям не составило большого труда закрыть один международный аэропорт и три морских порта, тем самым полностью перекрыв импорт вируса. Все, кто прибывал в страну после закрытия, отправлялись не двухнедельный карантин в 5-звездочные отели, закрытые для туристов по случаю эпидемии, и там отбывали вынужденную неволю, горестно сетуя на произвол властей.
И вторым преимуществом окруженного врагами Израиля стала готовность населения к чрезвычайному положению, наработанная постоянными войнами и терактами. Молниеносный переход от левантийского расслабленно-дружелюбного взаимодействия с действительностью к мобилизации всех сил для противостояния неожиданной опасности стало в Еврейском государстве почти ментальной чертой.
Никого не удивляют истории о том, как уличный певец, увидев бегущего по набережной Яффо палестинца с окровавленным ножом, обезвредил террориста гитарой, по голове. Или о том, как экскурсовод застрелил арабского водителя-шахида, направившего свой грузовик в безоружную группу юношей и девушек, приехавших в Иерусалим на экскурсию. Поэтому принятое правительством нелегкое решение о полном карантине почти не нарушалось. Люди сидели дома, занимались спортивной ходьбой перед телевизором, и надевали резиновые перчатки и маски, выходя на лестничную площадку сообщить шумным соседям, что о них думают.
Только один сектор оказался неуправляемым. Население ультра ортодоксальных районов, полагающееся больше на Бога, чем на Минздрав, не признавало никаких ограничений. Запрет молиться миньяном и все иные предосторожности здесь сравнивали ни много ни мало с действиями нацистов и обвиняли правительство Израиля в антисемитизме.
Эффективной мерой контроля за распространением инфекции стала и давно уже используемая израильскими спецслужбами электронная система слежения за террористами. Ведь Алгоритму Общей службы безопасности безразлично, что ты несешь в людное место – пояс смертника или смертельный вирус, тем или иным способом тебя остановят. Однако столь эффективное проникновение в личную жизнь небезразлично правозащитникам, поэтому как только эпидемия пошла на спад, тотальную слежку отменили.
Благо, в Израиле еще остались органы власти, способные окрикнуть ретивых силовиков. Но что будет с отработанными в кризисной ситуации средствами электронного контроля, когда пандемия закончится, предсказать трудно. Особенно в технически продвинутых авторитарных странах, где власти могут любую форму общественного протеста объявить эпидемией.
В данный момент Израиль пытается вернуться к нормальной жизни, т.к. ситуация, судя по всему, уже под контролем. Если месяц назад в одном из первых панических обращений к населению премьер-министр Биньямин Нетаниягу прогнозировал в самом скором времени миллион зараженных и десять тысяч умерших, то по наступлении этого времени обнаружилось, что умерших в 9-миллионном Израиле чуть больше 200, причем 95% из них люди пожилые, с многочисленными хроническими болезнями, развитие которых зловредный вирус лишь ускорил.
Даже Бог, как показывает статистика, в тяжелом испытании помог не религиозному, а светскому населению – в не соблюдающих шаббат Тель-Авиве, Ришон-Леционе, Бат-Яме в последние дни фиксируется нулевой рост заразившихся, в то время, как в Бней-Браке, в религиозных кварталах Иерусалима и Бейт-Шемеша счет ежедневно заболевающих идет на сотни.
И поскольку Всевышний уже не первую тысячу лет доказывает, что Он не является антисемитом, может быть, итоги нынешнего Апокалипсиса приведут особо верующих к выводу, что соблюдать личную гигиену и рекомендации эпидемиологов не менее важно, чем его Заповеди. Впрочем, окончательные итоги мы узнаем только через несколько недель.
Подписаться на "Бесэдер?"